Файл: Отчет по производственной практике (практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчеты по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. В.П. АСТАФЬЕВА»

(КГПУ им. В.П. Астафьева)

Институт социально-гуманитарных технологий

Кафедра социальной педагогики и социальной работы

Направление подготовки 39.03.02 Социальная работа

направленность (профиль) образовательной программы: Социальная работа в системе социальных служб

ОТЧЕТ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

(ПРАКТИКЕ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Выполнил студент

Львова Е.И.

Форма обучения заочная


Проверил:

старший преподаватель кафедры социальной педагогики

и социальной работы

Т. А. Хацкевич ________________

Отметка о зачете __________________

Красноярск

2019


ПЛАН РАБОТЫ СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА


п/п

Мероприятие

Дата

14.10-18.10

1

Ознакомление с организацией, с правилами внутреннего трудового распорядка. Определение направлений прохождения практики.

14.10

2

Изучение нормативно-правовой документации организации. Изучение документации социального педагога.

15.10

3

Изучение нормативно-правовой документации организации. Изучение документации социального педагога.

16.10

4

Подготовка к всероссийскому социально-психологическому тестированию.

17.10

5

Проведение всероссийского социально-психологического тестирования.

18.10

6

Проведение всероссийского социально-психологического тестирования.

18.10

21.10-25.10

7

Обработка результатов всероссийского социально-психологического тестирования.

21.10

8

Изучение личных карт учащихся. Помощь классным руководителям в составлении ИПР для семей, находящихся в группе риска.

22.10

9

Индивидуальные консультации для учащихся.

23.10

10

Беседа с младшими школьниками «Поведение в общественных местах»

24.10

11

Выступление на родительском собрании с докладом «Роль семьи в профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних. Ответственность родителей за воспитание детей»

25.10

28.10-1.11

12

Посещение с социальным педагогом учащихся для изучения жилищно-бытовых условий. Работа с документацией.

28.10

13

Посещение с социальным педагогом учащихся для изучения жилищно-бытовых условий. Работа с документацией.

29.10

14

Посещение с социальным педагогом учащихся для изучения жилищно-бытовых условий. Работа с документацией.

30.10

15

Проведение анкетирования классных руководителей «Выявление агрессивного  ребенка»

31.10

16

Индивидуальные беседы для родителей детей, выявленных анкетированием агрессивными. Работа с документацией.



1.11

5.11-11.11

17

Беседа с учащимися 8-11 классов «Правонарушение и наказание. Причина правонарушений»

5.11

18

Индивидуальные консультации для учащихся.

6.11

19

Мероприятие «Мы дети одной планеты»

7.11

20

Составление заключения и отчета по итогам практики

8.11

21

Составление заключения и отчета по итогам практики

11.11







ОТЧЁТ (СВЕДЕНИЯ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ)

1. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоназимовская Средняя общеобразовательная школа №4» (МБОУ «Новоназимовская СОШ №4»). Россия Красноярский край Енисейский район п. Новоназимово ул. Центральная 51.

2. Направление деятельность: Образование.

Виды социальных услуг:

- социально-психологические услуги, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде;

- социально-педагогические услуги, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов

- услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;

Социальные услуги предоставляются бесплатно. Контроль и оценка качества социальных услуг, оказываемых в учреждении производится:

  • Администрацией школы;

  • МКУ «Управление образования Енисейского района»

3. Социальный педагог должен способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечению охраны их жизни и здоровья, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде. Чтобы обеспечит разностороннее развитие личности каждого ребенка, необходимы усилия всего общества, всех государственных и общественных структур.

При работе с получателями социальных услуг в обязанности школьного социального педагога входит:

  • Обеспечение педагогической направленности содержания, форм, методов, используемых в ходе работы;

  • Изучение медико-психолого-педагогических условий, влияющих на личность, его интересы, потребности;

  • Организация социально-педагогической деятельности в социуме, различных видов сотрудничества детей и взрослых;

  • Содействие детям и взрослым в решении личных и социальных проблем, предотвращение правонарушений; реабилитация клиентов;

  • Представление и защита интересов детей, их семей во взаимоотношениях с различными общественными инстанциями и структурами оказывает содействие в повышении социального статуса семьи.

К формам работы социального педагога можно отнести:

  • групповая работа со школьниками вне занятий (включая помощь в выполнении школьных работ и предложений в области досуга);

  • предложения по организации занятий (например, игровые уроки, социальные опытные тренинги в процессе занятий и т.д.);

  • соучастие и творческое представление в социальной жизни школы (поездки и экскурсии с участием всего класса, праздники, отдых в загородных лагерях);

  • работа с родителями, представление интересов родителей;

  • профессиональная подготовка, профессиональная ориентация, помощь в смене профессии;

  • консультирование (в области, интегративные формы консультаций для школьников, родителей и учителей, консультирование учебных групп, работа с учителями в группах);

  • работа с организациями, планирование работы, сотрудничество в вопросах школьной политики);

  • научное обоснование, сопровождение и оценивание.

Методы работы школьного социального педагога:

  • Метод убеждения — педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного поведения. С помощью этого метода социальный педагог может добиться, чтобы воспитанник сам начал искать путь выхода из сложившейся ситуации.

  • Метод наблюдения. Именно он дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом. Не каждому педагогу удается достичь успеха в общении с детьми. Но эту способность можно развить. Начинающему педагогу помогут записи своих наблюдений, а общение поближе нужно начинать с двумя-тремя ребятами, постараться узнать их.

  • Метод беседы — важно, чтобы социальный педагог готовился к беседе. Ему в этом может помочь анкетирование, составленный заранее вопросник или результаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение.

  • Метод социометрии — при котором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования, опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка.

Мероприятия, проводимые социальным педагогом, в школе:

Беседа: «Правила поведения несовершеннолетних в общественных местах»; Беседа: «Правонарушение и наказание. Причина правонарушений»

Круглый стол: «От безответственности до преступления один шаг»

Игра: «Правовой турнир»

Лекция для родителей: «Роль семьи в профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних. Ответственность родителей за воспитание детей»;
Классный час: «На пороге самостоятельной жизни»

Беседы в группах: «Пьянство – путь к преступлениям»;
Открытое внеклассное мероприятие: «Все обо мне, я обо всех!»

4. Количество учащихся 1 – 11классов: 144

Количество семей: 65

Количество малообеспеченных детей: 123

Количество неполных семей: 12

Количество многодетных семей: 24

Количество семей, где оба родителя безработные, зарегистрированные на бирже: 4

Количество детей – инвалидов: 11

Количество семей, где один из родителей инвалид: 4

Количество детей стоящих на внутрешкольном учете: 7

Количество семей, находящиеся в социально-опасном положении: 8

5. Учреждение тесно контактирует:

  • МО МВД «Енисейский» лейтенант полиции;

  • Социальная защита населения;

  • Администрация п. Новоназимово;

  • Дом культуры.

6. Международные нормативно-правовые документы:

  • Конвенция о правах ребёнка;

  • Ратификация Р.Ф. Конвенции ООН о правах ребенка и реализация ее положений в законодательстве Р.Ф;

  • Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г..

Основные нормативно-правовые документы Федерального уровня:

  •     Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992г. с изменениями и дополнениями 1996г., 2006г.,

  •     Федеральный закон РФ №120-ФЗ от24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,

  •    Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» №124-ФЗ, от 24.07.1998г.,

  •    Федеральный закон РФ №181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,.

  •   Федеральный закон Р.Ф. №3-ФЗ от 08.01.1998г. «О наркотических средствах и психотропных веществах»,

  •   Федеральный закон РФ№3185-1 от 02.07.1992г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»,

  •   Федеральный закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 1996г.,

  •    Гражданский кодекс Р.Ф.,

  •    Жилищный кодекс РФ,

  •    Семейный кодекс РФ,

  •    Трудовой кодекс РФ,

  •    Конституция Российской Федерации 1993г.,

  •    Кодекс РФ «Об административных правонарушениях», и др.

Нормативные документы учреждения:

  • Устав образовательной организации;

  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности;

  • Свидетельство о государственной аккредитации;

  • Локальные нормативные акты.

7. Школа имеет филиал: Филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа д. Колмогорово»

Органами управления в МБОУ Новоназимовская  СОШ № 4  являются (на основании Устава):

  • директор;

  • общее собрание трудового коллектива;

  • Совет Школы;

  • педагогический совет;

  • методический совет;

  • классные родительские собрания;

  • Совет старшеклассников.

Школа сдана в эксплуатацию после капитального ремонта в 2008 году. После ремонта во все учебные кабинеты приобретена новая мебель, постоянно пополняется оснащенность кабинетов новым оборудованием.

Постоянно обновляются компьютеры и оргтехника, приобретаются новые. Приобретение оборудования ведется за счет субвенций.

В соответствии с требованиями СанПин в школе устанавливаются за счет средств местного бюджета дверь в электрощитовой, соответствующая требуемому пределу огнестойкости (не  ниже EI 60), двери в противопожарных преградах (стенах), разделяющие здание школы на пожарные отсеки.

В библиотеке имеется персональный компьютер с выходом в Интернет.

Организованно бесплатное и платное питание. Столовая соответствует требованиям САНПиН.

В МБОУ Новоназимовская СОШ № 4 имеется медицинский кабинет, оборудованный в соответствии с САНПиН.

В компьютерном классе имеется 10 компьютеров, имеется доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям.

Кабинет социального педагога:

Площадь: 12кв.м.

Оснащенность:

  • компьютерный стол – 1;

  • компьютерный стул – 1;

  • ученическая парта – 1;

  • ученический стул – 2;

  • стеллаж – 2;

  • компьютер и оргтехника – 1;

  • методическая литература;

  • материалы для проведения досуга.

8. Школа является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, штамп и бланки со своим полным и сокращенным наименованием, другие реквизиты.

9. В Школе устанавливается шестидневная рабочая неделя. Общим выходным днем является воскресенье.

Режим работы Школы при шестидневной рабочей неделе устанавливается с 8.00 до 20.00 часов, в соответствии с расписанием занятий и внеурочной занятости детей.

Продолжительность рабочего дня, режим рабочего времени и выходные дни для обслужи­вающего персонала и рабочих определяются графиком сменности, составляемым с соблюдени­ем установленной продолжительности рабочего времени за неделю и утверждаются директором Школы по согласованию с профсоюзной организацией.

10. Стены кабинета выкрашены в нежно бежевый цвет. Оформление кабинета эстетично, оптимально, нет ничего лишнего. Каждый элемент дизайна несёт в себе и воспитательное и образовательное назначение.

На базе кабинета создаётся площадка психологической разгрузки, в наличие имеются шашки, шахматы, фотоматериалы, журналы «Подросток», литература по профилактике вредных привычек, литература правовой направленности.

  На стендах «Имею право» и «Твой выбор» социальным педагогом и активом клуба оформляются публикации на правовую тематику, по здоровому образу жизни, социальной защите и др.

         Методическая папка «В помощь классному руководителю» с разработками классных часов и родительских собраний, профилактической направленности, создана библиотечка для педагогов и учащихся, а также буклеты, брошюры.


11. Основные компоненты внутренней культуры специалиста социальной сферы:

а) личность специалиста (внутреннее своеобразие) с его индивидуально-психологическими и социально-педагогическими достоинствами и недостатками

б) объем и степень усвоения специалистом накопленного в профессиональной деятельности педагогического опыта, эту часть внутренней составляющей называют теоретическим (мировоззренческим) уровнем педагогической культуры.

в) сформированное чувственное отношение у специалиста к объекту, социальной работе, ее результатам, и самосовершенствованию в педагогической области. Данный уровень включает в себя: испытываемые специалистом чувства (симпатии или антипатии, уважения, безразличия или пренебрежения и пр.) к объекту социальной работы, самой деятельности; его переживания в процессе деятельности, а также в оценке достигаемых результатов; развитие потребности в познании и овладении новым опытом социальной работы.

Внешняя составляющая педагогической культуры специалиста — это то, что находит повседневное проявление в его отношении к объекту, социальной работе, социально-педагогической деятельности, их результатам. Она включает:

а) внешние достоинства и недостатки специалиста (внешний вид, привычки, манеры и прочее)

б) проявляемые педагогические аспекты деятельности специалиста в процессе социальной работы (поведение, действия, поступки, оказывающие педагогическое воздействие на объект) специалиста — поведенческий уровень педагогической культуры.

в) проявление уровня владения педагогическими технологиями, методами и методиками, средствами и приемами

г) отношение специалиста к объекту социальной работы — уровень внешнего отношения. Внешнее отношение показывает внимание специалиста к человеку — особенности взаимодействия с другими людьми, заинтересованность или безразличие к результатам своей деятельности.





ОТЧЁТ (ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ) В СВОБОДНОЙ ФОРМЕ С АНАЛИЗОМ

Главной особенностью деятельности социального педагога является работа с ребенком и семьей в совокупности. Социальный педагог первостепенно должен:

1. знать ребенка (подростка);

2. уметь осмыслить его положение, ситуацию, в которой тот оказался;

3. обладать педагогическим тактом и мастерством;

4. владеть организаторскими способностями;

5. владеть организаторской работой.

Методы работы социального педагога можно отнести к теоретическим основам, применяемым на практике, в деятельности социального педагога.

Методы социального воспитания подразделяются:

I. В зависимости от того, на что они направлены:

- формирование сознания (взглядов, оценок, понятий, суждений);

- формирование эмоциональных чувств и стремлений (мотивов, чувств, стремлений, идеалов);

- самовоспитание личности (самооценки, самоконтроля, самоорганизации);

- формирование социально – приемлемого поведения и деятельности личности, привычек, отношения с окружающими.

II. В зависимости от характера отношений воспитателя и воспитанника:

- организация деятельности;

- метод общения;

- опека;

- самореализация и индивидуальная коррекция действий.

III. В зависимости от характера влияния среды на личность:

- общение, мнение, приучение, тренировка, организация деятельности, общение - диалог, переучивание;

- создание новой среды: новая деятельность, изменение смысла жизни, отношений, деятельности, изменение поведения, изменение ситуации, изменение среды. 4

Рассмотрим методы по содержанию проводимой работы, иными словами основные формы работы социального педагога:

- социально-экономические;

- организационные;

- психолого – педагогические методы.

Социально-экономические методы работы социального педагога заключаются в общении в школе с нуждающимися детьми, разносторонняя помощь семье и т.д.

Организационные методы направлены на урегулирование отношений между личностью и обществом. Методами организации коллектива являются дисциплина и режим, однако, в некоторых случаях приходится прибегать к методу наказания, которое применяется, когда личность противопоставляет себя обществу.

К психолого – педагогическим методам относятся:

- исследование;

- наблюдение;

- психологический диагноз;

- беседа;

- интервью.

Социальный педагог является одним из главных составляющих системы образования и воспитания. От того каким квалификационным требованиям соответствует социальный педагог и какие методы использует в работе зависит конечный результат его деятельности. Мало знать и применять на практике теоретические основы работы, необходимо со всей душой отдаваться такой профессии как социальный педагог.

Наблюдение за социальным педагогом:

Оксана Николаевна, социальный педагог, 27 лет. Социальные мотивы: осознание себя как члена общества с присущей обязанностью трудится на благо общества и предполагающей собственное саморазвитие.

Материальные мотивы: наличие потребности в материальном благополучии (заработная плата). Профессиональные мотивы: наличие интереса к самому труду, процессу и результату. Мотив самосовершенствования: ее потребность в постоянном личностно-профессиональном росте.

У Оксаны Николаевны возникла необходимость педагогического переосмысления используемых форм, методов и подходов в работе с детьми и семьями, что повлекло за собой переориентацию профессиональной деятельности на новые педагогические ценности. Она установила с получателями социальных услуг доверительные отношения. Сопровождает семьи, находя все более новые подходы.

Оксана Николаевна постоянно занимается самообразованием, все появляющиеся дефициты в своей деятельности старается восполнить новыми знаниями и исследовательской деятельностью.

Оксана Николаевна хорошо разбирается в социальных и ситуативных трудностях жизнедеятельности ребенка, способна прийти ему на помощь, в совершенстве владеющая комплексом общетеоретических и специальных знаний, совокупностью необходимых умений и навыков, обладающего определенными способностями.

По мере возникновения задач на определённом этапе своей деятельности, она найдет правильные пути решения и придет к заветному «финалу».

Поскольку Оксана Николаевна работает с детьми, то ее профессиональная компетентность будет определяться не только интеллектом, но и особенностями нервной системы: эмоциональной устойчивостью и повышенной работоспособностью в процессе общения, что позволит противостоять эмоциональной усталости при работе с детьми и развитию синдрома «эмоционального сгорания», выдерживать большие нагрузки в социально-педагогических, психолого-терапевтических и других специфических процессах.





ОТЧЁТ (ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ), В СВОБОДНОЙ ФОРМЕ, АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Принципы социальной диагностики - реализуются посредством применения специальных приемов, или методов, практического освоения социальной действительности, изучения конкретного события или явления. В зависимости от специфики диагностируемого социального явления, поставленных целей и задач, могут использоваться различные методы исследования, имеющие как всеобщий, так и частный характер.

Основные методы социальной диагностики:

1.Аналитический метод - это такой путь исследования, в процессе которого рассматриваемое событие или явление разлагается на простейшие составляющие его части и каждая из них подвергается тщательному изучению диагностики.

2. Синтетический метод - суть которого состоит в том, что изучению подвергаются сначала простейшие элементы исследуемых социальных объектов, а потом на их основе путем логических сопоставлений и обобщений делаются заключения о состоянии исследуемого явления.

Каждый из основных методов, используемых в социальной диагностике, реализуется посредством применения и использования других специальных методов таких как, методы статистического, структурного, ситуационного, факторного анализа, метод измерений и дифференциаций, методы моделирования (конструирования) и прогнозирования.

Методы диагностирования личности:

1. Наблюдение;

2. Беседа;

3. Анкетирование;

4. Вопросник (опросник-личностный);

5. Социометрия;

6. Мониторинг;

7. Методы тестирования; 

Социальная диагностика — особая, достаточно сложная область профессиональной деятельности, требующая специальной подготовки. Совокупность всех знаний, умений и навыков, которыми должен владеть профессионал в этой области, настолько обширна, а сами знания, умения и навыки настолько сложны, что социальную диагностику необходимо рассматривать как особую технологию в деятельности социального работника. Без знания диагностических технологий профессионализм социального работника сомнителен, поскольку несвободен от его субъективности.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕННОГО

ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Анкетирование для классных руководителей «Критерии агрессивного ребёнка»

Анкета:

1. Временам кажется, что в него вселился злой дух.

2. Он не может, промолчат, когда чем-то недоволен.

3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

5. Бывает, что он с удовольствием рвёт книги, что-то разбивает, потрошит.

6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

7. Он не прочь подразнить животных.

8. Переспорить его трудно.

9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое,

шокирующее окружающих.

11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все на-

оборот.

12. Часто не по возрасту ворчлив.

13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

14. Любит быть первым, командовать, подчинят себе других.

15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание

найти виновных.

16. Легко ссорится, вступает в драку.

17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

18. У него нередко приступы мрачной раздражительности.

19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

20.Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Ключ:

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Критерии оценки.

Высокая агрессивность - 15-20 баллов.

Средняя агрессивность - 7-14 баллов.

Низкая агрессивность - 0-6 баллов.

Результаты анкетирования



По результатам анкетирования видно, что в МБОУ «Новоназимовская СОШ № 4» большинство детей c очень низким уровнем агрессивности. 9% учащихся испытывают средний уровень агрессивности. И 4 % находятся на высоком уровне агрессивности.

Повышена агрессивность в подростковом периоде, у нас это 9 класс, здесь агрессия носит показательный характер: «Я взрослый и могу себе это позволить!». Чаще всего агрессию проявляют лидеры и/или аутсайдеры, так как агрессия в этом периоде тесно связана с общением со сверстниками.

В последние годы учителя отмечают тенденцию к увеличению уровня агрессивности детей, они более шумные, крикливые, неусидчивые, «моторные», быстрее и легче вступают в конфликты, неуступчивы, драчливы. Из бесед с родителями также можно заключить, что дети теперь стали агрессивнее, чем раньше. С ними трудно справиться, они часто бывают жестоки. В стремлении достичь своей цели они манипулируют родителями.

Профилактическая работа с агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причин агрессивного по­ведения, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития. При построении коррекционных мероприятий следует учитывать не только симптоматику (формы агрессив­ных проявлений, их тяжесть, степень отклонения), но и отношение ребенка к своему поведению.




ОТЧЁТ (ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ) В СВОБОДНОЙ ФОРМЕ, АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Цель профилактической работы социального педагога-это создание благоприятных условий для личностного развития ребенка, оказания ему необходимой помощи, а также защита ребенка в его жизненном пространстве.

Работа социального педагога может работать в нескольких направлениях:

1. Профилактическая работа важна в семьях, находящихся в социально-опасном положении.

Социальный педагог выступает посредником между ребенком и взрослыми, его родителями, его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении

Педагогическое просвещение родителей проводят специалисты учреждения. В основе консультирования лежит желание сообща разобраться в той или иной сложной воспитательной ситуации. Беседа или консультация проходит в доброжелательной форме. Консультации могут быть индивидуальные, проводиться по инициативе социального педагога, а могут по запросу родителей. В профилактической работе социального педагога использую включенность родителей в совместную с детьми общественно-полезную или творческую деятельность, что зачастую помогает изменить позицию родителей в воспитании ребенка.

В процессе проведения профилактической работы с семьями мною решаются следующие задачи: 

  • обеспечение помощи родителям в решении проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения;

  • информирование родителей по результатам социально-педагогической диагностики;

  • оказание помощи в развитии индивидуальных особенностей их ребенка, выявление воспитательных возможностей родителей;

  • организация психолого-педагогического просвещения;

  • оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций.

В профилактической работе использую широкий перечень возможных форм и методов:

  • посещение семьи;

  • осуществление ежедневного контроля за успеваемостью и посещаемостью несовершеннолетними учебных занятий;

  • индивидуальные беседы и консультации с воспитанниками и родителями; 

  • наблюдения за родителями за время нахождения ребенка в учреждении за выполнением обязанностей со стороны родителей; 

  • привлечение родителей к участию в совместных с несовершеннолетними досуговых и просветительских мероприятиях;

  • участие специалистов в совместных с органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних посещениях семей;

  • оказание воспитанникам систематической помощи в выполнении домашнего задания,  вовлечение их в кружки, секции, общественную жизнь учреждения.

Профилактическая работа помогает изменить стиль семейных отношений, создать более благоприятный микроклимат в семье, обеспечить для ребенка более благоприятные условия проживания, наполнить семейное общение положительным содержанием с целью налаживания детско-родительских отношений.

2. Профилактическая работа направлена на «Трудных детей»

К «трудным» обычно относят тех детей, которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированность Трудные дети плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу. Плохо ведут себя на уроках, часто дерутся. Их воспитанием в семье обычно занимаются мало. Растут они сами по себе. Агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства.

Система работы школы должна быть направлена на предупреждение асоциального поведения, коррекции личности трудного ребенка, помощи ему в самоутверждении.

Профилактическое мероприятие направлено на сплочение коллектива, где находятся «Трудные дети».