Файл: Экзаменационные вопросы Вопросник русский язык Вопрос.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Экзаменационные вопросы
Вопросник: русский язык
№ | Вопрос | Блок |
1 | Составьте текст- повествование «Русский язык – язык межнационального общения» | 1 |
2 | Составьте текст- рассуждение «Роль женщины в современном обществе». | 1 |
3 | Составьте текст -рассуждение «Образование – условие прогресса». | 1 |
4 | Составьте текст -повествование «Спорт в моей жизни». | 1 |
5 | Составьте текст- рассуждение «Почему я выбрала эту специальность». | 1 |
6 | Составьте текст- повествование «Роль женщины, девочки, в системе семейных отношений». | 1 |
7 | Составьте текст- повествование «Моя Республика Казахстан». | 1 |
8 | Составьте текст- рассуждение «В здоровом теле – здоровый дух». | 1 |
9 | Составьте текст- повествование «Ведущие университеты мира». | 1 |
10 | Составьте текст- рассуждение «Молодежь-будущее страны». | 1 |
11 | Составьте текст- рассуждение «Молодежь-будущее страны». | 1 |
12 | Составьте текст- рассуждение «Молодёжь XXI века: стиль жизни и проблемы» | 1 |
13 | Составьте текст- описание «Природа моего края. Экология. Охрана природы». | 1 |
14 | Составьте текст- рассуждение «Роль языка в жизни общества». | 1 |
15 | Составьте текст -повествование «Наш университет. Моя студенческая жизнь». | 1 |
16 | Составьте текст- повествование «Книга в моей жизни». | 1 |
17 | Составьте текст -повествование «Моя Республика Казахстан». | 1 |
18 | Составьте текст -описание «Мой родной город. Достопримечательности». | 1 |
19 | Составьте текст -описание «Экология, природа моего края». | 1 |
20 | . Составьте текст- рассуждение «Роль женщины в современном обществе». | 1 |
21 | Составьте текст описание «Праздники, обряды и традиции народов Казахстана». | 1 |
22 | Составьте текст- повествование «Средства массовой информации». | 1 |
23 | Составьте текст -рассуждение «Моя профессия – учитель». | 1 |
24 | Составьте текст -рассуждение «В мире искусства». | 1 |
25 | Составьте текст -описание «Мое любимое время года» | 1 |
26 | Составьте текст- повествование «Мой любимый писатель». | 1 |
27 | Составьте текст- повествование «Мировые языки». | 1 |
28 | Составьте текст- повествование «Люди, прославившие ваш край». | 1 |
29 | Составьте текст- повествование «Любимый русский писатель или поэт». | 1 |
30 | Составьте текст- рассуждение «Компьютер в современной жизни». | 1 |
31 | Функциональные стили речи: функции, сфера применения. | 2 |
32 | Жанры функциональных стилей речи в устной и письменной форме | 2 |
33 | Публицистический стиль речи, его основные функции. Языковые особенности публицистики. | 2 |
34 | Функционально-смысловые типы речи, стилистические и языковые особенности. | 2 |
35 | Официально-деловой стиль речи, его разновидности | 2 |
36 | Научный стиль речи: жанры, стилевые черты | 2 |
37 | Описание как функционально-смысловой тип речи. | 2 |
38 | Повествование как функционально-смысловой тип речи | 2 |
39 | Рассуждение как функционально-смысловой тип речи. | 2 |
40 | Структурно-смысловое членение научного текста. Тема научного текста. Коммуникативная задача текста (КЗТ). | 2 |
41 | Цепной способ развития информации текста. Основные средства цепной связи. | 2 |
42 | Лексико-фразеологические особенности публицистического стиля. | 2 |
43 | . Общее понятие об официально-деловом стиле речи. | 2 |
44 | Разговорный стиль. Языковые особенности. | 2 |
45 | Синтаксические особенности разговорной речи. | 2 |
46 | Цепной способ развития информации текста. Основные средства цепной связи. | 2 |
47 | Цепной способ развития информации текста. Основные средства цепной связи. | 2 |
48 | Основные функции публицистики в обществе. | 2 |
49 | Языковые особенности официально-делового стиля речи | 2 |
50 | Проверяемые безударные гласные в корне. | 2 |
51 | . Чередование гласных в корне | 2 |
52 | Правописание разделительных Ь и Ъ. | 2 |
53 | Гласные Ы и И после приставок. | 2 |
54 | Приставки на –З и приставка С- | 2 |
55 | Приставки ПРЕ- и ПРИ-. | 2 |
56 | Гласные после Ц. | 2 |
57 | Понятие о лексике и лексикологии | 2 |
58 | Омонимы в русском языке. Омоформы, омофоны, омографы. | 2 |
59 | Составить текст заявления. | 2 |
60 | Основные вопросы в публицистике | 2 |
61 | Составить текст расписки. | 3 |
62 | Составить текст заявления. | 3 |
63 | Определите тему текста, стиль речи, укажите его приметы. Цветок лотос – символ чистоты и благородства. Он зачастую произрастает в иле и мутной воде, но не загрязняется ими. С лотосом можно сравнить людей, которые себя не запятнали, не покорились злу и тяжелой судьбе. Зацветает лотос в июле, в августе в тихих прудах. Толпы удивленных, восхищающихся людей с утра до вечера не покидают берега водоемов. Изящными очертаниями лепестков, характерным шелестом листьев лотос производит неизгладимое впечатление. «Лотос – друг солнца», – писали в священных книгах Индии. К сожалению, чудесный цветок чарует зрителей только три дня. И только листья его, как зонтики, продолжают стоять на воде. | 3 |
64 | Составить текст деловой автобиографии. | 3 |
65 | Составить текст объяснительной записки | 3 |
66 | Объясните написание н и нн: бесприда…ица, варе…ик, воспита…ик, избра…ик, ко…ица, копчё…ости, Масле…ица, ряби…ик, мороже…ое. | 3 |
67 | Прочитайте текст по абзацам, выделите ключевые слова. Какой тип речи представлен в тексте? Портрет М.И. ЦветаевойМоя мать, Марина Ивановна, имела фигуру египетского мальчика – широкоплеча, узкобедра, тонка в талии. У нее, даже склонившейся над письменным столом, была строгая, стройная осанка, хранящая «стальную выправку хребта». Волосы ее, в молодости вившиеся крупно и мягко, были золотисто-каштановые, и это усиливало ощущение света, излучавшегося ее смугло-бледным лицом. Светлыми и немеркнущими были ее глаза – зеленые, цвета винограда, окаймленные коричневатыми веками. Черты лица и контуры его были точны и четки: никакой расплывчатости, ничего не додуманного мастером, не пройденного резцом, не отшлифованного. Казавшийся мягким рот был строго очерчен невидимой линией. Две вертикальные бороздки разделяли русые брови. Казавшееся завершенным и замкнутым лицо было полно постоянного внутреннего движения, потаенной выразительности, изменчиво и насыщено оттенками, как небо и вода. Но мало кто умел читать в нем. | 3 |
68 | Объясните правописание приставок: провести и…пытание, ра…калённый металл, ра…бить вазу, бе…конечная дорога, бе…смертный героизм, во…становить город, бе…вкусное блюдо. | 3 |
69 | Объясните правописание приставок: провести и…пытание, ра…калённый металл, ра…бить вазу, бе…конечная дорога, бе…смертный героизм, во…становить город, бе…вкусное блюдо. | 3 |
70 | Объясните правописание приставок: провести и…пытание, ра…калённый металл, ра…бить вазу, бе…конечная дорога, бе…смертный героизм, во…становить город, бе…вкусное блюдо. | 3 |
71 | Объясните правописание приставок: провести и…пытание, ра…калённый металл, ра…бить вазу, бе…конечная дорога, бе…смертный героизм, во…становить город, бе…вкусное блюдо. | 3 |
72 | Прочитайте текст и выделите в нем ключевые слова и предложения. Определите тему текста. Создайте к тексту назывной план Замысел художника Однажды утром я встал чуть раньше. Смотрю – у завешенного окна они сидят вдвоем за столом – внешне суровый рыбак и старающийся ему во всем подражать мальчишка. Молчат, погружены в свои мысли. Настолько сердечными, теплыми, хотя ни в чем внешне не проявляющимися были их отношения, что это не могло не запасть в душу. Мягкий, не видимый простым глазом свет окутывал их фигуры. На лицах теплый, любящий взгляд. В чем-то еле уловимом я почувствовал, что это не отец и сын. Дмитрий Федорович – человек очень добрый, но выглядел суровым, сдержанным. Вовка – полная ему противоположность. У этого мальчика необычайно одухотворенное, светящееся изнутри в рассветном полумраке лицо. И прежде всего мне захотелось передать ту излучающуюся изнутри теплоту, которая раскрылась в них для меня в это раннее утро | 3 |
73 | Озаглавьте текст, определите его стилевую принадлежность. Выделите ключевые слова и перескажите текст, опираясь на них. Наверное, ничего нет в мире красивее подмосковного июньского лета. Бредешь по тропе, словно из сказки в сказку. Вот завороженным хороводом стоят белые березы, а из-за хоровода выглядывают кряжистыми парнями дубы. Сколько силы затаенной – потягиваются, вывертываются руками-ветвями вверх, кто кого перемахнет. На полянку елка выбежала, и кругом разноцветными огоньками ромашки, колокольчики, словно какой-то великан нес огромный букет, да вот и обронил самые диковинные цветы. А с чем сравнить настоянный на разнотравье и чуть-чуть разбавленный можжевельником да хвойником лесной воздух? И уж конечно, ни один искусствовед-орнитолог не в силах передать даже высококачественной записью голоса птиц в природе. Подмосковный лес – сказка, которую надо читать медленно и в уединении. | 3 |
74 |
Сколько превосходных слов существует в русском языке для называния природных явлений! Зарница – долгий отблеск далеких молний. Чаще всего зарницы разгораются в июне. Существует народное поверье, что зарницы «зарят хлеб», – и от этого он растет быстрее. В одном поэтическом ряду с зарницей стоит слово «заря». Это слово не произносят громко. Оно возникает из тишины ночи, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева. Вот на бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого света, и бревна загораются, как янтарь. Восходит солнце. Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя. Множество красок расстилается по небу – от червонного золота до бирюзы | 3 |
75 | Определите стиль и подстиль текста. Докажите. Какую новую, интересную для себя информацию вы извлекли из данного текста? Вообще-то вода, истинное чудо земной природы, заслуживает, быть может, великой поэмы – так интересна она сама по себе, так велика ее роль в нашей жизни, так драматична и сложна судьба этого драгоценного жидкого минерала. Некоторые на первый взгляд простые физико-химические свойства воды настолько нам привычны, что мы не задумываемся об их истинном значении. Взять, например, ее четырехградусную тепловую константу. При этой температуре вода обнаруживает поразительное свойство – она становится почему-то наиболее тяжелой и плотной. И когда осенью остывает какой-либо водоем, то холодная вода опускается с поверхности вниз, на ее место поднимается более теплая – и так далее, пока вся водная среда не перемешается и не примет четырехградусную температуру. Но вот холодает все больше, поверхностный слой воды остывает еще на один-два градуса. И тут происходит странная метаморфоза: подчиняясь тончайшим молекулярным законам, вода разжижается и легчает. Этот холодный легкий слой, как бы плавая на поверхности водоема, создает своего рода тепловую подушку и не позволяет охлаждаться нижележащей толще. Образующийся при нуле градусов лед еще легче и потому не тонет. Поистине сказочное свойство! Кусок легкого олова, тяжелого свинца или, скажем, аморфного воска тонет в собственном расплаве, а лед чудесным образом держится на поверхности воды. Не будь этого, наши водоемы промерзли бы до дна. Все живое там погибло бы, и сама Земля не вырвалась бы из ледяного плена | 3 |
76 | Прочитайте текст, определите тему текста и его стилевую принадлежность. Придумайте небольшой рассказ о герое. Безлунная ночь придавила степь черной тяжестью, звездное небо висело так низко, что, казалось, протяни руку – и звезды покатятся на ладонь! Рядом о чем-то своем и непонятном бормотала сонная река. Мы собрали пожитки, аккуратно засыпали землей костер и забрались в шалаш. А эта Лариса? – спросила я Гусейна. – Она кто была? Тоже воевала? Воевала? – Гусейн подложил под голову вещмешок и укрылся телогрейкой. – Пожалуй, да. В то тяжелое время все воевали, все были солдатами – и мужчины, и женщины, и дети… Он помолчал, укладываясь поудобней. У реки тревожно вскрикнула какая-то ночная птица. Вскоре после гибели Сакена нашлась пуля и для меня. В очередном бою я получил контузию и тяжелое ранение. Очнулся в полевом госпитале… с одной ногой. Через неделю началась гангрена, и меня отправили в один из тыловых госпиталей. Там неожиданно для себя я встретил Ларису – она работала санитаркой. В те дни она и рассказала мне о своей судьбе, о том, что случилось в ночь нашего наступления, как она спасла Нурманова. | 3 |
77 |
Языковая ситуация в Казахстане регулируется Конституцией Республики и Законом «О языках в Республике Казахстан». Согласно Конституции, в Казахстане государственным является казахский язык. Статус русского определен как язык межнационального общения. Согласно Закону Республики Казахстан от 11 июля 1997 года №151-1 «О языках в Республике Казахстан» в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык. Государство проявляет заботу о языках диаспор, проживающих в Казахстане. Так, одна из статей Закона «О языках в Республике Казахстан» оговаривает, что «каждый гражданин Республики Казахстан имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества». В Республике Казахстан не допускается ущемление прав граждан по языковому признаку. Действия должностных лиц, препятствующих функционированию и изучению государственного и других языков, представленных в Казахстане, влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан | 3 |
78 | Прочитайте текст, озаглавьте его. Подготовьте краткий пересказ текста. Выпишите аббревиатуры, приведите свои примеры сокращенных слов. В начале XXI в. в мире в той или иной мере владеют русским языком свыше 250 млн. человек. На русском языке говорят представители разных народов мира, общаясь не только с русскими, но и между собой. Так же как английский и некоторые другие языки, русский язык широко используется за пределами России. Он применяется в различных сферах международного общения: на переговорах стран-участниц СНГ, на форумах международных организаций, в том числе ООН, в мировых системах коммуникации (на телевидении, в сети Интернет), в международной авиационной и космической связи. Русский язык является языком международного научного общения, используется на многих международных научных конференциях по гуманитарным и естественным наукам. Русский язык по абсолютному числу владеющих им занимает пятое место в мире (после китайского, хинди и урду вместе, английского и испанского языков), но не этот признак является главным при определении мирового языка. Русский язык изучается в качестве иностранного во многих странах мира. Русский язык и литература изучаются в ведущих университетах США, Германии, Франции, Китая и других стран. | 3 |
79 | Прочитайте текст. Определите, в каком предложении текста наиболее полно отражена основная мысль? Составьте микротекст по теме текста. Человек осуществляет себя и утверждает делом. Поэтому выбор дела – это выбор судьбы. Путь к величию человека лежит в высочайшем его призвании, которое выражается в одном: работать, работать, работать. Ибо никто не сделает за тебя того, что должен сделать ты сам. С младых лет должно усвоить, что иждивенчество унизительно. Не живите ожиданием благ от других, а делайте все, что в ваших силах. В противном случае вы или гость за чужим столом, или дикий вьюн, бессмысленно обвивающий древо жизни. Работа имеет высший смысл – это путь по-настоящему познать самого себя, свои возможности, утвердить себя в жизни. Это и путь самосовершенствования, ведь человек начинается именно с его отношения к труду | 3 |
80 | Придумайте название текста. Определите основную тему и главную мысль текста. Разделите текст на абзацы. Шумевший за окнами осенний дождь вдруг стих, и в воздухе закружились редкие мохнатые снежинки. Они долго плясали в лучах ночных фонарей, затем мягко укладывались на пожухлую траву, блестящую от воды, на чёрную землю, не успевшую замёрзнуть. Не прошло и часа, как природа преобразилась до неузнаваемости. Пушистое белоснежное покрывало, накрывшее всё пространство вокруг, превратило пеньки, кусты и скамейки в сказочных незнакомцев. Легковые машины, одетые в тёплые тулупы, уткнув тупые носы в сугробы, мирно задремали. Деревья, недавно потерявшие свои жёлтые одежды, получили новый пушистый наряд. Их ветви под тяжестью дорогих мехов наклонились к земле. Ночное небо, озарённое снизу ровным белым светом, заблестело нарядными звёздами. В мире воцарилась особенная тишина, иногда нарушаемая мягким шелестом машин, проезжающих по заснеженной дороге. Природа тихо радовалась своему обновлению, причиной которого стал первый снег. | 3 |
81 | Прочитайте текст и определите его стилевую принадлежность. Составьте аннотацию к тексту, дайте краткий пересказ текста. Устная речь имеет две формы – монологическую и диалогическую. Монолог представляет собой развернутое высказывание одного лица, завершенное в смысловом отношении. Психолого-педагогической особенностью монологической речи является то, что реакция слушателей угадывается, жесты и мимика играют большую роль, чем при монологе. Монолог – это чаще всего публичная речь, адресованная большому количеству людей. Ораторский монолог диалогичен. Выступающий как бы беседует с аудиторией, то есть происходит скрытый диалог. Но возможен и открытый диалог, например, ответы на вопросы присутствующих. Диалог – это непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими собеседниками. Структурно диалог состоит из реплики – стимула и реплики – реакции, тесно связанных по содержанию друг с другом. Диалогическая речь – первичный, естественный вид общения. Иногда выделяют полилог – это обмен высказываниями, разговор нескольких лиц. | 3 |
82 | Составить текст доверенности. | 3 |
83 | Объясните правописание приставок: провести и…пытание, ра…калённый металл, ра…бить вазу, бе…конечная дорога, бе…смертный героизм, во…становить город, бе...вкусное блюдо. | 3 |
84 | Объясните правописание ы-и после ц в корне: «Мц…ри», ц…плёнок, противоц…нготный, ц…рюльник, ц…трусовый, вакц…на,ц…вилизация, пац…ент, ц…ган, ц…ркуль, ц…клон. | 3 |
85 | Вставьте пропущенные буквы: ск...кать за дочерью, обм...кнуть в сметану, пром...кательная бумага, пл...вунная гуща, окружало пл...вцов. | 3 |
86 | Вставьте пропущенные буквы: пр...забавный анекдот, пр...стегнуть значок, пр...кусить язык, пр...вокзальная площадь, пр...противный разговор. | 3 |
87 | Выполните фонетический разбор слов: учитель, шоссе, язык, жизнь. | 3 |
88 | Объясните правописание приставок: провести и…пытание, ра…каленный металл, ра…бить вазу, бе…конечная дорога, бе…смертный героизм, во…становить город, бе…вкусное блюдо. | 3 |
89 | Выполните морфологический разбор слов: кукла, мороженое. | 3 |
90 | Объясните правописание приставок: провести и…пытание, ра…каленный металл, ра…бить вазу, бе…конечная дорога, бе…смертный героизм, во…становить город, бе…вкусное блюдо. | 3 |