Файл: Семинар практикум. Работа педагогов по развитию речевых и коммуникативных умений дошкольников на основе комплексного подхода.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Семинар - практикум.

« Работа педагогов по развитию речевых и коммуникативных умений дошкольников на основе комплексного подхода».

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей в вопросах реализации образовательной области «Коммуникация».
Задачи:

- познакомить педагогов с основными факторами, влияющими на речевое развитие детей дошкольного возраста;

- развивать аналитические, конструктивные и коммуникативные умения педагогов;

  - способствовать благоприятной адаптации  молодых педагогов, созданию и сохранению в коллективе атмосферы  творчества.

План проведения семинара:

1. Требования к качеству речи педагога ДО.

2. Обсуждение, методов развития речи детей

3. Практикум «Проверьте свою грамотность».

4.  Рефлексия.      

Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения. Антуан Сент - Экзюпери

Развитие коммуникативных и речевых навыков дошкольника

       В ГОСДВО среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Коммуникация» Актуальность проблемы развития умения общаться у дошкольников определяется тем, что число контактов с миром взрослых и сверстников у современного ребенка постоянно увеличивается, а эффективность и успешность таких взаимодействий зависит от уровня речевого развития детей. Умелое владение родным языком в различных ситуациях общения, выступают средствами свободной коммуникации. В то же время само общение является условием для развития речи ребёнка и освоения культуры речевого общения. Формирование речи подрастающего поколения - это огромная ответственность педагогов, занимающихся развитием речи. Коммуникативные способности крайне важны, поскольку все мы живем в рамках общества и так или иначе взаимодействуем с ним и другими его представителями. Для того, чтобы достичь успеха в работе и личной жизни, нам необходимо уметь правильно и корректно общаться, вести диалог, хорошо распознавать свои и чужие эмоции и так далее. Уровень речевого развития многих современных дошкольников не соответствует возрастной норме. Педагогам, все чаще приходится сталкиваться с отставанием, задержками и нарушениями в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением. Главной причиной является разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, отчуждение взрослых от детей, лишение их содержательных (живых) способов общения. Многие взрослые недооценивают роль звучащего слова в развитии и воспитании детей раннего возраста.        Общение взрослого с ребенком все чаще ограничивается кратковременным, формальным и поверхностным взаимодействием, в виде замечаний, указаний, инструкций.   Неудовлетворенность потребностью в общении малыша с родителями, способствует проявлению различных отклонений в поведении детей: неуверенностью при новых начинаниях, тяжелой адаптацией к детскому саду, большим количеством страхов, тревожностью и агрессивностью, снижением уровня их речевой и познавательной активности. Ребёнку необходимо создать условия развития коммуникативно- речевых умений и способностей:


-организация специальных мероприятий с детьми,

-организация комплексных занятий, основанных на игровых технологиях,

 -моделирование коммуникативных ситуаций,

 -использование дидактических игр,

 -индивидуальная работа,

 -познавательные беседы,

 -совместная работа и другие.

            В центре внимания педагогов находится задача развития связной речи. Именно в связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная (общения). В связной речи наиболее ярко просматривается взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка. А также отражены все другие задачи речевого развития: формирование лексической, фонетической и грамматической сторон речи. Основная форма деятельности ребёнка—это игра. Именно в игре дети учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Играя, ребёнок легче всего воспринимает определённую информацию и передаёт её другому.

          Игра помогает в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных способностей дошкольников:
-развивать связную речь детей в процессе создания сюжетного рассказа, сказки, используя различные приёмы.
-учить детей вести диалог, используя языковые средства звучащей речи и невербальные компоненты: жест, мимику, средства интонационной выразительности.
-развивать творческие способности детей, психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение внимание.
-воспитывать коллективизм, сотрудничество.

Любые игры соревновательного характера учат ребенка работать в команде, сотрудничать с другими людьми при достижении общей цели. Развивается чувство коллективизма и ответственности не только за себя, но и за других, особенно младших. Кроме того, поскольку в таких играх подразумевается победа или поражение, это хорошая тренировка    для контроля своих эмоций: победитель должен вести себя тактично, а проигравший достойно принимать поражение. Подмена игровой деятельности учебной, введение дополнительных занятий в дошкольных образовательных учреждениях приводит к тому, что дети мало общаются друг с другом, не могут полноценно овладеть коммуникативными средствами. Недостаток общения приводит к неумению учитывать поведение игрового партнера, стремление разрешить конфликтную ситуацию «силовым» способом.

В современной методике цель речевого развития детей дошкольного возраста — формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей. Чрезвычайно важно строить работу по развитию и коррекции коммуникативного поведения на том опыте, который ребенок способен осознать и отразить в речи.


    Таким образом, коммуникативная компетентность дошкольников во многом определяется развитием речи. Речь как один из ведущих феноменов психического развития детей, влияет на регуляцию поведения и деятельности каждого ребенка в социуме. Дошкольники, имеющие осознанную и качественную речь, к старшему дошкольному возрасту владеют следующими коммуникативными навыками и умениями: навыки сотрудничества и взаимопонимания, умения слушать, слышать, воспринимать и понимать информационный материал, навыки ведения диалогической и монологической речи.

Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения

   Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

         Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

        Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.

М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".

Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

    Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

    В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога, выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.

К компонентам профессиональной речи педагога относятся:

качество языкового оформления речи;

ценностно-личностные установки педагога;

коммуникативная компетентность;


четкий отбор информации для создания высказывания;

ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).


Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.

В настоящее время социально-коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Ни для кого не секрет, и вам это известно, что лучший друг для современного ребенка-это телевизор или компьютер, а любимое занятие - просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает её яркими красками.

Поэтому в первую очередь у дошкольников нужно развивать коммуникативные навыки.

Коммуникативную компетентность в дошкольном возрасте можно рассматривать как

  • совокупность умений, определяющих желание субъекта вступать в контакт с окружающими;




  • умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию,




  • умение решать конфликтные ситуации;




  • умение пользоваться речью;




  • знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.


Условиями развития коммуникативной компетентности дошкольников являются:

  • социальная ситуация развития ребенка;



  • формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками;




  • совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности), которые создают зону ближайшего развития ребенка.


Известно, что коммуникативная функция речи рассматривается как основополагающая. С помощью диалога удовлетворяется потребность ребенка в общении, на его основе формируется монологическая, связная речь. Поэтому низкий уровень связной речи очень часто является следствием недостаточности базовой, исходной формы речи — диалогической.

Обогащать речевое общение детей, сделать его более естественным, непринужденным помогают невербальные средства коммуникации. Важно, чтобы ребенок мог адекватно воспринимать несловесную информацию, которая указывает на эмоциональные состояния собеседника. Интересно, что языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя предварительно их никто не объясняет, говорящие правильно понимают и используют их.