Файл: Потребности и мотивы. Психология и Педагогика. (заочная гму 2021).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Социальные потребности - это потребности, которые отражают зависимость человека от социальной среды. Они, в свою очередь, делятся на а) потребности в общении, б) потребности в самоактуализации, в) потребности в служении обществу, г) потребности в социальном признании.

Духовные потребности - потребности, выражающие зависимость человека от продуктов общественного сознания. Например, естественная по происхождению потребность по предмету может быть только материальной. Культурная по происхождению потребность может быть материальной или духовной. В развитии индивида главную роль играет стремление к удовлетворению естественных органических потребностей, в развитии же личности - стремление к удовлетворению культурных потребностей. Духовные потребности делятся на а) потребности в признании, б) потребности в эстетическом наслаждении, в) потребности в творчестве. Особую роль в развитии личности играют духовные потребности: стремление к знаниям, творчеству, восприятию произведений искусства, самовыражению и самоутверждению. Под потребностями психологического развития и нравственного самосовершенствования понимаются потребности, удовлетворяя которые, человек обеспечивает собственный культурно-психологический рост, стремится к тому, чтобы сделать из себя морально ответственную и нравственно совершенную личность. Именно эти потребности становятся главными и актуальными для человека, достигшего высшего уровня личностного развития. В настоящее время сложилась и весьма популярна среди психологов гуманистическая теория личности, в которой наличие у человека таких потребностей провозглашается признаком высшего уровня психологического развития человека, основной целью и главной задачей его жизни.

3. Согласно другой классификации все многообразие потребностей человека может быть сведено к двум основным классам: биологические (витальные)и информационные потребности (лежащие в основе социальных потребностей).

Биологические потребности являются легко и быстро насыщаемыми, имеют индивидуалистический, эгоцентрический характер, ставят особь в конкурентные отношения с другими. Регулирующая функция биологических потребностей ограничена, т. к. они определяют поведение в сравнительно небольшие отрезки времени, в течение которых происходит удовлетворение потребностей.

Информационные потребности (к ним относятся и познавательные, и социальные) являются ненасыщаемыми или значительно менее насыщаемыми по сравнению с биологическими потребностями и, как правило, не ведут к возникновению конкурентных отношений между людьми. Поэтому их регулирующая функция по отношению к поведению человека является неограниченной. Удовлетворение информационной потребности за счет какого-либо объекта никак не сказывается на самом объекте. Эта потребность имеет вторую сторону: поделиться информацией с другими людьми.


Иерархия потребностей

Все виды потребностей взаимосвязаны между собой и упорядочены по степени значимости для конкретного человека. Иерархия фундаментальных потребностей впервые была предложена А. Маслоу. В основании «пирамиды Маслоу» лежит необходимость поддерживать физиологический гомеостаз; выше - мотивы самосохранения; далее - уверенность, престижность, любовь; на вершине - познавательные и эстетические мотивы, ведущие к развитию способностей и самоактуализации личности.

А. Н. Леонтьев назвал данную попытку построения иерархии неудачной. По его мнению, иерархические отношения между потребностями являются относительными и определяются складывающимися связями деятельности субъекта. Потребности, которая занимает верхнюю ступень в иерархии, человек должен уделять больше всего внимания, т. к. она обычно тесным образом связана с целью и смыслом его жизни.

Иерархия потребностей человека устанавливается в процессе его жизни и может неоднократно изменяться. Перестройка иерархии потребностей человека может происходить в результате получения им нового жизненного опыта, который существенно изменяет систему ценностей человека, его взгляды и отношения. Так, например, большинство людей разного возраста, дети, юноши и взрослые, имеет различную иерархию потребностей. То, что в детстве находилось на первом месте у ребенка, с началом юности может утратить свое значение; то, что было важно и значимо в юности, может у взрослого человека отойти на второй план.

Классификация мотивов

Человека к деятельности, как правило, побуждает не один, а несколько мотивов. И каждый из них имеет разную побудительную силу. Одни мотивы достаточно часто актуализируются и оказывают существенное влияние на деятельность человека, другие - действуют только лишь в определенных обстоятельствах (и в большинстве случаев являются потенциальными мотивами). Многочисленные виды мотивов классифицируют по разным основаниям.

1. По их социальной оценке (оценивается именно мотив, а не стоящая за ним потребность). В частности, Г. Мюррей и другие исследователи выделяют:

Мотив достижения - устойчивое стремление в достижении результата в работе, желание сделать что-то хорошо и быстро, достичь определенного уровня в каком-либо деле (например, стремление к мастерству

, к лидерству, к удовлетворяющей работе, к известности и т. п.). Мотив достижения был дифференцирован на стремление к успеху и на стремление избегать неудач.

Мотив успеха - ориентация на успех в разных видах деятельности в отличие от ориентации на избегание неудач. Люди, ориентированные на успех, выбирают средние и трудные задачи, т. к. предпочитают рисковать, а мотивированные на неудачу выбирают либо легкие задачи (гарантируют успех), либо трудные (т. к. в этом случае неудача не воспринимается как личный неуспех).

Мотив избегания неудачи - устойчивое стремление человека избегать неудач в тех ситуациях, где результаты его деятельности оцениваются другими.

Мотив власти - способность проводить свою волю вопреки сопротивлению других людей. В основе мотива власти лежит потребность чувствовать себя сильным и проявлять свое могущество в действии. Источниками власти являются вознаграждение, принуждение и нормативная власть (власть знатока).

Мотив аффилиации (стремление к людям) - стремление к таким контактам с людьми, которые предполагают доверие, сотрудничество, присоединение и исключение манипуляции. Мотив аффилиации имеет две формы: надежда на присоединение (НА) и боязнь отвержения (БО).

Мотив помощи, альтруистические мотивы - это бескорыстная забота о других, способность на безвозмездную жертву ради группы, потребность отдавать и чувство ответственности.

2. По месту в иерархии, структуре делятся на ведущие и подчиненные.

Деятельность человека носит полимотивированный характер, при этом мотивы выполняют различную роль.

Ведущие мотивы (мотивы-смыслы) выполняют в основном смыслообразующую функцию, придают всей деятельности личностный смысл.

Подчиненные мотивы (мотивы-стимулы) выполняют функцию побуждения и определяют выбор направленности деятельности и поведения человека.

В деятельности эти мотивы выстраиваются в определенную иерархию. Низшую ступень в ней занимают мотивы-стимулы, верхнюю ступень - мотивы-смыслы. Иерархическое отношение мотивов чаще всего осознается людьми в ситуации конфликта мотивов. В жизни каждого человека нередко сталкиваются разные мотивы, когда требуется сделать нелегкий, но важный выбор: самосохранение или честь; убеждение или благополучие и т. д.

3. По источнику мотивации делятся на внешние и внутренние мотивы.

Внешние мотивы обусловлены внешними составляющими. Например, если ваш знакомый приобрел новую вещь, и вы её увидели, то у вас появится мотивация заработать деньги и тоже приобрести подобную вещь.


Внутренние мотивы возникают внутри самого человека. Например, она может выражаться в желании куда-либо уехать и сменить обстановку. Причем если вы поделитесь этой мыслью с окружающими, то для кого-то это может стать внешним мотивом.

4. По степени осознанности - на неосознаваемые и осознаваемые.

Неосознаваемые мотивы - это мотивы, при удовлетворении которых человек не отдает себе отчета в том, что побуждает его к деятельности. К неосознаваемым мотивам относятся влечения и установки. Влечение - психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознаваемую или недостаточно осознаваемую потребность субъекта. Установка - психическое состояние, выражающее неосознаваемую готовность к определенным действиям, с помощью которых может быть удовлетворена та или иная потребность. Установки складываются на основе прямого опыта и могут быть позитивными и негативными, т. е. подразумевают то или иное действие или отказ от действия.

Осознаваемые мотивы - это мотивы, при удовлетворении которых человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности. К ним относят желания, интересы, ценности, убеждения, идеалы, мировоззрение и т. д.

Свойства потребностей и мотивов

Потребности

Биологические потребности генетически обусловлены, а социальные формируются в процессе жизни и деятельности личности.

Имеют свой предмет (пища, книга и др.)

Воспроизводятся, для многих характерна периодичность возникновения (еда, сон и др.). Возникновение новых потребностей - необходимое условие развития личности.

Приобретают конкретное содержание в зависимости от способа удовлетворения.

Изменяются в связи с изменением условий жизни и деятельности личности, ее развития, обучения и воспитания .

Мотивы

Мотивы формируются на основе потребностей. На базе одной потребности могут сформироваться мотивы к разным видам деятельности. И одна и та же деятельность может вызываться разными мотивами.

Некоторые мотивы могут стать доминирующими в структуре мотивации личности, образуя стержень всей сферы (направленность).

Мотив отличается от цели. Цель - это предвиденный результат, а мотив побуждение к достижению цели. Но возможен сдвиг мотива на цель.

Сдвиг мотива на цель - цель, ранее побуждаемая к осуществлению каким-то мотивом, может приобрести самостоятельную побудительную силу, то есть стать мотивом. Например. Первоначально ребенок выполняет требование (цель) (уступать место старшим) ради общения с матерью, ее одобрения. Со временем при правильном воспитании это действие приобретает самостоятельную побудительную силу (становится мотивом, целью).


Мотивы - осознанные побуждения (некоторые ученые считают мотивами и неосознанные)

Может изменяться в процессе деятельности, и, напротив, при сохранности мотива может изменяться выполняемая деятельность

Нарушения

мотивация маслоу мотив потребность

Неудовлетворенные потребности, нереализованные намерения могут приводить к нервно-психическим расстройствам, если человек не смог использовать физиологические и психологические механизмы саморегуляции. Клиники выделяют три формы нервно-психические расстройств: невростению, истерию и невроз навязчивых состояний.

Невростения может быть вызвана невростеническим конфликтом. Это противоречие между завышенными стремлениями личности и ее возможностями. К невростении предрасположены люди с сильными влечениями, которые не в состоянии их достаточно адекватно удовлетворить. Для человека с невростенией характерны легкая возбудимость при быстрой истощаемости, изменчивость эмоций, устойчивое, часто пониженное настроение.

Истерия возникает в результате конфликта между чрезмерно завышенными требованиями к другим людям и заниженными к себе, а также противоречивыми потребностями (между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями). Для истерии наиболее часты двигательные расстройства, расстройства болевой чувствительности, сенсорики, речи.

Невроз навязчивых состояний часто бывает обусловлен жизнью без определенных целей. В результате у человека повышается раздражительность, утомляемость, нарушается сон, появляются вегетативные расстройства, навязчивые идеи, часто в виде фобий.

Индивидуальные особенности

Потребности людей отличаются разной выраженностью:

- модальностью (в чем нужда),

- силой (степенью потребностной напряженности),

- остротой (степенью переживания неудовлетворенности).

Выраженность потребностей зависит от типа телосложения, темперамента, пола и пр. Так, пикникам (см. Словарь) требуется частое употребление пищи, людям с сильной нервной системой - больше двигательной активности, мужчинам свойственно испытывать потребность в риске, соперничестве и т.д.

Мотивы каждого человека образуют определенную, ему лишь присущую структуру, иерархическую пирамиду, на вершине которой могут быть самые разные мотивы.

Заключение

Одной из главных проблем психологии является выяснение движущих сил поведения человека. Обзор работ отечественных и зарубежных исследователей показал, что изучению мотивации поведения человека уделяется большое внимание в различных областях психологии. Существует огромное количество теорий мотивации, но, несмотря на расхождения в трактовке этого явления, многие авторы сходятся в том, что мотивация представляет собой совокупность психических процессов, которые придают поведению энергетический импульс и общую направленность.