Файл: Контрольная работа Предмет и задачи эстетики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Трудовая деятельность - важнейший вид общественно значимой активности человека. Именно в труде и через труд человек получает наиболее широкие возможности ощутить себя участником общественного бытия, испытать чувство гордости и радости за красиво сделанную работу, насладиться красотой произведенного продукта.

Труд и человеческое понимание красоты с давних пор связаны друг с другом. Человеку с давних времен свойственно стремление к доведению до совершенства производимых изделий. Пожалуй, именно орудия труда стали первыми вещами, которые человек подвергал эстетическому совершенствованию, старался сделать их максимально удобными, легкоуправляемыми и высокопроизводительными. Все эти компоненты входят в понятие красивой вещи, являются эстетически значимыми.

При этом ни Сократ, ни Маркс не отождествляли эстетическое и утилитарное. Если прекрасное и полезное сближались, что говорилось о том, что прекрасное полезно «в высшем смысле», «в общечеловеческих интересах», «в перспективе человеческого развития».

Эстетическая деятельность, протекающая вне художественного освоения мира, - в сфере труда, быта, культуры - охватывает и работу художника-конструктора, создающего проект полезной и красивой вещи для ее промышленного изготовления, и трудовой процесс изготовления прекрасного и полезного продукта, и сам этот продукт, и его потребление.

В искусстве эстетическая деятельность организуется в художественное творчество, которое обретает специфическую технологию. Творческая деятельность в области искусства, или художественная деятельность, является высшим, концентрированным, свободным от утилитарного начала видом эстетической деятельности. Главная цель художника не связана с задачами пользы, а подчинена лишь одной цели - созданию красоты.

«Деятельность по законам красоты в системе материального производства, эстетическое отношение к труду, общечеловеческие аспекты ценности его продуктов, значение труда в формировании эстетических чувств, вкусов и взглядов - все это область эстетического отношения человека к действительности».

В эстетике И. Канта, у романтиков, в теории «искусства для искусства» развивалась идея о полной противоположности прекрасного и полезного. И. Кант полагал, что при эстетическом восприятии предмета наше отношение к нему бескорыстно, незаинтересованно, чем принципиально отличается от практического и от морального отношения. Предмет здесь воспринимается как целесообразный, но «без представления о цели».


Эстетическое отношение демонстрирует свободу человеческого духа по отношению к материи, индивида по отношению к социуму, единичного и неповторимого по отношению к типовому. Свобода от обыденности, предоставляемая эстетическим отношением необыкновенно привлекательна. Здесь есть возможность творить новую реальность, заставить любой предмет служить собственному вкусу, а не законам физики или экономики. Свобода эстетического отношения возможна благодаря тому, что оно не изменяет мир по существу, но создает прекрасную видимость. Задействовав свое воображение, человек наслаждается игрой с материалом и игрой собственных творческих сил.

Эстетическое отношение к действительности выступает реализацией особой эстетической потребности - видеть и строить мир по законам красоты. Эстетическая ценность явления - это не утилитарная, а самая широкая общественно-практическая значимость, его ценность для человеческого рода в целом. Красота - признак «очеловеченности» мира и развитости самого человека, а эстетическое отношение - специфически человеческое отношение к миру, отношение, в котором на уровне конкретного проявляются общечеловеческие ценности. «Мир прекрасного» (создаваемый, в частности, искусством) - это мир, в котором человек ощущает себя вполне Человеком, сфера гуманности.

Изречение «красота спасет мир» у Ф.М. Достоевского, которое так часто встречается теперь в современном мире, и так же часто остается непонятым, на самом деле сформулировало признаки красоты по Достоевскому: любовь к людям, доброта, перенесенное страдание и от этого способность сострадать. Это признаки красоты, далекой от чисто физического её понимания, духовной, той самой, которая «может спасти мир».

Специфика эстетического отношения может быть выявлена и в сравнении с научным отношением к действительности. Научное и эстетическое отношение к действительности издавна идут рука об руку. В эстетическом переживании нам дается чувственное созерцание научной истины, таким образом, обе сферы приобщают человека к знанию, к неким объективным закономерностям мироздания.

Многие учения объединяли красоту и науку. Так у пифагорейцев музыка понималась как математическая дисциплина, ибо приятные созвучия подчиняются простым математическим законам. В эпоху Возрождения Леонардо да Винчи создал теорию перспективы в живописи, основанную на математических расчетах.

В других эстетических концепциях научное знание и эстетическое отношение противопоставлялись. Средневековая философия, Шеллинг, романтики, символисты полагали, что

эстетическое - это высшее знание, знание о высшем. Оно идет не от разума, а от чувства, т.е. более гармонично. Кроме того, это образное, а не понятийное постижение действительности, поэтому в отличие от холодного и антиномичного (противоречивого) рационального знания, эстетическое познание обладает целостностью. Поскольку эстетическое отношение дает знание ценностей, а не просто информацию об объектах, оно более значимо для человека, чем научное.

Научное отношение к действительности характеризуется объективностью, рациональностью и дифференцированным объектом. Однако закономерности действительности, представляющие ценность для человека, не только познаются разумом, но и переживаются как чувство прекрасного. В отличие от науки как мышления в понятиях, эстетическое отношение предполагает образное восприятие и образное мышление. Если наука относится к постигаемым вещам как к объектам, существующим вне и независимо от познающего их субъекта, то эстетическое отношение несет на себе отпечаток человеческой субъективности. Это не знание информации, а переживание ценности. Наконец, если наука дифференцирована на множество дисциплин, исследующих различные срезы действительности, то особенность эстетического отношения в том, что оно позволяет постичь объект в его целостности.

Итак, эстетическое отношение к действительности представляет собой бескорыстное целостное восприятие объекта и чувственное постижение в уникальном единственном объекте - всеобщих закономерностей и универсальных человеческих смыслов.

Эстетическая деятельность является составной частью ценностного освоения человеком действительности. Эстетическая деятельность и практика тесно взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Всякая активность человека уходит корнями в практику, служит ей, порождается ею. Практическую активность человека в мире следует понимать как всю его материальную, производственную и общественную деятельность, любое преобразование окружающего мира. Эстетическая деятельность непосредственно включена в практику и является целостным комплексом эмоциональных и логических переживаний субъекта. Она несет важные творческие и игровые компоненты и связана с бессознательными качествами психики. Открытия, озарения, достижения - все это привносит вместе с эстетической деятельностью в познание и практику красота.

Эстетическая деятельность всегда имеет продуктивный характер, т.е. представлена определенным результатом, итогом, конечным продуктом.


Причем он может иметь не только восстановительно-созидательный, но и разрушительный характер. Так, эстетика безобразного, низменного, ужасного имеет, как правило, исходящие характеристики. Одновременно демонстрация такого антиидеала в искусстве и в жизни способна породить и тоску, и возникновение подлинных эстетических идеалов. Но и в том. И в другом случаях результат эстетической деятельности должен обладать способностью чувственного воздействия.

Заключение

Изучив предмет и задачи эстетики, мы можем сказать, что эстетика - это философская наука, изучающая различные эстетические отношения как фундаментальные особенности человеческого бытия.

Эстетика взаимодействует с различными науками, например, исследует психологию творческого процесса и психологию художественного восприятия, включает в себя, также, социологию и общественную жизнь.

Эстетику и культурологию объединяет внимание к художественной культуре, основанной человечеством. Искусствоведение занимается анализом художественных процессов, оно специализировано в соответствии с разными видами искусства, эстетика же изучает сущность и функции всякого искусства, базовые закономерности его развития.

Рассмотрев характеристики эстетической деятельности и видов деятельных отношений, мы затронули категорию деятельного подхода, в котором эстетика представляет собой характеристику не только искусства, но и общественной практики в целом, с точки зрения её универсальности, значимости для человека. А также, структуру эстетической деятельности и её соотношение с культурой, исходя из которых можно проследить продуктивный характер эстетической деятельности, заключающийся в определенных результатах, итогах, конечных продуктах.

Библиография

1.Борев Ю.Б. Эстетика. Москва. Изд. «высшая школа», 2002 г.

2.Беляева Е.В. Эстетика. Курс лекций. Академия управленияпри Президенте Республики Беларусь. Кафедра философских наук. Центр образовательных технологий. Минск. 2004

.Гилберт К.Э., Кун Г. История эстетики. Изд. «Алетейя». СПб. 2000

.Т. Карнажицкая. Эстетика. Учебное пособие для ВУЗов. ОДО «Равноденствие». Минск. 2004.

.В.С. Новиков. Краткий курс лекций для студентов. ФГОУ ВПО. Кафедра культурологии.

.Словарь эстетических терминов. Материал взят с сайта: #"justify">.Словари, энциклопедии. Материал взят с сайта: http://feb-web.ru (дата обращ. 02.11.2012)