Файл: Контрольная работа Предмет и задачи эстетики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предмет и задачи эстетики

Контрольная работа

«Предмет и задачи эстетики»

Введение

Целью данной курсовой работы является изучение предмета эстетики, его цель и задачи. Важно изучить эстетическую деятельность для того, чтобы иметь представление о сфере деятельности этой науки и её назначении. Важно, также, подчеркнуть важность данной философской дисциплины в развитии искусства.

Основными задачами являются:

. Подобрать и изучить информацию по данной теме, используя различные источники;

. Проанализировать различные определения понятия «эстетика», выявить характерные особенности и различия;

. Изучить понятие «эстетического» отношения к действительности;

. Рассмотреть научное поле эстетики и выявить взаимосвязь между ней и наукой;

. Проанализировать связь сфер деятельности эстетики от труда до искусства.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

1. Предмет и задачи эстетики

Определение эстетики и её взаимодействие с наукой

История эстетики начинается с античности и ведет очень долгий путь до того момента, когда она становится самостоятельной дисциплиной. Исторически сложился целый ряд определений эстетики, которые, отражают развитие ее содержания.

Многие исследователи предлагают различные определения дисциплины. Так или иначе, они напрямую связаны со сферой деятельности, эстетики. Но, в современном мире существует огромное количество литературы, посвященной эстетике, которую интерпретируют совсем иначе, проще говоря, не принимают за научную дисциплину. Но, зачастую, она не несет в себе научного знания. Эстетика может быть «зубной» (очаровательная улыбка, физическая красота), «детской» (воспитание эстетическое у детей и школьников), «косметической» (имеется виду массовое производство косметики и парфюмерии) и тому подобной.

Поэтому важно разобраться с предметом эстетики. Представляется важным сравнить некоторые определения для того, чтобы лучше понять развитие и историю этого термина.

Эстетика - как учение о красоте и об искусстве.

Это простейшее определение, подразумевающее под собой, что красота существовала всегда, восприятие ее человеческим сознанием обозначается как «прекрасное». Искусство также зародилось очень давно (наскальные рисунки, ритуальные танцы), поэтому можно сказать, что предмет эстетики существует столько, сколько существует человеческое общество. Это определение, можно считать самым первым и отнести его к античному пониманию эстетики, до Аристотеля.


«Великие эпические поэмы Греции давали большее, чем просто эстетическое наслаждение, и очарование, навеваемое ими, объяснялось не только музыкальностью стиха. В жизни Греции они имели значение, аналогичное влиянию библии в христианскую эру. Мифы, послужившие для них первоисточником, развивали и формировали умы народных масс».

Эстетика - как наука о прекрасном в жизни и в искусстве. Данное определение подчеркивает, что прекрасное существует в жизни, поэтому можно говорить об эстетике труда, эстетике быта, эстетике мышления, эстетике общения.

В данном определении эстетика выступает как учение и само определение имеет под собой практические основания.

Эстетика - как наука о прекрасном в жизни и в искусстве. Данное определение подчеркивает, что прекрасное существует в жизни, поэтому можно говорить об эстетике труда, эстетике быта, эстетике мышления, эстетике общения.

Здесь мы наблюдаем практическую сторону учения об эстетике. Это не только что-то само по себе прекрасное, но, та же, оно способно воплощаться и существовать. Эстетика - наука, а значит, подразумевает под собой так же развитие и созидание.

Эстетика - это философия прекрасного и философия искусства. Эта формулировка подчеркивает философский характер эстетического знания. Создателями эстетических концепций являются те же авторы, которые вошли в историю философских учений, ибо вопрос о красоте - не какой-то частный вопрос. Ответ на вопрос о прекрасном зависит от ответа на фундаментальные философские вопросы: что есть человек, каково его место в этом мире, какими способностями он обладает. Способность понимать прекрасное составляет специфику человеческого бытия, ибо воспринимать красоту и творить прекрасное может только человек. И наоборот: настоящим человеком является тот, кто может видеть и творить по законам красоты. Эстетика занимается философским обоснованием прекрасного и философской интерпретацией искусства.

Баумгартен образовал термин «эстетика» от греческого слова «эстезис» (ощущение, чувственное восприятие) и определил эстетику как науку о чувственном познании, о «правилах чувственности вообще». Чувства, о которых писал немецкий мыслитель, отличаются от простых ощущений, это душевные переживания, развиваемые с помощью изящных искусств.

«Баумгартен считал, что: предмет эстетики - чувственное познание мира, присущее искусству. Логика изучает законы рационального познания и учит, как достичь истины; человек же познает не только с помощью мысли, но и с помощью чувств. Поэтому должна быть наука, параллельная логике - эстетика, изучающая законы чувственного познания и постигающая красоту. Из предмета эстетики Баумгартен исключал искусство, его законы и отражение прекрасного в искусстве. Из баумгартеновского заблуждения родился научный термин, в который последующее развитие теоретической мысли вложило новое содержание».



Философия XVIII века подразделяла способности человека на разум, волю и чувства, и в соответствии с этим выделяла три главные фи философские науки: логику, этику и эстетику. Необходимость выделить прекрасное в особую сферу появилась тогда, когда в общественной практике наука потеснила искусство. Эстетика стала напоминанием о полноте жизни, о необходимости не только рационального, но и эстетического отношения к миру.

Итак, можно сделать вывод, что эстетика - прежде всего, философское учение об эстетическом отношении к действительности и об искусстве как высшей форме эстетической деятельности. Это современное синтетическое определение показывает, что эстетическое отношение находится в ряду других видов отношения человека к миру. Кроме того, оно не сводится к прекрасному, эстетическое отношение выражается в таких категориях как возвышенное, трагическое, комическое, низменное и даже безобразное. Прекрасное остается эстетическим идеалом, однако не все в жизни и в искусстве идеально.

Эстетика - и прямо, и опосредованно влияет на творчество, подкрепляя дар знанием. Но этим значение эстетики для художника не исчерпывается. Поэту необходима художественная концепция мира. Она - не запас накопленных художником философских знаний, она рождается в самой жизни из наблюдений над природой и обществом, из усвоения культуры человечества, из активного отношения к миру.

Художественная концепция направляет талант и мастерство, в свою очередь формируясь под их воздействием, она определяет особенности видения мира, отбор жизненного материала. При этом наиболее непосредственно влияет на творчество художника тот пласт художественной концепции, системное выражение которого дает эстетика.

Теперь, когда мы дали определение эстетики, важно разобраться с её предметом. В одном из определений указывалось на то, что сфера эстетики - искусство как высшая форма. Однако, это одна из многочисленных эстетических форм, в которых она способна взаимодействовать с наукой.

Эстетика исследует психологию творческого процесса и психологию художественного восприятия. Эстетика включает также социологию искусства, анализ роли искусства в общественной жизни, а также интересуется социальными предпосылками тех или иных представлений о красоте. Эстетику и культурологию объединяет внимание к художественной культуре, выработанной человечеством. Искусствоведение занимается анализом тенденций в художественном процессе, оно специализировано в соответствии с разными видами искусства, эстетика же изучает сущность и функции всякого искусства, базовые закономерности его развития. Наконец, художественная критика,
которая разбирает конкретные произведения, поставляет эстетике конкретный материал для анализа, и в свою очередь, руководствуется общими эстетическими критериями.

Сущность эстетического отношения к действительности становится понятной в сравнении с познавательным и нравственным отношением к миру.

2. Понятие «эстетического»

эстетика наука искусство

Эстетическое отношение к действительности

В любой деятельности человека помимо ее прямого утилитарного значения есть хотя бы элементы общечеловеческого, благодаря чему эта деятельность обретает по крайней мере косвенное значение для человечества как рода. С этим общечеловеческим значением связаны эстетическая окрашенность и эстетическое содержание человеческой деятельности.

Наряду с искусством в наши дни существуют специализированные виды эстетической деятельности. Среди них художественные промыслы, некоторые виды архитектуры, дизайн. К сфере дизайна относятся творческая деятельность и её продукты, направленные на формирование и упорядочение предметно-пространственной среды, когда достигается единство функциональных и эстетических качеств.

Предметом эстетики является эстетическое отношение к действительности и искусство. Но, как мы уже выяснили. Искусство - высшая форма, поэтому важно изучить и другие эстетические отношения.

Эстетика изучает сферу восприятия человеком не только прекрасного, но и безобразного, возвышенного, низменного, героического, трагического, комического и др., что воспринимать и оценивать может только человек. Важной стороной эстетики является изучение эстетического сознания, т.е., эстетического отношения человека к действительности, проблемы эстетического вкуса, эстетического чувства, эстетических ценностей, идеала и др.; общие проблемы теории искусства и развития художественных стилей, специфика искусства, его способности доставлять людям эстетическое наслаждение.

Эстетическое отношение проявляется через эстетическое сознание и эстетическую деятельность. По мнению исследователя эстетики Беляевой Е.В., эстетическое сознание складывается из таких феноменов как:

1.эстетическое восприятие (схватывание особого, эстетического аспекта реального мира);

2.эстетический вкус (система ценностных предпочтений и идеалов личности);


.эстетические концепции (теоретически осмысленный эстетический опыт).

Эстетическая деятельность представляет собой воплощение ценностных представлений сознания в практике жизни. Существуют различные сферы эстетической деятельности (эстетика труда, быта, природы, отношений), а также специализированная эстетическая деятельность - искусство.

Также, принято выделять три вида народной эстетической деятельности: в материальной культуре - ремесло и народное искусство, в бытовых отношениях обрядовый и игровой фольклор, в устном народном творчестве - фольклор.

По мнению Борева Ю.Б., Эстетическая деятельность включает в себя: художественно-практическую; художественно-творческую; художественно-техническую; художественно рецептивную, рецепционно-эстетическую (восприятие красоты реального пейзажа), духовно-культурную (выработка личного вкуса и идеалов, вынесение вкусовых суждений и оценок), теоретическую (выработка эстетических концепций и взглядов).

По мнению исследователя эстетики Новикова В.С., эстетическая деятельность - это всякая деятельность человека в ее общечеловеческой значимости. Универсальной формой эстетической деятельности является творчество по законам красоты, ибо любая форма освоения мира протекает «также и по законам красоты».

Ядро эстетической деятельности составляет искусство. Здесь деятельность человека не только полностью проникается общечеловеческим, эстетическим содержанием, но и достигает высшей формы эстетического - становится художественной деятельностью, создающей в лучших своих проявлениях бессмертные шедевры, на все времена сохраняющие значение для людей.

«Эстетическая деятельность может «переходить» в художественную, т.е. заканчиваться созданием произведения искусства, а может и не заканчиваться. Например, человек может любоваться зарей и при этом даже не думать о возможности создания картины. В таком случае можно говорить об эстетической деятельности как самостоятельной разновидности деятельности человека».

Специфика эстетического отношения выявляется благодаря сравнению его с утилитарным отношением к действительности

Изучим несколько теорий происхождения прекрасного.

«Трудовая» теория происхождения прекрасного была разработана в русской, а затем в марксистско-ленинской эстетике, которая опиралась на широкую предшествующую традицию. В ней утверждается, что труд, а не созерцание, поставлял людям первичные представления о том, что в мире есть некая гармония, соразмерность, упорядоченность и целесообразность. Прекрасным называлось то копье, которое хорошо выполняет свою функцию. В соответствии с этой древней традицией Сократ отождествлял прекрасное и целесообразное, считал эстетическое отношение разновидностью прочих отношений к благу.