Файл: 1. Внеклассная работа как составная часть учебновоспитательного процесса в рамках реализации фгос в современной школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

1. Внеклассная работа как составная часть учебно-воспитательного процесса в рамках реализации ФГОС в современной школе…………………………………………………………………………….6

    1. Понятие, цели и задачи…………………………………………………….6

    2. Требования к организации внеклассной работы…………………………8

    3. Основные направления и формы реализации внеклассной работы…….13

2. Особенности организации внеклассной работы при изучении курса «География материков и океанов»…………………………………………19

2.1 Специфика курса «География материков и океанов»…………………….19

2.2 Особенности реализация внеклассной работы при изучении курса «География материков и океанов»…………………………………………….22

2.3 Формы и методы организации внеклассной работы с обучающимися при изучении курса «География материков и океанов»………………………….29

3. Использование материалов ВКР в практике преподавания курса «География материков и океанов»…………………………………………35

3.1 Анализ опыта внеклассной работы по физической географии учителей Приморского края (на примере материалов, представленных в Интернете)………………………………………………………………………35

3.2 Реализация опытно-экспериментальной работы по организации внеклассной работы по географии на базе МБОУ СОШ с. Алексей-Ильинское………………………………………………………………………39

3.3 Методическая разработка внеклассного мероприятия на базе МБОУ СОШ с. Алексей-Ильинское…………………………………………….....................44

Заключение…………………………………………………………………….53

Список используемой литературы…………………………………………55

Введение

На современном этапе развития общества успешность личности во многом зависит от умения ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, опираясь на творческий потенциал и не забывая о гармоничных отношениях с окружающей средой. В связи с этим, целью современного образования считается развитие личных качеств учащихся, их способностей, формирование у учеников активной и творческой жизненной позиции. Особая роль в развитии данной характеристики в условиях Федерального образовательного стандарта (далее ФГОС) отводится именно внеклассной работе. На сегодняшний день она является неотъемлемой частью образовательного процесса.


Как уже отмечалось выше, внеклассная работа крайне важна для учебного процесса, так как она способствует достижению личностных результатов, интересов и потребностей ребенка, что обуславливает актуальность выбранной темы исследования. Выбирая то или иное направление внеклассной работы, при этом участвуя в различных видах внеурочной работы, ребенок проявляет интерес к разнообразной деятельности, совершенствует свои знания и навыки, проявляет свои индивидуальные особенности, социализируются. Внеклассная работа в школе способствует коллективному взаимодействию школьников, что, в свою очередь, производит определенный воспитательный эффект.

Вышеизложенное позволяет обозначить проблему исследования: выявление эффективных форм работы с учениками по географии во внеурочное время.

Объект исследования: внеклассная работа.

Предмет исследования: внеклассная работа в рамках курса «География материков и океанов».

Цель исследования: выявить эффективные формы внеклассной работы при изучении курса «География материков и океанов».

В соответствие с поставленной целью исследования были определены следующие задачи:

  • раскрыть сущность понятия внеклассной работы;

  • изучить и рассмотреть некоторые аспекты организации внеклассной работы;

  • выявить формы и методы внеклассной работы по географии;

  • проанализировать опыт работы учителей Приморского края и разработать внеурочное мероприятие с использованием одной из форм внеурочной работы.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

  • теоретического исследования (анализ исследуемой проблемы на основе изучения научно-методической литературы, образовательных стандартов, программ и т.д.);

  • эмпирического исследования (анализ документальной основы, анкетирование, наблюдение за деятельностью школьников и учителей);

  • статистические (статистическая обработка результатов).

Теоретическая значимость заключается в том, что основные положения и выводы выпускной квалификационной работы могут быть использованы в качестве дополнительного материала для студентов.

Практическая ценность заключается в том, что материалы работы могут быть использованы при проведении внеклассной работы с обучающимися.

Теоретико-методологическую основу

исследования составляют: системный, личностно-деятельностный, личностно ориентированный, подходы (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Л.С. Выготский, Д.В. Эльконин и др.); положения теории и методики обучения географии (Н.Н. Баранский, И.И. Баринова, Т.П. Герасимова, И.В. Душина; Л.М. Панчешникова и др.). Проблемам внеклассной работы, в том числе по географии, посвятили в разное время свои работы многие ученые-методисты: С.А. Абдулвагабова, М.Ю. Аксенова, М.Г. Ашырова, В.В. Кучурин, Г.А. Картакаева и др. Кроме этого, были использованы учебники, статьи, электронные средства обучения и ресурсы сети-Интернет.

Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения. Список используемой литературы включает в себя 50 единиц.

Введение раскрывает актуальность, определяет проблему, объект, предмет, цель, гипотезу, задачи и методы исследования, теоретическую и практическую значимость работы.

В первой главе раскрываются понятие, сущность и особенности организации внеклассной работы.

Вторая глава посвящена особенностям организации внеклассной деятельности при изучении курса «География материков и океанов».

В третьей главе представлен анализ опыта внеклассной работы учителей МБОУ СОШ с. Алексей-Никольское и методическая разработка внеурочного мероприятия.

В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.

  1. Внеклассная работа как составная часть учебно-воспитательного процесса в рамках реализации ФГОС в современной школе



    1. Понятие, цели и задачи

Внеклассная работа является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы.

Под внеклассной работой понимается образовательная деятельность, осуществляемой в формах, которые отличаются от урочной, целью которой является достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных).

Организация внеклассной работы в школе способствует решению ряда важных задач, основными из которых являются:

  • создание комфортных условий для реализации образовательных целей;

  • равномерное распределение учебной нагрузки школьников;

  • ознакомление учащихся с разносторонней деятельностью;

  • выявление склонностей и способностей учеников к различным видам деятельности;

  • формирование системы знаний, умений и навыков;

  • развитие творческих способностей учеников;

  • создание благоприятных условий, способствующих проявлению уже приобретенных умений и навыков;

  • создание факультативов, кружков и секций согласно потребностям и интересам учащихся;

  • воспитание целеустремленности, трудолюбия силы воли и терпения для достижения поставленных целей;

  • помощь ребенку на пути к социализации в обществе.


Внеклассная работа планируется и организуется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона1.

Министерством образования и науки Российской Федерации разработаны методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеклассной работы в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленные письмом от 18 августа 2017 года № 09-1672. Методические рекомендации отражают особенности правового регулирования организации, кадрового и финансового обеспечения внеурочной деятельности, в том числе через сопоставление с соответствующими особенностями реализации дополнительных общеобразовательных программам в целях исключения встречающихся на практике ситуаций неправомерного использования источников финансирования, двойного учета детей в рамках статистического наблюдения, а также варианты реализации внеклассной работы2.

Внеклассную работу осуществляют педагогические работники общеобразовательных организаций, соответствующие общим требованиям, предъявляемым к данной категории работников. В организации внеурочной деятельности могут принимать участие участники образовательных отношений соответствующей квалификации: заместители директора, педагоги дополнительного образования, учителя-предметники, классные руководители, воспитатели, педагоги-организаторы, психологи, логопеды, педагоги-библиотекари и т.д. Объем реализуемой рабочей программы внеклассной работы входит в учебную нагрузку педагога.

Максимально допустимое количество часов, отводимых под внеклассную работу согласно ФГОС, представлено в таблице 1.

Таблица 1 – Количество часов внеклассной работы по уровням образования

Уровень образования

Общее количество часов

Начальное общее образование

до 1350

Основное общее образование

до 1750

Среднее общее образование

до 700

Таким образом, в среднем на внеклассную деятельность в школе выделяется не более 10 часов в неделю. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.


Образовательная организация самостоятельно определяет объем часов, отводимых на внеклассную деятельность, в соответствии с содержательной и организационной спецификой своей основной образовательной программы, реализуя указанный объем часов, как в учебное, так и в каникулярное время.

    1. Требования к организации внеклассной работы

Обеспечение комплекса образовательной и воспитательной работы во внеурочное время может быть организовано в соответствии с различными моделями, описание которых представлено в нормативной базе по теме и адаптировано в соответствии с условиями функционирования образовательных организаций в зависимости от показателей кадровой укомплектованности, финансирования, численности учащихся. Независимо от реализуемой модели внеучебной деятельности все школы обязаны придерживаться ряда определенных требований:

  • разработка перспективного плана просветительской работы, которая должна осуществляться в рамках пяти базовых направлений;

  • закрепление за классными руководителями функций основных координаторов внеурочной активности;

  • организация регулярных и нерегулярных форм активности.

Перспективное планирование является основным организационным методом реализации комплекса внеучебной активности школьников. Документ составляется на весь учебный год, исходя из мониторинга познавательных потребностей школьников, социального заказа родителей, возможностей кадрового состава образовательного учреждения, материально-технических возможностей поэтапного введения инноваций в процесс воспитания, в соответствии с принципами соблюдения преемственности обучения.

Рекомендуемая форма данного локального акта – табличная, которая позволяет проиллюстрировать количество часов, отводимых на организацию полезного досуга по классам, указать перечень программ дополнительного образования для каждого уровня образования по пяти направлениям. К плану организации внеклассной работы прилагается пояснительная записка, в которой рекомендуется представить используемую нормативно-правовую базу, обоснование целевой направленности, выбранных форм просветительской работы, основные принципы плана, ожидаемые результаты по каждому направлению развития.

Основной документ планирования используется в качестве опорного акта при анализе внеучебной активности за прошедший год, поэтому от качества его составления зависит не только результативность работы педагогического состава, но и эффективность итогового мониторинга. При планировании активности учащихся во внеурочное время следует учитывать следующие факторы: