Файл: Организационноправовые основы деятельности дорожнопатрульной службы гибдд.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Досмотр транспортного средства и проверка агрегатов автомобиля должны осуществляться при участии не менее двух сотрудников ДПС ГИБДД. При этом всем необходимо выйти из салона автомобиля и находиться на расстоянии, исключающим возможность прямого воздействия на инспекторов1.

Один из сотрудников осуществляет досмотровые мероприятия, второй – наблюдает за поведением лиц. При проверке подкапотного пространства сотрудником ДПС ГИБДД водителю также необходимо находиться на достаточном расстоянии под контролем второго инспектора. Пренебрежение лицами, управляющими автомототранспортными средствами, правилами дорожного движения повышает актуальность вопроса об ограничении права на управление автомототранспортными средствами2.

Отмечается, что в мотивации правонарушителей доминирует легкомыслие и намерение игнорировать правила дорожного движения в связи с завышенными представлениями о технических достоинствах автомобиля, о дополнительных обязанностях в отношении себя как участника дорожного движения3.

В завершение отметим, что осуществление надзора за дорожным движением предполагает выполнение ряда административных процедур, предполагающих непосредственное взаимодействие с участниками дорожного движения. В связи с этим, важно соблюдение множества правил, к числу которых относятся правила межличностного общения, тактические приёмы расположения относительно других людей и методика действий при складывающихся ситуациях, в том числе – нестандартных. Зачастую надзор за дорожным движением сотрудниками ГИБДД сводится к общению с водителями, которое происходит после остановки транспортного средства, т.е. его кратковременного прекращения движения, связанного с выходом из общего транспортного потока. Сотруднику ДПС важно обеспечить свою безопасность и безопасность участников дорожного движения, поэтому сигнал об остановке подаётся заблаговременно. Водителю указывается место для остановки, как правило, целесообразно перед патрульным автомобилем, что наиболее полно отвечает положениям Административного регламента ДПС. Это позволяет находиться в пределах зон охвата камерами видеонаблюдения и фиксации, установленными в салоне патрульного автомобиля и не окажет маскирующего воздействия патрульного автомобиля: он будет отчётливо виден водителями проезжающего транспорта. Место для остановки следует выбирать в соответствии с положениями ПДД, регламентирующими правила остановки и стоянки, однако в крайних случаях допускается отступление от этих требований. После остановки сотрудник обязан незамедлительно подойти к водителю, при общении с ним быть повёрнутым лицом к потоку транспорта, в то же время располагаться таким образом, чтобы исключить нанесения удара дверью и контролировать действия водителя и пассажиров в транспортном средстве. Нельзя поворачиваться к участнику дорожного движения спиной и стороной с оружием. Этих же правил следует придерживаться и при досмотре и осмотре транспортного средства.
Большое значение имеет взаимная страховка, по правилам которой один сотрудник должен вести общение с участниками дорожного движения, проверку документов и т.п., а другой – контролировать их поведение, имея готовность к применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в целях отражения нападения.


Заключение
Дорожно-патрульная служба выступает структурной частью ГИБДД в целом. В основные виды правоохранительной деятельности входят следующие:

1. Профилактика;

2. Контроль;

3. Надзор;

4. Разрешительная функция в сфере безопасности дорожного движения;

5. Обеспечительная функция охраны общественного порядка, в пределах закрепленной зоны поста, либо же маршрутов патрулирования.

Подразделения ДПС, одним из строевых подразделением которой выступают батальоны, достаточно тесно взаимодействуют с иными подразделениями органов внутренних дел.

Сотрудники ДПС обязаны обладать соответствующей профподготовкой, соблюдать дисциплину, быть бдительными, действовать решительно, иметь достаточно высокие моральные качества и т.д..

Итоги по выполнению планов подразделений, подлежат обязательному рассмотрению на совещаниях. На указанных совещаниях проводится анализ, учет, обобщение всех сведений, которые были собраны в зоне той ответственности, которая установлена нормативно-правовыми актами. Комплекс информации, подлежащей учету оценивается эффективность деятельности подразделений, применяются меры различного характера по предупреждению или снижению уровня аварийности на дорогах, вырабатывается комплекс мер и принимаются решения, которые в дальнейшем послужат мерой направленной на снижение уровня аварийности на дорогах.

Отдельно взятые сотрудники строевых подразделений обладают определенными полномочиями, причет весь комплекс полномочий можно условно разделить на две группы:

1. Общие полномочия, которые присуще всем сотрудникам;

2. Специальные полномочия, которые напрямую зависят исключительно от занимаемой должности.

К категориям сотрудников, в частности, отнесены: командир, заместитель командира, заместитель командира отдельного строевого подразделения, сотрудники.

Оперативное управление рассматриваемой службы регулируется деятельностью дежурной части, если же таковая отсутствует, то эти функции возлагаются на дежурные части территориальных органов.


Все сотрудники, обязаны в полном объеме выполнять возложенные на них обязанности. В случае выявления факта невыполнения обязанностей или же в случае грубого нарушения служебных обязанностей, в функции начальника входит возможность отстранения сотрудника, допустившего это нарушение, отстранение сотрудника от несения службы.

На сегодняшний день инспектор дорожно-патрульной службы четко выполняет основную задачу по пресечению правонарушений и соответственно составляет протокол об административном правонарушении на лиц, допустивших нарушение Правил дорожного движения.

В заключение стоит сказать, что обеспечение безопасности дорожного движения патрульно-постовыми службами является важнейшим элементом обеспечения транспортной безопасности, что представлено деятельностью по предупреждению условий и причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, а также снижения тяжести последствий аварий на дорогах.

Правильная организация направлений деятельности дорожно-патрульной службы выступает гарантией качественной и успешной работы по рассматриваемому виду правоохранительной деятельности.

Список использованных нормативных актов и литературы

Официальные документы и нормативные акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2020. – № 31.

  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. 26.03.2022) // Российская газета. – №256. – 31.12.2001.

  3. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 50. С. 4873.

  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1997 г. № 1143 «Об одобрении концепции государственной транспортной политики Российской Федерации» // URL: https://rulaws.ru/goverment/PostanovleniePravitelstva-RF-ot-08.09.1997-N-1143/.

  5. О должностных лицах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание. Приказ от 30 августа 2017 г. № 685.

  6. О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения: вместе с Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации // Указ Президента Рос. Федерации от 15 июня 1998 г. № 711: ред. от 19 февраля 2021 г.

  7. Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения // Приказ МВД России от 23 августа 2017 г. № 664: ред. от 21 декабря 2017 г. // Рос. газ. 2017. 13 октября. № 232.

  8. Приказ МВД России от 23.08.2017 № 664 (ред. от 21.12.2017) «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.10.2017 № 48459) // «Российская газета». № 232, 13.10.2017.


Монографии, иные научные издания

  1. Административная деятельность полиции : учебник / под. ред. О. В. Зиборова, В. В. Кардашевского. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2021. 328 с.

  2. Мукабенов М.В. Субъекты административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / 12.00.14. М.: Академия управления МВД России, 2015. С. 20.


Научные статьи

  1. Борисова С.Е. Коммуникативная компетентность инспекторов ДПС ГИБДД / С.Е. Боброва // Научная статья. – 2013. - № 3. - С. 6-8.

  2. Жбанова, С. А. Обеспечение личной безопасности сотрудниками дорожно-патрульной службы при надзоре за дорожным движением / С. А. Жбанова // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. – 2022. – № 1(90). – С. 36-42.

  3. Зинов П.И., Петренко С.И., Флерова А.Д. Обеспечение личной безопасности сотрудников ДПС при досмотре транспортных средств // Актуальные вопросы тактикоспециальной подготовки сотрудников правоохранительных органов: сборник статей по итогам научно-практической конференции / под ред. В.Н. Гонтаря. 2020. С. 22-28.

  4. Козловская Е.А. Профессиональное общение и разрешение конфликтных ситуаций в деятельности инспектора ГАИ с участниками дорожного движения / Научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения МВД РФ (Москва) // метод. указания. М., 1995. С. 5–7.

  5. Лукьянов, К. Н. Развитие дорожно-патрульной службы ГИБДД в современных условиях / К. Н. Лукьянов // Вести научных достижений. Экономика и право. – 2021. – № 8. – С. 107-109.

  6. Михайлов О.Б. Тактика обеспечения личной безопасности сотрудников ДПС ГИБДД при остановке транспортного средства // Человек. Общество. Право: материалы международной научной конференции курсантов, слушателей и студентов. 2018. С. 121-123.

  7. Слышалов И.В. Некоторые вопросы правового обеспечения личной безопасности сотрудников ДПС ГИБДД при осуществлении ими контрольно-надзорной деятельности в области дорожного движения // Вестник Омской юридической академии, 2018. № 4.

  8. Филиппов, Д. В. Направления деятельности дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения / Д. В. Филиппов // Трибуна ученого. – 2020. – № 11. – С. 444-448.

  9. Шатковская, И. И. Проблемные вопросы обеспечения дорожной безопасности сотрудниками дорожно-патрульных служб ГИБДД России / И. И. Шатковская // Обеспечение безопасности дорожного движения: вызовы и решения. 2021. – С. 195-197.

  10. Якимов А.Ю. Ограничение права на управление автомототранспортными средствами (различные виды и их правовая природа) // Административное право и процесс. 2016. № 4. С. 8 - 13.