Файл: Отчет по производственной практике (практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности).doc
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. В.П. АСТАФЬЕВА»
(КГПУ им. В.П. Астафьева)
Институт социально-гуманитарных технологий
Кафедра социальной педагогики и социальной работы
Направление подготовки 39.03.02 Социальная работа
направленность (профиль) образовательной программы: Социальная работа в системе социальных служб
ОТЧЕТ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
(ПРАКТИКЕ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Выполнил студент
Львова Е.И.
Форма обучения заочная
Проверил:
старший преподаватель кафедры социальной педагогики
и социальной работы
Т. А. Хацкевич ________________
Отметка о зачете __________________
Красноярск
2019
ПЛАН РАБОТЫ СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА
№ п/п | Мероприятие | Дата |
14.10-18.10 | ||
1 | Ознакомление с организацией, с правилами внутреннего трудового распорядка. Определение направлений прохождения практики. | 14.10 |
2 | Изучение нормативно-правовой документации организации. Изучение документации социального педагога. | 15.10 |
3 | Изучение нормативно-правовой документации организации. Изучение документации социального педагога. | 16.10 |
4 | Подготовка к всероссийскому социально-психологическому тестированию. | 17.10 |
5 | Проведение всероссийского социально-психологического тестирования. | 18.10 |
6 | Проведение всероссийского социально-психологического тестирования. | 18.10 |
21.10-25.10 | ||
7 | Обработка результатов всероссийского социально-психологического тестирования. | 21.10 |
8 | Изучение личных карт учащихся. Помощь классным руководителям в составлении ИПР для семей, находящихся в группе риска. | 22.10 |
9 | Индивидуальные консультации для учащихся. | 23.10 |
10 | Беседа с младшими школьниками «Поведение в общественных местах» | 24.10 |
11 | Выступление на родительском собрании с докладом «Роль семьи в профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних. Ответственность родителей за воспитание детей» | 25.10 |
28.10-1.11 | ||
12 | Посещение с социальным педагогом учащихся для изучения жилищно-бытовых условий. Работа с документацией. | 28.10 |
13 | Посещение с социальным педагогом учащихся для изучения жилищно-бытовых условий. Работа с документацией. | 29.10 |
14 | Посещение с социальным педагогом учащихся для изучения жилищно-бытовых условий. Работа с документацией. | 30.10 |
15 | Проведение анкетирования классных руководителей «Выявление агрессивного ребенка» | 31.10 |
16 | Индивидуальные беседы для родителей детей, выявленных анкетированием агрессивными. Работа с документацией. | 1.11 |
5.11-11.11 | ||
17 | Беседа с учащимися 8-11 классов «Правонарушение и наказание. Причина правонарушений» | 5.11 |
18 | Индивидуальные консультации для учащихся. | 6.11 |
19 | Мероприятие «Мы дети одной планеты» | 7.11 |
20 | Составление заключения и отчета по итогам практики | 8.11 |
21 | Составление заключения и отчета по итогам практики | 11.11 |
ОТЧЁТ (СВЕДЕНИЯ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ)
1. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоназимовская Средняя общеобразовательная школа №4» (МБОУ «Новоназимовская СОШ №4»). Россия Красноярский край Енисейский район п. Новоназимово ул. Центральная 51.
2. Направление деятельность: Образование.
Виды социальных услуг:
- социально-психологические услуги, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде;
- социально-педагогические услуги, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов
- услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
Социальные услуги предоставляются бесплатно. Контроль и оценка качества социальных услуг, оказываемых в учреждении производится:
-
Администрацией школы; -
МКУ «Управление образования Енисейского района»
3. Социальный педагог должен способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечению охраны их жизни и здоровья, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде. Чтобы обеспечит разностороннее развитие личности каждого ребенка, необходимы усилия всего общества, всех государственных и общественных структур.
При работе с получателями социальных услуг в обязанности школьного социального педагога входит:
-
Обеспечение педагогической направленности содержания, форм, методов, используемых в ходе работы; -
Изучение медико-психолого-педагогических условий, влияющих на личность, его интересы, потребности; -
Организация социально-педагогической деятельности в социуме, различных видов сотрудничества детей и взрослых; -
Содействие детям и взрослым в решении личных и социальных проблем, предотвращение правонарушений; реабилитация клиентов; -
Представление и защита интересов детей, их семей во взаимоотношениях с различными общественными инстанциями и структурами оказывает содействие в повышении социального статуса семьи.
К формам работы социального педагога можно отнести:
-
групповая работа со школьниками вне занятий (включая помощь в выполнении школьных работ и предложений в области досуга); -
предложения по организации занятий (например, игровые уроки, социальные опытные тренинги в процессе занятий и т.д.); -
соучастие и творческое представление в социальной жизни школы (поездки и экскурсии с участием всего класса, праздники, отдых в загородных лагерях); -
работа с родителями, представление интересов родителей; -
профессиональная подготовка, профессиональная ориентация, помощь в смене профессии; -
консультирование (в области, интегративные формы консультаций для школьников, родителей и учителей, консультирование учебных групп, работа с учителями в группах); -
работа с организациями, планирование работы, сотрудничество в вопросах школьной политики); -
научное обоснование, сопровождение и оценивание.
Методы работы школьного социального педагога:
-
Метод убеждения — педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного поведения. С помощью этого метода социальный педагог может добиться, чтобы воспитанник сам начал искать путь выхода из сложившейся ситуации. -
Метод наблюдения. Именно он дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом. Не каждому педагогу удается достичь успеха в общении с детьми. Но эту способность можно развить. Начинающему педагогу помогут записи своих наблюдений, а общение поближе нужно начинать с двумя-тремя ребятами, постараться узнать их. -
Метод беседы — важно, чтобы социальный педагог готовился к беседе. Ему в этом может помочь анкетирование, составленный заранее вопросник или результаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение. -
Метод социометрии — при котором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования, опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка.
Мероприятия, проводимые социальным педагогом, в школе:
Беседа: «Правила поведения несовершеннолетних в общественных местах»; Беседа: «Правонарушение и наказание. Причина правонарушений»
Круглый стол: «От безответственности до преступления один шаг»
Игра: «Правовой турнир»
Лекция для родителей: «Роль семьи в профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних. Ответственность родителей за воспитание детей»;
Классный час: «На пороге самостоятельной жизни»
Беседы в группах: «Пьянство – путь к преступлениям»;
Открытое внеклассное мероприятие: «Все обо мне, я обо всех!»
4. Количество учащихся 1 – 11классов: 144
Количество семей: 65
Количество малообеспеченных детей: 123
Количество неполных семей: 12
Количество многодетных семей: 24
Количество семей, где оба родителя безработные, зарегистрированные на бирже: 4
Количество детей – инвалидов: 11
Количество семей, где один из родителей инвалид: 4
Количество детей стоящих на внутрешкольном учете: 7
Количество семей, находящиеся в социально-опасном положении: 8
5. Учреждение тесно контактирует:
-
МО МВД «Енисейский» лейтенант полиции; -
Социальная защита населения; -
Администрация п. Новоназимово; -
Дом культуры.
6. Международные нормативно-правовые документы:
-
Конвенция о правах ребёнка; -
Ратификация Р.Ф. Конвенции ООН о правах ребенка и реализация ее положений в законодательстве Р.Ф; -
Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г..
Основные нормативно-правовые документы Федерального уровня:
-
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992г. с изменениями и дополнениями 1996г., 2006г., -
Федеральный закон РФ №120-ФЗ от24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», -
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» №124-ФЗ, от 24.07.1998г., -
Федеральный закон РФ №181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,. -
Федеральный закон Р.Ф. №3-ФЗ от 08.01.1998г. «О наркотических средствах и психотропных веществах», -
Федеральный закон РФ№3185-1 от 02.07.1992г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», -
Федеральный закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 1996г., -
Гражданский кодекс Р.Ф., -
Жилищный кодекс РФ, -
Семейный кодекс РФ, -
Трудовой кодекс РФ, -
Конституция Российской Федерации 1993г., -
Кодекс РФ «Об административных правонарушениях», и др.
Нормативные документы учреждения:
-
Устав образовательной организации; -
Лицензия на осуществление образовательной деятельности; -
Свидетельство о государственной аккредитации; -
Локальные нормативные акты.
7. Школа имеет филиал: Филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа д. Колмогорово»
Органами управления в МБОУ Новоназимовская СОШ № 4 являются (на основании Устава):
-
директор; -
общее собрание трудового коллектива; -
Совет Школы; -
педагогический совет; -
методический совет; -
классные родительские собрания; -
Совет старшеклассников.
Школа сдана в эксплуатацию после капитального ремонта в 2008 году. После ремонта во все учебные кабинеты приобретена новая мебель, постоянно пополняется оснащенность кабинетов новым оборудованием.
Постоянно обновляются компьютеры и оргтехника, приобретаются новые. Приобретение оборудования ведется за счет субвенций.
В соответствии с требованиями СанПин в школе устанавливаются за счет средств местного бюджета дверь в электрощитовой, соответствующая требуемому пределу огнестойкости (не ниже EI 60), двери в противопожарных преградах (стенах), разделяющие здание школы на пожарные отсеки.
В библиотеке имеется персональный компьютер с выходом в Интернет.
Организованно бесплатное и платное питание. Столовая соответствует требованиям САНПиН.
В МБОУ Новоназимовская СОШ № 4 имеется медицинский кабинет, оборудованный в соответствии с САНПиН.
В компьютерном классе имеется 10 компьютеров, имеется доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям.
Кабинет социального педагога:
Площадь: 12кв.м.
Оснащенность:
-
компьютерный стол – 1; -
компьютерный стул – 1; -
ученическая парта – 1; -
ученический стул – 2; -
стеллаж – 2; -
компьютер и оргтехника – 1; -
методическая литература; -
материалы для проведения досуга.
8. Школа является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, штамп и бланки со своим полным и сокращенным наименованием, другие реквизиты.
9. В Школе устанавливается шестидневная рабочая неделя. Общим выходным днем является воскресенье.
Режим работы Школы при шестидневной рабочей неделе устанавливается с 8.00 до 20.00 часов, в соответствии с расписанием занятий и внеурочной занятости детей.
Продолжительность рабочего дня, режим рабочего времени и выходные дни для обслуживающего персонала и рабочих определяются графиком сменности, составляемым с соблюдением установленной продолжительности рабочего времени за неделю и утверждаются директором Школы по согласованию с профсоюзной организацией.
10. Стены кабинета выкрашены в нежно бежевый цвет. Оформление кабинета эстетично, оптимально, нет ничего лишнего. Каждый элемент дизайна несёт в себе и воспитательное и образовательное назначение.
На базе кабинета создаётся площадка психологической разгрузки, в наличие имеются шашки, шахматы, фотоматериалы, журналы «Подросток», литература по профилактике вредных привычек, литература правовой направленности.
На стендах «Имею право» и «Твой выбор» социальным педагогом и активом клуба оформляются публикации на правовую тематику, по здоровому образу жизни, социальной защите и др.
Методическая папка «В помощь классному руководителю» с разработками классных часов и родительских собраний, профилактической направленности, создана библиотечка для педагогов и учащихся, а также буклеты, брошюры.
11. Основные компоненты внутренней культуры специалиста социальной сферы:
а) личность специалиста (внутреннее своеобразие) с его индивидуально-психологическими и социально-педагогическими достоинствами и недостатками
б) объем и степень усвоения специалистом накопленного в профессиональной деятельности педагогического опыта, эту часть внутренней составляющей называют теоретическим (мировоззренческим) уровнем педагогической культуры.
в) сформированное чувственное отношение у специалиста к объекту, социальной работе, ее результатам, и самосовершенствованию в педагогической области. Данный уровень включает в себя: испытываемые специалистом чувства (симпатии или антипатии, уважения, безразличия или пренебрежения и пр.) к объекту социальной работы, самой деятельности; его переживания в процессе деятельности, а также в оценке достигаемых результатов; развитие потребности в познании и овладении новым опытом социальной работы.
Внешняя составляющая педагогической культуры специалиста — это то, что находит повседневное проявление в его отношении к объекту, социальной работе, социально-педагогической деятельности, их результатам. Она включает:
а) внешние достоинства и недостатки специалиста (внешний вид, привычки, манеры и прочее)
б) проявляемые педагогические аспекты деятельности специалиста в процессе социальной работы (поведение, действия, поступки, оказывающие педагогическое воздействие на объект) специалиста — поведенческий уровень педагогической культуры.
в) проявление уровня владения педагогическими технологиями, методами и методиками, средствами и приемами
г) отношение специалиста к объекту социальной работы — уровень внешнего отношения. Внешнее отношение показывает внимание специалиста к человеку — особенности взаимодействия с другими людьми, заинтересованность или безразличие к результатам своей деятельности.
ОТЧЁТ (ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ) В СВОБОДНОЙ ФОРМЕ С АНАЛИЗОМ
Главной особенностью деятельности социального педагога является работа с ребенком и семьей в совокупности. Социальный педагог первостепенно должен:
1. знать ребенка (подростка);
2. уметь осмыслить его положение, ситуацию, в которой тот оказался;
3. обладать педагогическим тактом и мастерством;
4. владеть организаторскими способностями;
5. владеть организаторской работой.
Методы работы социального педагога можно отнести к теоретическим основам, применяемым на практике, в деятельности социального педагога.
Методы социального воспитания подразделяются:
I. В зависимости от того, на что они направлены:
- формирование сознания (взглядов, оценок, понятий, суждений);
- формирование эмоциональных чувств и стремлений (мотивов, чувств, стремлений, идеалов);
- самовоспитание личности (самооценки, самоконтроля, самоорганизации);
- формирование социально – приемлемого поведения и деятельности личности, привычек, отношения с окружающими.
II. В зависимости от характера отношений воспитателя и воспитанника:
- организация деятельности;
- метод общения;
- опека;
- самореализация и индивидуальная коррекция действий.
III. В зависимости от характера влияния среды на личность:
- общение, мнение, приучение, тренировка, организация деятельности, общение - диалог, переучивание;
- создание новой среды: новая деятельность, изменение смысла жизни, отношений, деятельности, изменение поведения, изменение ситуации, изменение среды. 4
Рассмотрим методы по содержанию проводимой работы, иными словами основные формы работы социального педагога:
- социально-экономические;
- организационные;
- психолого – педагогические методы.
Социально-экономические методы работы социального педагога заключаются в общении в школе с нуждающимися детьми, разносторонняя помощь семье и т.д.
Организационные методы направлены на урегулирование отношений между личностью и обществом. Методами организации коллектива являются дисциплина и режим, однако, в некоторых случаях приходится прибегать к методу наказания, которое применяется, когда личность противопоставляет себя обществу.
К психолого – педагогическим методам относятся:
- исследование;
- наблюдение;
- психологический диагноз;
- беседа;
- интервью.
Социальный педагог является одним из главных составляющих системы образования и воспитания. От того каким квалификационным требованиям соответствует социальный педагог и какие методы использует в работе зависит конечный результат его деятельности. Мало знать и применять на практике теоретические основы работы, необходимо со всей душой отдаваться такой профессии как социальный педагог.
Наблюдение за социальным педагогом:
Оксана Николаевна, социальный педагог, 27 лет. Социальные мотивы: осознание себя как члена общества с присущей обязанностью трудится на благо общества и предполагающей собственное саморазвитие.
Материальные мотивы: наличие потребности в материальном благополучии (заработная плата). Профессиональные мотивы: наличие интереса к самому труду, процессу и результату. Мотив самосовершенствования: ее потребность в постоянном личностно-профессиональном росте.
У Оксаны Николаевны возникла необходимость педагогического переосмысления используемых форм, методов и подходов в работе с детьми и семьями, что повлекло за собой переориентацию профессиональной деятельности на новые педагогические ценности. Она установила с получателями социальных услуг доверительные отношения. Сопровождает семьи, находя все более новые подходы.
Оксана Николаевна постоянно занимается самообразованием, все появляющиеся дефициты в своей деятельности старается восполнить новыми знаниями и исследовательской деятельностью.
Оксана Николаевна хорошо разбирается в социальных и ситуативных трудностях жизнедеятельности ребенка, способна прийти ему на помощь, в совершенстве владеющая комплексом общетеоретических и специальных знаний, совокупностью необходимых умений и навыков, обладающего определенными способностями.
По мере возникновения задач на определённом этапе своей деятельности, она найдет правильные пути решения и придет к заветному «финалу».
Поскольку Оксана Николаевна работает с детьми, то ее профессиональная компетентность будет определяться не только интеллектом, но и особенностями нервной системы: эмоциональной устойчивостью и повышенной работоспособностью в процессе общения, что позволит противостоять эмоциональной усталости при работе с детьми и развитию синдрома «эмоционального сгорания», выдерживать большие нагрузки в социально-педагогических, психолого-терапевтических и других специфических процессах.
ОТЧЁТ (ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ), В СВОБОДНОЙ ФОРМЕ, АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Принципы социальной диагностики - реализуются посредством применения специальных приемов, или методов, практического освоения социальной действительности, изучения конкретного события или явления. В зависимости от специфики диагностируемого социального явления, поставленных целей и задач, могут использоваться различные методы исследования, имеющие как всеобщий, так и частный характер.
Основные методы социальной диагностики:
1.Аналитический метод - это такой путь исследования, в процессе которого рассматриваемое событие или явление разлагается на простейшие составляющие его части и каждая из них подвергается тщательному изучению диагностики.
2. Синтетический метод - суть которого состоит в том, что изучению подвергаются сначала простейшие элементы исследуемых социальных объектов, а потом на их основе путем логических сопоставлений и обобщений делаются заключения о состоянии исследуемого явления.
Каждый из основных методов, используемых в социальной диагностике, реализуется посредством применения и использования других специальных методов таких как, методы статистического, структурного, ситуационного, факторного анализа, метод измерений и дифференциаций, методы моделирования (конструирования) и прогнозирования.
Методы диагностирования личности:
1. Наблюдение;
2. Беседа;
3. Анкетирование;
4. Вопросник (опросник-личностный);
5. Социометрия;
6. Мониторинг;
7. Методы тестирования;
Социальная диагностика — особая, достаточно сложная область профессиональной деятельности, требующая специальной подготовки. Совокупность всех знаний, умений и навыков, которыми должен владеть профессионал в этой области, настолько обширна, а сами знания, умения и навыки настолько сложны, что социальную диагностику необходимо рассматривать как особую технологию в деятельности социального работника. Без знания диагностических технологий профессионализм социального работника сомнителен, поскольку несвободен от его субъективности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕННОГО
ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Анкетирование для классных руководителей «Критерии агрессивного ребёнка»
Анкета:
1. Временам кажется, что в него вселился злой дух.
2. Он не может, промолчат, когда чем-то недоволен.
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
5. Бывает, что он с удовольствием рвёт книги, что-то разбивает, потрошит.
6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
7. Он не прочь подразнить животных.
8. Переспорить его трудно.
9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое,
шокирующее окружающих.
11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все на-
оборот.
12. Часто не по возрасту ворчлив.
13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
14. Любит быть первым, командовать, подчинят себе других.
15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание
найти виновных.
16. Легко ссорится, вступает в драку.
17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
18. У него нередко приступы мрачной раздражительности.
19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
20.Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Ключ:
Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.
Критерии оценки.
Высокая агрессивность - 15-20 баллов.
Средняя агрессивность - 7-14 баллов.
Низкая агрессивность - 0-6 баллов.
Результаты анкетирования
По результатам анкетирования видно, что в МБОУ «Новоназимовская СОШ № 4» большинство детей c очень низким уровнем агрессивности. 9% учащихся испытывают средний уровень агрессивности. И 4 % находятся на высоком уровне агрессивности.
Повышена агрессивность в подростковом периоде, у нас это 9 класс, здесь агрессия носит показательный характер: «Я взрослый и могу себе это позволить!». Чаще всего агрессию проявляют лидеры и/или аутсайдеры, так как агрессия в этом периоде тесно связана с общением со сверстниками.
В последние годы учителя отмечают тенденцию к увеличению уровня агрессивности детей, они более шумные, крикливые, неусидчивые, «моторные», быстрее и легче вступают в конфликты, неуступчивы, драчливы. Из бесед с родителями также можно заключить, что дети теперь стали агрессивнее, чем раньше. С ними трудно справиться, они часто бывают жестоки. В стремлении достичь своей цели они манипулируют родителями.
Профилактическая работа с агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причин агрессивного поведения, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития. При построении коррекционных мероприятий следует учитывать не только симптоматику (формы агрессивных проявлений, их тяжесть, степень отклонения), но и отношение ребенка к своему поведению.
ОТЧЁТ (ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ) В СВОБОДНОЙ ФОРМЕ, АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Цель профилактической работы социального педагога-это создание благоприятных условий для личностного развития ребенка, оказания ему необходимой помощи, а также защита ребенка в его жизненном пространстве.
Работа социального педагога может работать в нескольких направлениях:
1. Профилактическая работа важна в семьях, находящихся в социально-опасном положении.
Социальный педагог выступает посредником между ребенком и взрослыми, его родителями, его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении
Педагогическое просвещение родителей проводят специалисты учреждения. В основе консультирования лежит желание сообща разобраться в той или иной сложной воспитательной ситуации. Беседа или консультация проходит в доброжелательной форме. Консультации могут быть индивидуальные, проводиться по инициативе социального педагога, а могут по запросу родителей. В профилактической работе социального педагога использую включенность родителей в совместную с детьми общественно-полезную или творческую деятельность, что зачастую помогает изменить позицию родителей в воспитании ребенка.
В процессе проведения профилактической работы с семьями мною решаются следующие задачи:
-
обеспечение помощи родителям в решении проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения; -
информирование родителей по результатам социально-педагогической диагностики; -
оказание помощи в развитии индивидуальных особенностей их ребенка, выявление воспитательных возможностей родителей; -
организация психолого-педагогического просвещения; -
оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций.
В профилактической работе использую широкий перечень возможных форм и методов:
-
посещение семьи; -
осуществление ежедневного контроля за успеваемостью и посещаемостью несовершеннолетними учебных занятий; -
индивидуальные беседы и консультации с воспитанниками и родителями; -
наблюдения за родителями за время нахождения ребенка в учреждении за выполнением обязанностей со стороны родителей; -
привлечение родителей к участию в совместных с несовершеннолетними досуговых и просветительских мероприятиях; -
участие специалистов в совместных с органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних посещениях семей; -
оказание воспитанникам систематической помощи в выполнении домашнего задания, вовлечение их в кружки, секции, общественную жизнь учреждения.
Профилактическая работа помогает изменить стиль семейных отношений, создать более благоприятный микроклимат в семье, обеспечить для ребенка более благоприятные условия проживания, наполнить семейное общение положительным содержанием с целью налаживания детско-родительских отношений.
2. Профилактическая работа направлена на «Трудных детей»
К «трудным» обычно относят тех детей, которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированность Трудные дети плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу. Плохо ведут себя на уроках, часто дерутся. Их воспитанием в семье обычно занимаются мало. Растут они сами по себе. Агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства.
Система работы школы должна быть направлена на предупреждение асоциального поведения, коррекции личности трудного ребенка, помощи ему в самоутверждении.
Профилактическое мероприятие направлено на сплочение коллектива, где находятся «Трудные дети».