Файл: Наставничество (менторинг) это один из методов обучения, когда более опытный сотрудник делится своими знаниями, умениями и навыками с неопытным новичком на протяжении определенного времени. Коучинг.docx
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Разница между двумя видами взаимодействия существенная. Коучинг — комплекс конкретных мероприятий для развития потенциала, менторинг — наставничество, передача опыта и советы.
Философия коучинга не предполагает навязанные решения извне, задача наставника – направить ход мыслей клиента. Поэтому одна из главных техник – открытые вопросы. Они заставляют человека задуматься, порассуждать, по-новому взглянуть на сложившиеся обстоятельства.
Для начала разберем оба понятия:
Наставничество (менторинг)— это один из методов обучения, когда более опытный сотрудник делится своими знаниями, умениями и навыками с неопытным новичком на протяжении определенного времени.
Коучинг(coaching с англ. — «тренировка») — метод обучения, в процессе которого человек, называющийся «коуч», помогает обучающемуся самостоятельно достичь некой жизненной или профессиональной цели.
Наставничество (менторинг) часто применяется в организациях, когда вновь принятого сотрудника нужно ввести в курс дела, объяснить ему правила игры принятые в организации, передать корпоративную культуру.
Если упрощенно, то наставничество это способ передачи знаний от наставника к обучаемому.
Слайд 3
Наставничество обычно происходит следующим образом (этапы наставничества):
-
Расскажу как это сделать, -
Посмотри как это делаю я, -
Давай попробуем сделать вместе, -
Сделай самостоятельно.(а я буду рядом)
Плюсами наставничества является то, что это один из самых простых и эффективных методов передачи знаний и опыта от одного человека к другому.
Но у наставничества (менторства) есть и недостатки: в процессе менторства обучаемый перенимает опыт, знания, пути поведения в тех или иных ситуациях, способы решения тех или иных проблем наставника. Ему четко говорят куда идти и что делать. Здесь жестко заданный алгоритм, который может быть не самым эффективным и не самым комфортным для обучаемого. И полностью убивает инициативу и творческий подход.
Коучинг же применяется для достижения четко поставленных целей, путем и способом наиболее комфортным для обучаемого. При этом именно сам обучаемый определяет метод и пути достижения тех или иных целей.
В отличие от менторства коучинг сфокусирован на достижении чётко определённых целей вместо общего развития.
В процессе коуч -сессии коуч путем задавания вопросов подводит обучаемого к пониманию и выработки метода решения проблемы, самым оптимальном для него. Именно сам обучаемый определят каким именно путем он будет решать те или иные цели и сам несет ответственность за результат, ведь именно это его решение. В то время как при менторстве ответственный за результат ментор (или наставник), а сам обучаемый просто исполнитель того, что ему сказали.
Например:
Менеджеру по продажам стоит задача увеличить число новых клиентов.
Руководитель подразделения, который является ментором в данной ситуации говорит: «Для привлечения клиентов мы делаем в день 50 холодных звонков и рассылаем минимум 20 коммерческих предложений». Рассказывает и показывает как делают холодные звонки, звонит вместе с сотрудником, затем наблюдает и дает обратную связь.
В случае коуч -сессии упрощенно процесс выглядит так (более подробно коучинговые модели мы разберем в отдельных статьях, здесь стоит задача только показать разницу между коучингом и наставничеством):
-
Коуч и обучаемый четко определяют цель (например увеличить число новых клиентов на 20 компаний за квартал)
Затем коуч уточняет у обучаемого:
-
какие методы привлечения новых клиентов он знает? -
как он думает, какие из них наиболее эффективные? Почему? -
какие из этих методов он мог бы применять для достижения их цели?
И по результатам коуч сессии может оказаться, что для данного сотрудника самым эффективным решением задачи привлечения новых клиентов будут не холодные звонки и отправка коммерческих предложений, а получение рекомендаций от действующих клиентов и предложение услуг компании партнерам клиентов со ссылкой на рекомендателей. Как он уже делал на предыдущем месте работы и это дало хороший результат.
Преимуществом коучинга является то, что сам обучаемый здесь занимает активную позицию и он сам отвечает за реализацию того пути достижения цели который выбрал.
Здесь не получиться сказать, что результата нет, потому что я не такой как мой наставник, или наставник сказал, а я сделал. В коучинге ты сам принимаешь решение что и как делать и сам отвечаешь за результат.
И менторство и коучинг имеют свои положительные характеристики и определенные недостатки. Автору этой статьи представляется, что наставничество (менторство) это один из самых оптимальных методов передачи опыта и знаний от одного опытного человека (наставника или ментора) другому (как правило новичку).
В случае с состоявшимися опытными сотрудниками, где целью является личный рост и развитие лучше использовать для достижения наилучших результатов модель взаимодействия обучаемого с обучаемым -коучинг.
4 слад
дмитрий волошин ментор – школа менторов
5 слайд
Три главные задачи Клуба Менторов
- Расскажи про Клуб Менторов. После того, как он существует уже, как минимум, несколько месяцев, в чем его основной замысел, стратегия? Можешь рассказать, для кого этот Клуб? И кому он нужен в первую очередь?
- Ну, понятно что Клуб состоит из менторов. У Клуба есть три задачи. Первая: максимально прагматичная — формирование pipeline новых менти. У нас есть 50 человек, кто-то из них свободен и хочет заполучить в свои цепкие лапки нового менти, все понимают, что проще действовать от Клуба, чем действовать в одиночку.
То есть у нас есть сообщество, которое использует объединённые PR и маркетинговые ресурсы, чтобы привлекать новых менти. Плюс второй момент, что всё-таки, когда люди приходят: одно дело — они приходят к Диме Волошину, другое — они придут в Клуб. И все как-то подспудно понимают, что если Дима Волошин облажается в менторинге, то за ним стоит Клуб, который ему «надает люлей» за то, что он облажался. Как-то к Клубу больше доверия. И это правильно. И это хорошо, потому что мы формируем некий стандарт этой новой отрасли или новой сферы деятельности. Это первая задача — формирование pipeline.
Вторая задача: учиться. Мы, в силу того, что не имеем большей части инструментов, фреймворков, решений, мы не можем быстро научиться, кроме как учась друг у друга. Поэтому вторая задача Клуба — это сделать так, чтобы люди друг у друга учились.
Да, вот это такая важная большая история.
И третья задача, я о ней упомянул, это просветительская. Это рассказывать как можно большему количеству людей, что такое менторинг. Способствуя и привлечению новых менторов, и привлечению новых менти, и формированию некоего коммьюнити вокруг коммьюнити.
Так сейчас выглядит концепция.
6 слайд
Был основателем, занимавшимся созданием старейших и всемирно известных организаций коучинга.
Он написал 6 книг и 28 персональных и профессиональных развивающих программ, которые используются коучами во всем мире.
Томас наслаждался жизнью, путешествуя большую часть года в своем автобусе и работая в своей студии в городе Феникс, штат Аризона. Он умер внезапно от сердечного приступа 11 февраля 2003 года в своем доме в Фениксе в возрасте 47 лет.
9 слайд
По области применения
Ещё одна классификация — по сфере. Выделяют следующие виды по области применения:
Лайф коучинг. Одно из самых популярных направлений. Потребность в нем остро возникает во время жизненных трудностей. Например, когда человек не до конца проявляет свои способности, страдает от низкой самооценки и не знает, куда двигаться дальше. В жизненном коучинге моделируются ситуации и вырабатываются нужные качества. Уверенность в себе, позитивный взгляд на вещи, целеустремленность — все это развивается в процессе. Бесполезно делать то же, что и обычно, и ждать других результатов. Чтобы стать успешнее, измените поведенческую стратегию, добавьте полезные привычки и последовательно двигайтесь к целям. Все эти навыки появляются в результате партнерства с лайф коучем.
Карьерный коучинг. Такой вид взаимодействия необходим людям, которые задумываются о смене сферы деятельности, места работы или должности. Подходит он также тем, кто «достиг потолка» на работе и хочет продвинуться по службе. Вместе с карьерным коучем клиент раскрывает потенциал, чтобы оперативно решить весь спектр рабочих вопросов.
Бизнес коучинг. Сессии проводятся для сотрудников любых уровней, чтобы улучшить личную результативность и работу в группе. Как и в лайф направлении, бизнес коучи постоянно «держат руку на пульсе» — контролируют процессы, помогают грамотно подготовить стратегии развития компании и заранее предусмотреть трудности на пути. Процветание организации зависит от множества факторов. Недостаток знаний, загруженность, многозадачность, проблемы в отношениях — во время работы с профессионалом выявляются все «болевые точки» бизнес процессов. Тормозящие факторы устраняются, повышается мотивация сотрудников и улучшаются отношения. После сессий у руководителей остаются подробные инструкции для эффективной работы команды в будущем.
Семейный коучинг. Специалист общается с отдельными родственниками и со всеми членами семьи, чтобы сделать отношения гармоничными и теплыми. Групповой коучинг помогает легче преодолеть кризис, научиться решать вопросы без скандалов, достигать поставленных целей и стать счастливее дома.
Финансовый коучинг. Этот вид коучинга подходит тем, кто не умеет распоряжаться деньгами.
Коучинг личной эффективности не всегда выделяют в отдельную группу — это направление пересекается с другими.