Файл: Семинар практикум. Работа педагогов по развитию речевых и коммуникативных умений дошкольников на основе комплексного подхода.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, развитие невербальных умений создает дополнительные возможности для установления контактов, выбора правильной линии поведения, усиливает эффективность социального взаимодействия дошкольников.

Человек не рождается с готовыми речевыми навыками. Все коммуникативные компоненты формируются в течение жизни, а наиболее сенситивным для этого является период дошкольного детства.

В работе воспитателя основным вопросом становится определение эффективных путей развития коммуникативных навыков дошкольника.

Выбор методов и приемов определяется возрастными и индивидуальными особенностями детей, их психофизиологическими особенностями.

Игра, как известно, является ведущей деятельностью дошкольника, так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения, навыки, в том числе и коммуникативные навыки, умение правильно выражать свои мысли, чувства и т. д.

  1. Дидактическая игра. Она является игровым методом обучения детей, самостоятельной игровой деятельностью, а также одним из средств развития познавательной активности и развития коммуникативных навыков детей.

Технология дидактической игры – это конкретная технология проблемного обучения.


  1. В сюжетно-ролевой игре – заложены большие возможности для развития навыков общения. В первую очередь, развитие рефлексии, как человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания других людей. В сюжетно-ролевой игре, как и во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складывается личность каждого ребенка, формируется детский коллектив. При этом обычно наблюдается взаимодействие игровых и реальных возможностей.




  1. Театрализованные игры. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.



Среди многообразия средств и методов развития коммуникативных навыков дошкольников можно выделить режиссерскую игру.

  1. Режиссерские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. В отличие от ролевых игр, в которых ребенок примеряет роли на себя, в режиссерских, персонажами являются исключительно игрушки. Сам ребенок управляет и руководит действиями игрушек-артистов. Такие игры не только очень занимательны, но и полезны. «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, дошкольник использует разные средства вербальной и невербальной выразительности.



Итак, в игре дети учатся помогать друг другу, учатся достойно проигрывать. В игре формируется самооценка. Общение в игре ставит каждого на своё место. Дети развивают свои организаторские способности, укрепляют возможные качества лидера или тянутся за лидером в группе.
Чтобы достичь желаемого благополучия в социальном развитии ребенка, в первую очередь необходимо развивать коммуникативную компетенцию детей, их способность налаживать отношения с окружающими при помощи языковых и неречевых средств.

Работу по социально - коммуникативному развитию условно можно подразделить на 4 блока, которые включают в себя:

  • игры, направленные на сближение детей друг с другом;

  • игры для развития эмоций;

  • игры на социальное восприятие в процессе взаимодействия детей друг с другом;

  • игры на развитие коммуникативных навыков.

Также в работе используются:

  • чтение художественной литературы для выражения детьми эмоциональных сопереживаний;

  • нравственно - этические беседы.


Социально – коммуникативное развитие на этапе завершения дошкольного образования нашло свое отражение в целевых ориентирах:

  • Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

  • Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

  • Ребенок должен обладать волевыми усилиями, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

1.Упражнение «Комплимент».

- А скажите мне, коллеги, вы любите комплименты? А говорить их умеете? А ваши воспитанники умеют говорить комплименты? Правильно, детям очень трудно их говорить, но научить их можно. И вам предлагаю в нее поиграть. Но сначала нам нужно с помощью считалки выбрать КОРОЛЕВУ.

Сидел король на лавочке,

Считал свои булавочки:

Раз, два, три,

Королевой будете вы! (надевает корону и садится на трон)


А с помощью мяча мы узнаем, кто скажет нашей королеве слова восхищения (мяч передается под музыку). Вы, коллеги, не зевайте, мяч другим передавайте. Ну а музыка покажет, кто нам комплименты скажет (игра проводится 3 раза).

- Приятно слушать комплименты?

- Что вы чувствовали?

- Трудно ли говорить?

Вывод: такие игры обязательно помогут детям быть счастливыми, успешными и реализоваться в жизни.
2. Игра – тренинг «Ударение»

Задание: списать слова, расставить ударение.

Каталог, красивее, ждала, свекла, сироты, цемент, позвонишь, оптовый

Щавель, , звонишь, алфавит, шарфы, занята, квартал, согнутый

Каталог,  цепочка, кухонный, гербы, согнутый, жалюзи

Многие слова не проверяются, их просто нужно запомнить.
 3. Притча.

Я предлагаю вам послушать притчу.

Жил-был юноша, который не умел ладить с людьми. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал, забивать один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда тот потеряет терпение или поругается с кем-нибудь.

В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.

Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше, вынимать один гвоздь из ворот, каждый раз, когда он не потеряет терпение. Наконец наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди.

Отец подвел сына к садовым воротам: "Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах. Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах".

Общение важная составляющая жизни каждого человека.

На самом деле всех нас объединяет гораздо больше факторов, чем мы думам. И я вам сейчас это продемонстрирую.

Встаньте те (примерные показатели):

- Кто работает в детском саду больше 5 лет,

- встаньте те, кто живет в Таманском.

- у кого день рождение зимой

- на ком одета блузка с длинным рукавом

-встаньте те, кто ехал на работу на машине

- у кого высшее образование

-кто родился в не Таманском.

- у кого есть старший брат

-у кого есть младшая сестра

- кого зовут Света

- у кого отчество Ивановна

Видите, как много факторов может объединять людей


Тест «Ваша коммуникабельность»:

На каждый из 16 приведенных ниже вопросов дайте один из трех ответов: - да, - нет, - иногда.

  1. Вам предстоит ординарная деловая встреча. Выбивает ли Вас из колеи ее ожидание?

  2. Вы откладываете визит к врачу до того момента, когда становится невмоготу?

  3. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие необходимость выступить с докладом, сообщением, информацией на совещании, собрании или конференции?

  4. Вам предлагают выехать в командировку туда, где Вы никогда не были. Приложите ли Вы все усилия, чтобы избежать этой командировки?

  5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями?

  6. Раздражаетесь ли Вы, когда незнакомый человек обращается к Вам с просьбой показать ему что-либо, ответить на какой-либо вопрос?

  7. Верите ли Вы, что существует проблема «взаимопонимания людей разных поколений»?

  8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он должен Вам деньги, которые занял несколько дней назад?

  9. В кафе или столовой Вам подали явно пропавшее блюдо. Промолчите ли Вы, лишь отодвинув тарелку в сторону?

  10. Оказываясь один на один с незнакомцем, Вы, как правило, первым вступаете с ним в беседу?

  11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была: в банке, в магазине, в кассе кинотеатра? Чтобы этого избежать Вы готовы отказаться от своего намерения, нежели томиться в ожидании?

  12. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

  13. Есть ли у Вас сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, культуры и никаких чужих мнений Вы не принимаете?

  14. Услышав где-нибудь явно ошибочное высказывание по хорошо известному Вам вопросу, Вы предпочтете вступить в спор?

  15. Вызывает ли у Вас досаду чья-нибудь просьба разобраться в том или ином вопросе или учебной теме?

  16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения в письменном виде, чем в устном?

За каждый ответ «да» — 2 балла, за каждый ответ

«иногда» — 1 балл, за каждый ответ

«нет» — 0 баллов.

  • 30 – 32 очка. У вас есть проблемы с общением, и коммуникабельность – явно не ваша сильная сторона. Скорее всего от такого положения дел вы страдаете сильнее остальных. Если речь идет о групповой работе, вам бывает крайне сложно. Попробуйте обратиться к психологу и определить причины этой мешающей вам черты.

  • 25 – 29 очков. Вы довольно отстраненный, замкнутый человек. Во многих ситуациях одиночество не является для вас обузой. У таких людей, как правило, мало друзей, а новая работа или необходимость контактировать с людьми ввергает вас в угнетенное состояние. Если это часто вызывает у вас недовольство собой, вам стоит попробовать примкнуть к группе людей с вашими интересами - ведь когда вы действительно увлечены, вы довольно коммуникабельны.

  • 19 – 24 очка. Вы довольно общительны и коммуникабельны, особенно в знакомой вам обстановке. И все же вы обычно проявляете большую степень осторожности в общении с незнакомыми людьми. Споры вас отталкивают, и вы предпочитаете уклоняться от любых конфликтных ситуаций. Иногда вы излишне саркастичны, чем можете задеть человека. Однако это можно устранить путем самоконтроля.

  • 14 – 18 очков. Ваша коммуникабельность в рамках нормы. Вы любите слушать истории других людей, любознательны, терпимы к тем, кто отличается от вас, умеете спокойно обсуждать проблемы и находить решения. Встреча с новыми людьми для вас проходит легко, без смущения и переживаний. Шумные компании вы не любите, они могут вас раздражать.

  • 9 – 13 очков. Вы очень общительны, любопытны, стремитесь в любой ситуации выразить свое мнение, чем иногда раздражаете людей. Время от времени вы можете вспылить, но, как правило, быстро отходите. Вам не хватает некоторой усидчивости. Возможно нужно научиться терпению и умению довести начатое до конца. Впрочем, вы достаточно сильны для того, чтобы взять волю в кулак и побороть такие мелкие недостатки характера.

  • 4 – 8 очков. Общительность – ваша самая яркая черта. Вы знаете все и обо всех. Не любите «умные беседы» на серьезные темы, но во всех бытовых обсуждениях обязательно участвуете, даже если они вас не касаются. Не умеете доводить дело до конца, чем вызываете недоверие со стороны коллег.

  • 0-3 очка. Вы болезненно-общительны. Вы излишне многословны, навязчивы, вмешиваетесь во все дела. Которые вас не касаются, чем вызываете бурю негодования у окружающих. Вы склонны судит о том, о чем не имеете представления. Из-за вас у ваших близких возможны различные конфликты. Вам следует обратиться за помощью к психологу, если вы не в состоянии контролировать себя самостоятельно.


Игровой тренинг

«Скажи правильно!»


Позвоните мне

Положить

Подняла

Творог

Сливовый сок


Приложение №2.

Памятка воспитателям.

Педагогические задачи для формирования единого речевого режима:

  1. Сотрудники ДО должны создавать условия для развития речевой активности детей. Этому способствует создание проблемных ситуаций, в которых ребенку необходимо было бы высказаться (высказать свою просьбу, мнение, суждение и т.д.).

  2. Необходимо побуждать детей к речевому общению с взрослыми и между собой (привлекать внимание детей к вопросам и высказываниям других детей, побуждать отвечать на них и высказываться самим, обращаться к взрослому с вопросами, суждениями, высказываниями).

  3. Отвечать на все вопросы ребенка, проводить беседы по поводу прочитанного, увиденного на прогулке и т.д.

  4. Развивать фонетическую сторону речи дошкольников (проводить артикуляционные и дыхательные упражнения; следить за правильностью звукопроизношения, темпом, громкостью речи дошкольников, в случае необходимости поправлять их).

  5. Развивать и обогащать словарь детей на основе развития представлений об окружающем мире (называть предметы и явления, их свойства, действия, рассказывать о них самостоятельно; организовывать активное наблюдение детей за явлениями окружающего мира с последующей актуализацией усвоенного словаря;

  6. Развивать у детей умение строить предложения различной синтаксической сложности (простые, распространенные, сложносочиненные, сложноподчиненные; отвечать на вопросы краткими и полными ответами) с использованием различных вспомогательных опор (по образцу, аналогии и т.д.).

  7. Создавать условия для практического освоения дошкольниками правилами родного языка (на основе активных наблюдений за языковыми явлениями побуждать детей правильно согласовывать слова в падеже, числе, времени, роде);

  8. Развивать связную речь дошкольников (организовывать диалоги со взрослыми и между детьми на основе вопросно-ответной формы речи);

  9. Приобщать детей к культуре чтения художественной литературы (читать книги с обязательным обсуждением прочитанного). Это обогащает представления дошкольников об окружающем мире, развивает словарь, речевое внимание, их культуру речи в целом.