Файл: Организационноправовые основы деятельности дорожнопатрульной службы гибдд.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Согласно п.11 Положения о Госавтоинспекции МВД России, реализация полномочий сотрудников подразделения в целях выполнения указанной ранее обязанности происходит посредством контроля за соблюдением требований безопасности при строительстве и эксплуатации дорог и иных объектов автодорожной инфраструктуры; за техническим состоянием транспортных средств и за перевозками отдельных видов грузов2.

Кроме того, приоритетным направлением деятельности сотрудников дорожнопатрульной службы является надзор за соблюдением участниками дорожного движения норм и правил в области дорожного движения в процессе передвижения их по дорогам, перемещения на транспортных средствах и перевозки грузов3. Иными словами, эффективное выполнение возложенных на ГИБДД обязанностей и реализация предписанных нормативными правовыми актами требований возможны только при непосредственном наблюдении за водителями, пешеходами и пассажирами, а также за состоянием элементов дорожной инфраструктуры и автомобильного транспорта, что предполагает регулярное нахождение в пределах дороги.

Вне зависимости от форм несения дорожно-патрульной службы важно уделять особое внимание правилам личной безопасности сотрудников полиции, что позволит повысить качество службы и максимально снизить риск получения увечий и гибели инспекторов ДПС ГИБДД при выполнении служебных обязанностей. Актуальность подтверждается и перечисленными выше факторами, специфичными для автомобильных дорог.

Деятельность ГИБДД в данном аспекте регламентирована ведомственными актами и методическими рекомендациями, однако, по нашему мнению, основы безопасности сотрудников, выполняющих функции в пределах дорог на транспортном средстве и в пешем порядке, содержатся в Правилах дорожного движения. На наш взгляд, личная безопасность в первую очередь основывается на общих положениях, распространяющихся на всех участников дорожного движения.

Несение службы на патрульном автомобиле осуществляется посредством движения в транспортном потоке в целях предупреждения и пресечения нарушений правил обгона, маневрирования и расположения транспортных средств на проезжей части. Также возможно движение впереди с разрешённой или оптимальной в конкретной ситуации скоростью.

Наиболее распространённая форма контроля за соблюдением участниками дорожного движения норм и правил – на патрульном транспортном средстве в стационарном положении.


Особенностью является то, что отсутствуют специально оборудованные места для расположения автомобиля (мотоцикла) ДПС, которые позволяют максимально обеспечивать безопасность инспекторов и участников дорожного движения.

Наряд ДПС занимает определённое место в пределах маршрута патрулирования на участках дороги, не предназначенных для выполнения сотрудниками административных процедур (иных действий).

При выборе участка в пределах дороги, на котором сотрудникам ДПС ГИБДД предстоит нести службу, необходимо руководствоваться погодными условиями, видимостью, особенностями организации дорожного движения. Для продолжительного несения службы в стационарном положении следует исключать места, где остановка и стоянка транспортных средств запрещена. Кроме того, важно обеспечить видимость патрульного автомобиля другими участниками дорожного движения на расстоянии, достаточном для принятия мер по снижению скорости.

В общих случаях в тёмное время суток необходимо нести службу на участках, где имеется искусственное освещение; на транспортном средстве необходимо включить проблесковые маячки, установленные на крыше. При этом не рекомендуется включение стробоскопов и фар-вспышек, поскольку такие световые сигналы могут ослеплять водителей проезжающих транспортных средств и не обеспечивают видимость со всех сторон.

Наиболее оптимальным местом расположения патрульного транспортного средства на дороге являются стояночные площадки за пределами обочины, а также остановочные карманы.

В связи с тем, что одним из направлений деятельности в рамках реализации государственной функции является выполнение неотложных действий на месте ДТП, рассмотрим конкретные особенности правил личной безопасности сотрудников ДПС ГИБДД.

Важно отметить, что складывающаяся обстановка зачастую предполагает возникновение необходимости нахождения на проезжей части для оказания помощи пострадавшим, проведения измерений и т.д. Кроме того, не всегда представляется возможность своевременно освободить дорогу от трупов, повреждённого транспорта, его частей; требуется принятие мер по сохранению обстановки на месте ДТП до прибытия следственно-оперативной группы.

Это в несколько раз повышает риск вторичного ДТП, когда водители проезжающих транспортных средств своевременно не замечают препятствие и допускают наезд, несмотря на принимаемые сотрудниками полиции меры по оцеплению участка дороги.



Полагаем, что при нахождении на проезжей части на дорогах, например, для оформления ДТП, необходимо принимать повышенные меры безопасности. В первую очередь они должны быть направлены на своевременное оповещение водителей проезжающих транспортных средств о наличии препятствия на дороге в целях снижения скорости и изменения направления движения. Для этого по общему правилу выставляются знаки аварийной остановки, на патрульном транспортном средстве включаются проблесковые маячки. Однако, в ясную погоду такие меры могут быть не замечены.

Патрульный автомобиль следует располагать с краю проезжей части по ходу движения транспорта, перед иными объектами и предметами, имеющими отношение к происшествию. При этом обязательно включение специальных световых сигналов. Передние колёса автомобиля ДПС нужно повернуть в правую сторону, чтобы в случае наезда на него не допустить съезда на полосу движения и на находящиеся впереди предметы1.

Для эффективной реализации полномочий сотрудников ДПС ГИБДД, предусмотрена, в частности, остановка транспортного средства.

На наш взгляд, данная административная процедура является одной из основополагающих, поскольку иные действия в отношении водителя (проверка документов, составление материала об административном правонарушении) возможны только после прекращения движения транспортного средства.

Действия инспектора по остановке и проведению последующих мероприятий имеют сложный характер, требующий комплексного подхода. Актуальна психологическая составляющая, достаточное знание нормативных правовых актов, регламентирующих общественные отношения в области дорожного движения и определяющих правовой статус сотрудника ГИБДД, соблюдение мер личной безопасности, владение в совершенстве тактическими приёмами, навыками самообороны, применения специальных средств, огнестрельного оружия, а также правилами взаимной страховки.

При остановке транспортного средства, в первую очередь необходимо выбрать место на участке дороги, отвечающее требованиям безопасности (наличие искусственного освещения, площадки, хорошая обзорность). Остановка транспортного средства должна осуществляться таким образом, чтобы не ставить под угрозу жизнь и здоровье водителя и пассажиров.

Сигнал об остановке подаётся при помощи жезла, громкоговорящего устройства или жестом руки. В темное время суток либо в условиях ограниченной видимости подача сигнала должна осуществляться с использованием специальных световых сигналов и светящегося жезла. Затем следует указать место, которое водителю следует занять, прекратив движение. При этом действия должны выполняться в соответствии с ПДД в местах, где остановка и стоянка разрешена.


Вместе с тем, необходимо исключить возможность создания помех в движении другим водителям, пешеходам, а также в работе организаций и предприятий1.

Однако в случаях, не терпящих отлагательства, допускается остановка транспортного средства с отступлением от положений ПДД (необходимость немедленного прекращения движения в связи с совершением грубого нарушения, наличия неисправности, создающей опасность и т.д.).

Водителям для остановки должно быть указано место перед патрульным автомобилем. В обоснование позиции приведём следующие аргументы: 1) остановленный автомобиль, в особенности – крупногабаритный, не будет ограничивать видимость специальных световых сигналов на патрульном автомобиле водителями, движущимися в попутном направлении; 2) сотрудник, находящийся в салоне, может наблюдать за поведением лиц и незамедлительно принять меры в зависимости от складывающейся обстановки; 3) в тёмное время суток возможно освещение задней части остановленного автомобиля дальним светом в целях определения количества пассажиров в салоне и их действий.

Остановленное транспортное средство должно располагаться правее проекции патрульного автомобиля, чтобы минимизировать риск наезда проезжающего транспорта на инспектора и транспортное средство). Как уже говорилось ранее, важно обращать внимание на пассажиров, находящихся в салоне транспортного средства. Это существенно затрудняется затемнёнными стёклами, однако напрямую влияет на обеспечение личной безопасности инспекторов ДПС. Поэтому сотрудник должен потребовать опустить стёкла для визуального осмотра салона автомобиля. Логическим продолжением остановки транспортного средства является выполнение других административных процедур, к числу которых можно отнести проверку документов, номерных обозначений на агрегатах и технического состояния.

Ещё одним аспектом, требующим рассмотрения и руководства правилами в целях обеспечения личной безопасности сотрудников ДПС ГИБДД, является подход к остановленному транспортному средству и нахождение у него при проверке документов, а также при осуществлении иных действий. Обращение к водителю транспортного средства по общему правилу должно осуществляться со стороны места нахождения водителя. Однако наиболее безопасен подход с правой стороны автомобиля и нахождение за передней правой стойкой кузова, что не противоречит правилам, закреплённым Административным регламентом ДПС, допускающим возможность обращения к водителю с противоположенной стороны при наличии объективных обстоятельств.


Это позволяет контролировать действия водителя и пассажиров, исключает возможность нанесения удара инспектору дверью, а также является препятствием на проекции между сотрудником ДПС и лицами, находящимися в автомобиле. Затрудняется их воздействие при помощи холодного и огнестрельного оружия, поскольку требуется большее количество движений и время, что даёт инспектору возможность среагировать и принять меры. Однако подход с правой стороны не всегда возможен в виду, например, наличия валов снега, грязи на обочине и т.п. Подход со стороны водителя (с левой стороны транспортного средства) следует осуществлять с соблюдением мер предосторожности, убедившись в отсутствии транспорта на полосе движения попутного направления. При нахождении у остановленного автомобиля необходимо контролировать поток движущегося транспорта.

Если возникает необходимость выхода водителя и пассажиров из транспортного средства, необходимо незамедлительно переместиться на обочину. Передачу документов инспектору следует осуществлять таким образом, чтобы рука инспектора не находилась в салоне автомобиля, чтобы исключить возможность получения травм от действия водителя. Категорически запрещается наклоняться внутрь через боковой оконный проём автомобиля.

Сотрудник, находящийся на водительском месте патрульного автомобиля, выполняет роль страхующего напарника и при общении напарников с гражданами находится в салоне автомобиля и концентрируется на действиях лиц, поэтому, в отличие от инспекторов, осуществляющих проверку документов, может незамедлительно принять меры по отражению нападения и сообщить в подразделение ГИБДД о факте противоправного посягательства, а также приметы преступников и их транспортного средства.

Существенную угрозу жизни и здоровью сотрудника с позиции обеспечения личной безопасности представляет досмотр транспортного средства, который проводится при наличии оснований перевозки в нём предметов, имеющих отношение к преступлению, ставших орудиями совершения преступления или административного правонарушения. Кроме того с досмотром тесно связано понятие осмотра транспортного средства, который проводится в целях визуального определения технического состояния транспортного средства, выявления неисправностей, определения соответствия номерных обозначений узлов и агрегатов транспортного средства документам и т.п.