Файл: Реферат по дисциплине история по теме "Общественная мысль,публицистика,литература,пресса.".docx
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 122
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Реферат
по дисциплине история.
по теме:
"Общественная мысль ,публицистика ,литература ,пресса ."
Учитель :
Демченко Л.А.
Выполняли :
Корепанова С.Д. и Андрюшеной В.А.
Эпоха Просвещения в России
Во-первых,время наивысшего расцвета науки, философии и свободомыслия в России началось позже, чем в остальных развитых странах.
Во-вторых, слаборазвивается и общественная мысль. Едва загоравшийся огонек свободы и равноправия, потухал под влиянием дворянства и консерваторов.
Начало этой эпохи положил всеми известный царь-реформатор Петр I. Прорубив «окно в Европу», он развивает бурную деятельность .
Его труды и начинания продолжила Екатерина II, внесшая наибольший вклад в развитие идей Просвещения. Она основала крупнейшиймузей мира – Эрмитаж, способствовала распространению живописи и книгопечатания, музыки и архитектуры.
В литературе, популярным становится новый жанр - классицизм, появляются идеи патриотизма и социального равенства. Начинает зарождаться лирика, которой, в дальнейшем, суждено стать основой для Золотого века в русской литературе.
В архитектуре господствует нарышкинский стиль, постепенно вытесняющий барокко, а с приходом к власти Екатерины II популярность набирает классицизм. Значительные изменения происходят и в живописи: приходит в упадок иконопись, среди художников становитсяпопулярной масляная живопись, достигшая своего расцвета после открытия Русской академии художеств.
Таким образом, мы видим, что Век Просвещения в России поднял нашу страну на совершенно новый этап развития, а его отголоски слышатся и после Отечественной войны 1812 года.
Особенности развития художественной культуры .
Главной особенностью и характерной чертой
развития отечественной художественной культуры в XVIII веке стало достижение сплава «европеизма» и национального своеобразия.
Впервые в русской истории интерес к художественной культуре оказался настолько велик: литературные произведения читались теперь не только в светских салонах, но и в среде зарождающейся интеллигенции (общественный слой людей, профессионально занимающийся умственным, преимущественно сложным творческим трудом, развитием и распространением культуры); нормой жизни «просвещенного» общества стали спектакли и музыкальные вечера; признаком хорошего тона и даже модой стало коллекционирование книг, картин, фарфора.
В развитии художественного творчества в XVIII веке можно выделить эпоху барокко 40-50-е годы и эпоху классицизма вторая половина века.
2.Литература. Сложилась развитая система жанров – ода, басня, элегия, трагедия, комедия, повесть, роман.
Главными отличительными
чертами этого времени были также новый литературный язык и новая система стихосложения.
Основоположником нового стихосложения, лежащего в основе современной русской поэзии, был Василий Кириллович Тредиаковский.
У истоков новой русской драматургии стоял автор первых русских трагедий и комедий, Александр Петрович Сумароков. Им были созданы 9 трагедий и 12 комедий, а так же около 400 басен. Сюжеты большинства трагедий были взяты из русской истории («Дмитрий Самозванец»).
Влияние идей Просвещения, крестьянской войны Пугачева, а затем Французской революции привело, к тому, что писатели посвящали свои произведения острым социальным и политическим проблемам. Денис Иванович Фонвизин обличал невежество и произвол помещиков в комедии «Недоросль». Победы русского оружия и другие знаменательные события, а также вступление на престол новых монархов сделали популярным
особый вид стихов — торжественные оды. Наиболее известными были оды М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина.
Начало сентиментализма (внимание уделяется душевному миру человека, а на первом месте стоят чувства, а не разум и великие идеи), связано с именем Николая Михайловича Карамзина (1766-1826). В своей повести «Бедная Лиза» он сумел доказать простую истину что «и крестьяне любить умеют» и готовы отдать за любовь свою жизнь.
Значительным явлением литературы и общественной мысли стала книга «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, появившаяся в 1790г. на прилавках книжного магазина в Петербурге. О книге сразу пошла молва. Экземпляр ее попал и в руки Екатерины II, после чего автор был заключен в Петропавловскую крепость, почти весь тираж книги уничтожили. Суд приговорил его
к смертной казни, которую императрица заменила лишением чинов и дворянства и ссылкой в Сибирь.
В «Путешествии...» был брошен открытый, гневный вызов самодержице и всему российскому дворянству. «Звери алчные! Пиявицы ненасытные! Что крестьянину мы оставляем? То, чего отнять не можем, — воздух». Радищев провозглашал право народа на восстание против существующего строя, что было созвучно идеям Французской революции. Екатерина сочла его «бунтовщиком похуже Пугачева».
Стали выходить и журналы первых русских просветителей. В некоторых из них содержалась острая критика крепостничества, отсталых порядков в стране. О многом говорилось намеками, иносказательно. Просветителем и первым независимым издателем России стал Николай Новиков со своим журналом «Трутень». В нем он выступал против помещиков-крепостников, которые пользовались плодами труда других, а сами