Файл: Потребности и мотивы. Психология и Педагогика. (заочная гму 2021).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сибирский институт бизнеса и информационных технологий

Реферат на тему: Потребности и мотивы. Психология и Педагогика. (заочная_ГМУ_2021)

(ФИО студента) Кучуков Валерий Зиннурович

Группа ГМН4 – 1321(2)

Салехард 2023

Содержание

Введение

Мотивация как процесс

Потребности и мотивы как внутренние побудительные силы поведения

Классификация потребностей

Классификация мотивов

Свойства потребностей и мотивов

Нарушения

Индивидуальные особенности

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Проблема мотивации и мотивов поведения - одна из стержневых в психологии. “Откуда берутся и как возникают мотивы и цели индивидуальной деятельности? Что они собой представляют? Разработка этих вопросов имеет огромное значение не только для развития теории психологии, но и для решения многих практических задач” пишет Б.Ф.Ломов.

Для чего нам необходимо изучение мотивации? Вспомним книгу Д.Карнеги: “Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей”. Через всю эту книгу идет одна основная мысль. Единственная возможность заставить человека сделать чего-либо - это сделать так, чтобы он сам захотел сделать это.

Изучение мотивации нам необходимо, так как это один из методов управления личностью, воздействия на ее потребности и желания.

Мотивация занимает особое место в структуре личности и является одним из основных понятий, используемых для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека. Термин “мотивация” образован от слова “мотив” (от лат. мovere - двигаться). Следовательно, мотив можно определить как то, что заставляет проявлять активность, а под мотивацией человека понимают весь комплекс факторов, побуждающих и направляющих поведение человека.

В современной психологии “мотивация” используется в двояком смысле: как система факторов, детерминирующих поведение (потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и т.д.), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает. Мотив определяют как побудитель (побуждение) к какой-либо деятельности или поведению, то есть мотив выступает как их причина.

Потребность как внутренняя сила может реализовываться только в деятельности, причем потребность приобретает свою предметность только в ситуации обнаружения своего предмета, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет - свою побудительную и направляющую функцию, становясь мотивом.


Главное в мотивации - ее неразрывная связь с потребностями человека. Сложная иерархическая система мотивов человека является динамическим образованием, она меняется со временем по составу и по направленности ведущих мотивов. Мотивы актуализируются в определенных ситуациях, то есть переходят из латентного состояния в реально действующее. Актуализация мотива приводит к образованию целей, принятию решения и к определенным действиям - разворачивается мотивационный процесс.

Мотивация как процесс

Мотивация как психологическое явление трактуется по-разному. В одном случае - как совокупность факторов, определяющих поведение. В другом - как совокупность мотивов. В третьем - как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. И так далее. Для однозначности восприятия понятия “мотивация” в данном тексте мы будем рассматривать мотивацию как динамический процесс формирования мотива (как основания поступка).

Довольно часто психологи в своих теоретических работах пытаются рассмотреть отдельно мотивацию внешнюю - экстринсивную и внутреннюю - интринсивную. Но на практике человек не может не зависеть в своих решениях и поступках от влияния окружения. То есть на внутреннюю мотивацию оказывают влияние внешние факторы. Говоря о внешней мотивации необходимо принять во внимание, что обстоятельства, условия, ситуации приобретают значение для мотивации только тогда, когда становятся значимыми для человека, для удовлетворения потребности, желания. Поэтому внешние факторы должны в процессе мотивации трансформироваться во внутренние.

В.Г.Асеев считает, что важной особенностью мотивации человека является двумодальное, положительно-отрицательное ее строение. При положительной мотивации у человека возникает побуждение к непосредственной реализации потребности. Отрицательная мотивация, напротив, выступает как самозапрет, тормозящий побуждения к реализации потребности. Например, нахождение рядом с объектом своего влечения может вызвать как положительную мотивацию, так и отрицательную (в случаи неразделенной любви).

Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести следующих одна за другой стадии.

Естественно, такое рассмотрение процесса носит достаточно условный характер, так как в реальной жизни нет столь четкого разграничения стадий и нет обособленных процессов мотивации. Однако для уяснения того, как разворачивается процесс мотивации, какова его логика и составные части, может быть приемлема и полезна ниже приводимая модель.


Первая стадия - возникновение потребностей. Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает “требовать” от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для ее устранения. Потребности могут быть самыми различными. А.Маслоу (Маслов) делит их на условные пять групп:

Физиологические потребности

Потребности в безопасности

Социальные потребности

Потребности в уважении

Потребности в самореализации

Вторая стадия - поиск путей устранения потребности. Раз потребность возникла и создает проблемы для человека, то он начинает искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать. Возникает необходимость что-то сделать, что-то предпринять.

Третья стадия - определение целей (направления) действия. Человек фиксирует, что и какими средствами он должен делать, чего добиться, что получить для того, чтобы устранить потребность. На данной стадии происходит увязка четырех моментов:

что я должен получить, чтобы устранить потребность;

что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю;

в какой мере я могу добиться того, чего желаю;

насколько то, что я могу получить, может устранить потребность.

Четвертая стадия - осуществление действия. На этой стадии человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые, в конечном счете, должны предоставить ему возможность получения чего-то, чтобы устранить потребность. Так как процесс работы оказывает обратное влияние на мотивацию, то на этой стадии может происходить корректировка целей.

Пятая стадия - получение вознаграждения за осуществление действия. Проделав определенную работу, человек либо непосредственно получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемый для него объект. На данной стадии выясняется то, насколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к действию.

Шестая стадия - устранение потребности. В зависимости от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, вызывает устранение потребности ослабление или усиление мотивации деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности
, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.

Потребности и мотивы как внутренние побудительные силы поведения

Мотивационные силы, оказывающие влияние на поведение человека, - это разнообразные факторы, которые могут находиться как внутри человека, так и вне его организма. К внешним мотивационным силам относят обстановку, окружающих людей, разного рода внешние воздействия, к внутренним - физиологические процессы, происходящие в организме человека и связанные с его органическими потребностями, а также психологические свойства, состояния, процессы человека и их динамика. Среди многих мотивационных терминов, которые относятся к внутренним, психологическим побудительным силам поведения, чаще всего упоминаются потребности и мотивы. Главной причиной активности является стремление человека удовлетворить свои потребности. В психологии различают понятия нужды и потребности.

Нужда - объективная необходимость в чем-то, которую сам человек может не переживать и не осознавать. Например, только что младенец объективно нуждается во взрослом человеке (без него погибнет), но этого не осознает, не чувствует и не переживает. По мере взросления потребность в общении отражается уже не только в переживаниях, но и в мыслях, в сознании человека.

Потребность - это субъективное психическое состояние индивида, выражающееся в переживании и осознании человеком нужды в том, что необходимо для поддержания существования его организма и развития личности. Потребности - источник активности человека. Они всегда сопровождаются субъективными переживаниями (желаниями, ожиданием), которые побуждают человека к определенным действиям, поступкам, направленным на удовлетворение потребностей. Иными словами, потребности порождают мотив.

В отличие от потребности мотивом (от лат. movere - приводить в движение, толкать) поведения называют то, что в данный момент времени побуждает человека действовать определенным образом, делает его активность целенаправленной и поддерживает ее на определенном уровне.

На первый взгляд кажется, что понятия «потребность» и «мотив» обозначают одно и то же, т. к. оба выступают как внутренние регуляторы поведения. Однако потребности выполняют побудительную функцию деятельности и поведения, а мотивы - направляющую. Потребность может быть потенциальным и реальным мотивом поведения (т. е. оказывать или не оказывать влияние на поведение), мотив же всегда является актуально действующим мотивационным фактором. Потребность порождает общее состояние нецеленаправленной активности, а мотив делает активность человека целенаправленной. По выражению А. Н. Леонтьева, мотив - это опредмеченная потребность, то есть такая потребность, которая выражена в стремлении человека к определенной цели. Мотивы поведения - это субъективные, психологические образования, начинающие,
регулирующие и поддерживающие деятельность человека, направленную на удовлетворение его потребностей. Потребности же - это объективно действующие энергетические первоисточники поведения, т. е. то, что делает человека в данный момент активным. Но если человек осознаёт, что на самом деле управляет его поведением, то потребность и мотив могут совпадать.

Мотивы - это относительно устойчивые атрибуты личности. Так, утверждая, что человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация.

Развитие человеческой деятельности ведет к раздвоению функций мотивов. Одни мотивы, побуждая деятельность, придают ей личностный смысл (смыслообразующие мотивы), другие, выполняя роль побудительных факторов, лишены смыслообразующих функций (мотивы-стимулы).

Деятельность человека направляется не одним мотивом, а их совокупностью. При этом выделяют внутренние и внешние мотивы. В основе внутренних мотивов лежат потребности человека, его эмоции, интересы. К внешним мотивам относятся цели, исходящие из ситуации (факторы среды). Совокупность внутренних и внешних мотивов определенным образом организуется и составляет мотивационную сферу личности. Главные отношения, характеризующие мотивационную сферу личности, - отношения иерархии мотивов.

Классификация потребностей

Существует множество видов потребностей. Их классифицируют по различным основаниям.

1. По происхождению потребности делят на естественные и культурные.

Естественные (органические) потребности - это потребности, обусловленные биологической природой человека. Это потребности в кислороде, воде, продолжении рода, самосохранении и т. д. Они отражают зависимость человека от условий, необходимых для сохранения и поддержания жизни индивида.

Культурные (социальные) потребности - это потребности, обусловленные социальной природой человека. Они появились в результате социально-исторического развития человека: филогенеза и отражают его зависимость от продуктов человеческой деятельности и общения.

2. По предмету потребности делятся на материальные, социальные и духовные (В. Д. Шадриков). Материальные потребности отражают зависимость человека от предметов материальной культуры. Они делятся на физиологические (еда, укрытие) и социальные (деньги, предметы обихода).