Файл: Экзаменационные вопросы Вопросник русский язык Вопрос.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Экзаменационные вопросы
Вопросник: русский язык



Вопрос

Блок

1

Составьте текст- повествование «Русский язык –
язык межнационального общения»

1

2

Составьте текст- рассуждение «Роль женщины в
современном обществе».

1

3

Составьте текст -рассуждение «Образование –
условие прогресса».

1

4

Составьте текст -повествование «Спорт в моей
жизни».

1

5

Составьте текст- рассуждение «Почему я выбрала
эту специальность».

1

6

Составьте текст- повествование «Роль женщины,
девочки, в системе семейных отношений».

1

7

Составьте текст- повествование «Моя Республика
Казахстан».

1

8

Составьте текст- рассуждение «В здоровом
теле – здоровый дух».

1

9

Составьте текст- повествование «Ведущие
университеты мира».

1

10

Составьте текст- рассуждение «Молодежь-будущее
страны».

1

11

Составьте текст- рассуждение «Молодежь-будущее
страны».

1

12

 Составьте текст- рассуждение «Молодёжь XXI
века: стиль жизни и проблемы»

1

13

 Составьте текст- описание «Природа моего края.
Экология. Охрана природы».

1

14

Составьте текст- рассуждение «Роль языка
в жизни общества».

1

15

 Составьте текст -повествование «Наш
университет. Моя студенческая жизнь».

1

16

Составьте текст- повествование «Книга в
моей жизни».

1

17

Составьте текст -повествование «Моя Республика
Казахстан».

1

18

Составьте текст -описание «Мой родной город.
Достопримечательности».

1

19

Составьте текст -описание «Экология, природа
моего края». 

1

20

. Составьте текст- рассуждение «Роль женщины в
современном обществе».

1

21

Составьте текст описание «Праздники,
обряды и традиции народов Казахстана».

1

22

Составьте текст- повествование «Средства
массовой информации».

1

23

Составьте текст -рассуждение «Моя
профессия – учитель».

1

24

Составьте текст -рассуждение  «В мире искусства».

1

25

Составьте текст -описание «Мое любимое
время года»

1

26

Составьте текст- повествование «Мой любимый
писатель».     

1

27

Составьте текст- повествование «Мировые
языки».

1

28

Составьте текст- повествование «Люди,
прославившие ваш край».

1

29

Составьте текст- повествование «Любимый русский
писатель или поэт».

1

30

Составьте текст- рассуждение  «Компьютер в современной жизни».

1

31

Функциональные стили речи: функции, сфера
применения.

2

32

Жанры функциональных стилей речи в устной и
письменной форме 

2

33

Публицистический стиль речи, его
основные функции. Языковые особенности публицистики.

2

34

Функционально-смысловые типы речи,
стилистические и языковые особенности.

2

35

Официально-деловой стиль речи, его разновидности

2

36

Научный стиль речи:  жанры, стилевые черты

2

37

Описание как функционально-смысловой тип речи.

2

38

Повествование как функционально-смысловой тип
речи

2

39

Рассуждение как функционально-смысловой
тип речи.

2

40

Структурно-смысловое членение научного текста.
Тема научного текста. Коммуникативная задача текста (КЗТ).

2

41

Цепной способ развития информации
текста. Основные средства цепной связи.

2

42

Лексико-фразеологические особенности
публицистического стиля.

2

43

. Общее понятие об официально-деловом
стиле речи.

2

44

Разговорный стиль. Языковые
особенности.

2

45

Синтаксические особенности разговорной речи.

2

46

Цепной способ развития информации
текста. Основные средства цепной связи.

2

47

Цепной способ развития информации
текста. Основные средства цепной связи.

2

48

Основные функции публицистики в обществе.                                                                                                 

2

49

 Языковые особенности официально-делового стиля
речи

2

50

Проверяемые безударные гласные в корне.

2

51

. Чередование гласных в корне

2

52

Правописание разделительных Ь и Ъ.

2

53

Гласные Ы и И после приставок.

2

54

 Приставки на –З и приставка С-

2

55

Приставки ПРЕ- и ПРИ-.

2

56

Гласные после Ц.

2

57

Понятие о лексике и лексикологии

2

58

Омонимы в русском языке. Омоформы,
омофоны, омографы.

2

59

Составить текст заявления.

2

60

Основные вопросы в публицистике

2

61

Составить текст расписки.

3

62

Составить текст заявления.

3

63

Определите тему текста, стиль речи, укажите его приметы.

Цветок лотос – символ чистоты и благородства. Он зачастую произрастает в иле и мутной воде, но не загрязняется ими. С лотосом можно сравнить людей, которые себя не запятнали, не покорились злу и тяжелой судьбе. Зацветает лотос в июле, в августе в тихих прудах. Толпы удивленных, восхищающихся людей с утра до вечера не покидают берега водоемов. Изящными очертаниями лепестков, характерным шелестом листьев лотос производит неизгладимое впечатление. «Лотос – друг солнца», – писали в священных книгах Индии. К сожалению, чудесный цветок чарует зрителей только три дня. И только листья его, как зонтики, продолжают стоять на воде.

3

64

Составить текст деловой автобиографии.

3

65

Составить текст объяснительной записки

3

66

Объясните написание н и нн: бесприда…ица, варе…ик, воспита…ик, избра…ик, ко…ица, копчё…ости, Масле…ица, ряби…ик, мороже…ое.

3

67

 Прочитайте текст по абзацам, выделите ключевые слова. Какой тип речи представлен в тексте? 

Портрет М.И. ЦветаевойМоя мать, Марина Ивановна, имела фигуру египетского мальчика – широкоплеча, узкобедра, тонка в талии. У нее, даже склонившейся над письменным столом, была строгая, стройная осанка, хранящая «стальную выправку хребта».

Волосы ее, в молодости вившиеся крупно и мягко, были золотисто-каштановые, и это усиливало ощущение света, излучавшегося ее смугло-бледным лицом. Светлыми и немеркнущими были ее глаза – зеленые, цвета винограда, окаймленные коричневатыми веками.

Черты лица и контуры его были точны и четки: никакой расплывчатости, ничего не додуманного мастером, не пройденного резцом, не отшлифованного. Казавшийся мягким рот был строго очерчен невидимой линией. Две вертикальные бороздки разделяли русые брови.

Казавшееся завершенным и замкнутым лицо было полно постоянного внутреннего движения, потаенной выразительности, изменчиво и насыщено оттенками, как небо и вода. Но мало кто умел читать в нем.

3

68

Объясните правописание приставок: провести и…пытание, ра…калённый металл, ра…бить вазу, бе…конечная дорога, бе…смертный героизм, во…становить город, бе…вкусное блюдо.

 


3

69

Объясните правописание приставок: провести и…пытание, ра…калённый металл, ра…бить вазу, бе…конечная дорога, бе…смертный героизм, во…становить город, бе…вкусное блюдо.

 


3

70

Объясните правописание приставок: провести и…пытание, ра…калённый металл, ра…бить вазу, бе…конечная дорога, бе…смертный героизм, во…становить город, бе…вкусное блюдо.

 


3

71

Объясните правописание приставок: провести и…пытание, ра…калённый металл, ра…бить вазу, бе…конечная дорога, бе…смертный героизм, во…становить город, бе…вкусное блюдо.

 


3

72

Прочитайте текст и выделите в нем ключевые слова и предложения. Определите тему текста. Создайте к тексту назывной план

Замысел художника

Однажды утром я встал чуть раньше. Смотрю – у завешенного окна они сидят вдвоем за столом – внешне суровый рыбак и старающийся ему во всем подражать мальчишка. Молчат, погружены в свои мысли. Настолько сердечными, теплыми, хотя ни в чем внешне не проявляющимися были их отношения, что это не могло не запасть в душу.

Мягкий, не видимый простым глазом свет окутывал их фигуры. На лицах теплый, любящий взгляд. В чем-то еле уловимом я почувствовал, что это не отец и сын.

Дмитрий Федорович – человек очень добрый, но выглядел суровым, сдержанным. Вовка – полная ему противоположность. У этого мальчика необычайно одухотворенное, светящееся изнутри в рассветном полумраке лицо. И прежде всего мне захотелось передать ту излучающуюся изнутри теплоту, которая раскрылась в них для меня в это раннее утро

3

73

Озаглавьте текст, определите его стилевую принадлежность. Выделите ключевые слова и перескажите текст, опираясь на них.

Наверное, ничего нет в мире красивее подмосковного июньского лета. Бредешь по тропе, словно из сказки в сказку. Вот завороженным хороводом стоят белые березы, а из-за хоровода выглядывают кряжистыми парнями дубы. Сколько силы затаенной – потягиваются, вывертываются руками-ветвями вверх, кто кого перемахнет. На полянку елка выбежала, и кругом разноцветными огоньками ромашки, колокольчики, словно какой-то великан нес огромный букет, да вот и обронил самые диковинные цветы.

А с чем сравнить настоянный на разнотравье и чуть-чуть разбавленный можжевельником да хвойником лесной воздух? И уж конечно, ни один искусствовед-орнитолог не в силах передать даже высококачественной записью голоса птиц в природе. Подмосковный лес – сказка, которую надо читать медленно и в уединении.

3

74

  1. Прочитайте текст и выделите в нем ключевые слова и предложения. Определите тему текста. Создайте к тексту назывной план

Сколько превосходных слов существует в русском языке для называния природных явлений! Зарница – долгий отблеск далеких молний. Чаще всего зарницы разгораются в июне. Существует народное поверье, что зарницы «зарят хлеб», – и от этого он растет быстрее.

В одном поэтическом ряду с зарницей стоит слово «заря». Это слово не произносят громко. Оно возникает из тишины ночи, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева.

Вот на бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого света, и бревна загораются, как янтарь. Восходит солнце. Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя. Множество красок расстилается по небу – от червонного золота до бирюзы

3

75

Определите стиль и подстиль текста. Докажите. Какую новую, интересную для себя информацию вы извлекли из данного текста?

Вообще-то вода, истинное чудо земной природы, заслуживает, быть может, вели­кой поэмы – так интересна она сама по себе, так велика ее роль в нашей жизни, так дра­матична и сложна судьба этого драгоценного жидкого минерала. Некоторые на первый взгляд простые физико-химические свойства воды настолько нам привычны, что мы не задумываемся об их истинном значении. Взять, например, ее четырехградусную теп­ловую константу. При этой температуре вода обнаруживает поразительное свойство – она становится почему-то наиболее тяжелой и плотной. И когда осенью остывает ка­кой-либо водоем, то холодная вода опускается с поверхности вниз, на ее место поднима­ется более теплая – и так далее, пока вся водная среда не перемешается и не примет че­тырехградусную температуру. Но вот холодает все больше, поверхностный слой воды остывает еще на один-два градуса. И тут происходит странная метаморфоза: подчиня­ясь тончайшим молекулярным законам, вода разжижается и легчает. Этот холодный легкий слой, как бы плавая на поверхности водоема, создает своего рода тепловую по­душку и не позволяет охлаждаться нижележащей толще. Образующийся при нуле гра­дусов лед еще легче и потому не тонет. Поистине сказочное свойство! Кусок лег­кого олова, тяжелого свинца или, скажем, аморфного воска тонет в собственном распла­ве, а лед чудесным образом держится на поверхности воды. Не будь этого, наши во­доемы промерзли бы до дна. Все живое там погибло бы, и сама Земля не вырвалась бы из ледяного плена

3

76

Прочитайте текст, определите тему текста и его стилевую принадлежность. Придумайте небольшой рассказ о герое.

Безлунная ночь придавила степь черной тяжестью, звездное небо висело так низко, что, казалось, протяни руку – и звезды покатятся на ладонь! Рядом о чем-то своем и непонятном бормотала сонная река. Мы собрали пожитки, аккуратно засыпали землей костер и забрались в шалаш.

А эта Лариса? – спросила я Гусейна. – Она кто была? Тоже воевала?

Воевала? – Гусейн подложил под голову вещмешок и укрылся телогрейкой. – Пожалуй, да. В то тяжелое время все воевали, все были солдатами – и мужчины, и женщины, и дети…

Он помолчал, укладываясь поудобней. У реки тревожно вскрикнула какая-то ночная птица.

Вскоре после гибели Сакена нашлась пуля и для меня. В очередном бою я получил контузию и тяжелое ранение. Очнулся в полевом госпитале… с одной ногой. Через неделю началась гангрена, и меня отправили в один из тыловых госпиталей. Там неожиданно для себя я встретил Ларису – она работала санитаркой. В те дни она и рассказала мне о своей судьбе, о том, что случилось в ночь нашего наступления, как она спасла Нурманова.

3

77

  1. Прочитайте текст, озаглавьте его. Определите стилевую принадлежность. Назовите характерные стилевые черты. Составьте назывной план.

Языковая ситуация в Казахстане регулируется Конституцией Республики и Законом «О языках в Республике Казахстан». Согласно Конституции, в Казахстане государственным является казахский язык. Статус русского определен как язык межнационального общения. Согласно Закону Республики Казахстан от 11 июля 1997 года №151-1 «О языках в Республике Казахстан» в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык.

Государство проявляет заботу о языках диаспор, проживающих в Казахстане. Так, одна из статей Закона «О языках в Республике Казахстан» оговаривает, что «каждый гражданин Республики Казахстан имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества».

В Республике Казахстан не допускается ущемление прав граждан по языковому признаку. Действия должностных лиц, препятствующих функционированию и изучению государственного и других языков, представленных в Казахстане, влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан

3

78

Прочитайте текст, озаглавьте его. Подготовьте краткий пересказ текста. Выпишите аббревиатуры, приведите свои примеры сокращенных слов.

В начале XXI в. в мире в той или иной мере владеют русским языком свыше 250 млн. человек.

На русском языке говорят представители разных народов мира, общаясь не только с русскими, но и между собой.

Так же как английский и некоторые другие языки, русский язык широко используется за пределами России. Он применяется в различных сферах международного общения: на переговорах стран-участниц СНГ, на форумах международных организаций, в том числе ООН, в мировых системах коммуникации (на телевидении, в сети Интернет), в международной авиационной и космической связи. Русский язык является языком международного научного общения, используется на многих международных научных конференциях по гуманитарным и естественным наукам.

Русский язык по абсолютному числу владеющих им занимает пятое место в мире (после китайского, хинди и урду вместе, английского и испанского языков), но не этот признак является главным при определении мирового языка.

Русский язык изучается в качестве иностранного во многих странах мира. Русский язык и литература изучаются в ведущих университетах США, Германии, Франции, Китая и других стран.

3

79

Прочитайте текст. Определите, в каком предложении текста наиболее полно отражена основная мысль? Составьте микротекст по теме текста.

Человек осуществляет себя и утверждает делом. Поэтому выбор дела – это выбор судьбы. Путь к величию человека лежит в высочайшем его призвании, которое выражается в одном: работать, работать, работать. Ибо никто не сделает за тебя того, что должен сделать ты сам. С младых лет должно усвоить, что иждивенчество унизительно. Не живите ожиданием благ от других, а делайте все, что в ваших силах. В противном случае вы или гость за чужим столом, или дикий вьюн, бессмысленно обвивающий древо жизни.  Работа имеет высший смысл – это путь по-настоящему познать самого себя, свои возможности, утвердить себя в жизни. Это и путь самосовершенствования, ведь человек начинается именно с его отношения к труду

3

80

Придумайте название текста. Определите основную тему и главную мысль текста. Разделите текст на абзацы.

Шумевший за окнами осенний дождь вдруг стих, и в воздухе закружились редкие мохнатые снежинки. Они долго плясали в лучах ночных фонарей, затем мягко укладывались на пожухлую траву, блестящую от воды, на чёрную землю, не успевшую замёрзнуть. Не прошло и часа, как природа преобразилась до неузнаваемости. Пушистое белоснежное покрывало, накрывшее всё пространство вокруг, превратило пеньки, кусты и скамейки в сказочных незнакомцев. Легковые машины, одетые в тёплые тулупы, уткнув тупые носы в сугробы, мирно задремали. Деревья, недавно потерявшие свои жёлтые одежды, получили новый пушистый наряд. Их ветви под тяжестью дорогих мехов наклонились к земле. Ночное небо, озарённое снизу ровным белым светом, заблестело нарядными звёздами. В мире воцарилась особенная тишина, иногда нарушаемая мягким шелестом машин, проезжающих по заснеженной дороге. Природа тихо радовалась своему обновлению, причиной которого стал первый снег. 

3

81

Прочитайте текст и определите его стилевую принадлежность. Составьте аннотацию к тексту, дайте краткий пересказ текста.

Устная речь имеет две формы – монологическую и диалогическую.

Монолог представляет собой развернутое высказывание одного лица, завершенное в смысловом отношении. Психолого-педагогической особенностью монологической речи является то, что реакция слушателей угадывается, жесты и мимика играют большую роль, чем при монологе. Монолог – это чаще всего публичная речь, адресованная большому количеству людей. Ораторский монолог диалогичен. Выступающий как бы беседует с аудиторией, то есть происходит скрытый диалог. Но возможен и открытый диалог, например, ответы на вопросы присутствующих.

Диалог – это непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими собеседниками. Структурно диалог состоит из реплики – стимула и реплики – реакции, тесно связанных по содержанию друг с другом. Диалогическая речь – первичный, естественный вид общения.

Иногда выделяют полилог – это обмен высказываниями, разговор нескольких лиц.

3

82

Составить текст доверенности.

3

83

Объясните правописание приставок: провести и…пытание, ра…калённый металл, ра…бить вазу, бе…конечная дорога, бе…смертный героизм, во…становить город, бе...вкусное блюдо.

3

84

Объясните правописание ы-и после ц в корне: «Мц…ри», ц…плёнок, противоц…нготный, ц…рюльник, ц…трусовый, вакц…на,ц…вилизация, пац…ент, ц…ган, ц…ркуль, ц…клон.

 

3

85

Вставьте пропущенные буквы: ск...кать за дочерью, обм...кнуть в сметану, пром...кательная бумага, пл...вунная гуща, окружало пл...вцов.

 

 

3

86

Вставьте пропущенные буквы: пр...забавный анекдот, пр...стегнуть значок, пр...кусить язык, пр...вокзальная площадь, пр...противный разговор.

 

 

3

87

 Выполните фонетический разбор слов: учитель, шоссе, язык, жизнь.

 

3

88

Объясните правописание приставок: провести и…пытание, ра…каленный металл, ра…бить вазу, бе…конечная дорога, бе…смертный героизм, во…становить город, бе…вкусное блюдо.

3

89

Выполните морфологический разбор слов: кукла, мороженое.

3

90

Объясните правописание приставок: провести и…пытание, ра…каленный металл, ра…бить вазу, бе…конечная дорога, бе…смертный героизм, во…становить город, бе…вкусное блюдо.

3