Файл: Курсовая работа Формирование толерантности в межличностных отношениях младших школьников Автор работы студентка 3 курса.doc
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 156
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования РФ
ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет
имени Доржи Банзарова»
Педагогический институт
Кафедра педагогики начального и дошкольного образования
Курсовая работа
Формирование толерантности в межличностных отношениях младших школьников
Автор работы: студентка 3 курса,
07591с группы (заочное отделение)
Седунова Анастасия Дмитриевна
Научный руководитель:
Лыгденова Валентина Базаровна,
к.п.н., доцент БГУ
Оценка_________________
Улан-Удэ
2021
Содержание
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы толерантного поведения в межличностных отношениях школьников
-
Анализ психолого-педагогической литературы по формированию толерантности в межличностных отношениях школьников……………………………………………………………………..6 -
Формы и методы формирования толерантности в межличностных отношениях младших школьников ………………………………………………………………………………….14
Выводы по главе I……………………………………………………...19
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию основ толерантного поведения в межличностных отношениях школьников
2.1. Диагностика уровня толерантности младших школьников……………………………………………………………………20
2.2. Разработка и реализация комплекса форм и методов, направленных на формирование толерантности младших школьников……………………………………………………………………27
2.3. Динамика уровня сформированности основ толерантного поведения у младших школьников…………………………………………..35
Выводы по главе II…………………………………………………….41
Закрепление……………………………………………………………..42
Библиография…………………………………………………………..44
Приложение……………………………………………………………..47
Введение
Мир человеческого общения сложен и противоречив. Система социального поведения людей регулируется обычаями, нормами и традициями разных культур. Многообразие различий: социальных, расовых, национальных, возрастных, профессиональных, религиозных и других – влияет на характер взаимоотношений и нередко приводит к непониманию, непримиримости.
Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме.
Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что дети все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, но дети не всегда ведут себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.
Проблема изучения процесса формирования толерантности у школьников остается недостаточно изученной. Изучением данной проблемы занимались такие ученые, как: А.Г. Асмолов, А.А. Ермакова, Ю.К. Ивкова, Е.М. Карпова, Е.Ю. Клепцова Е.В. Оборина, Т.И. Лихачева, Ю.В. Смирнова, О.Г. Шаврина, Н.А. Шишкина, Л.Ф. Шустова и другие. Необходимо целостное осмысление понимания толерантности как качества личности. Также требуют рассмотрения вопросы об оптимальных средствах формирования толерантности у учащихся младшего возраста, условиях эффективности процесса формирования данного личностного качества.
Поэтому тема данного исследования звучит как: Формирование толерантности в межличностных отношениях младших школьников.
Цель исследования: определить методы и приемы работы по формированию толерантности в межличностных отношениях у школьников.
Задачи исследования:
-
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме. -
Выявить и описать методы и приемы, способствующие формированию толерантности в межличностных отношениях у школьников. -
Определить влияние отобранных методов и приемов на уровень формирования толерантности в межличностных отношениях у школьников.
Гипотеза исследования заключается в том, что, если:
-
внедрять в целостный педагогический процесс идеи межличностной толерантности, которые будут сопровождаться изменением нравственной, рефлексивно-смысловой позиции младших школьников; -
обеспечивать последовательное прохождение школьниками этапов: позитивного восприятия этой ценности, активного отклика на нее, принятия и введение межличностной толерантности в собственную систему ценностей и ориентация на нее в своем поведении путем использования комплекса мер по формированию межличностной толерантности; -
закреплять формирование межличностной толерантности младших школьников путем использования средств экспериенциального1 обучения.
Объектом исследования является процесс формирования толерантности в межличностных отношениях школьников.
Предмет исследования: методы и приемы работы по формированию толерантности в межличностных отношениях школьников.
Методы исследования:
• Анализ научно-методической литературы по проблеме;
• Эксперимент;
• Беседа;
• Наблюдение;
• Анализ полученных результатов.
Проведенный в работе анализ может быть использован в практической работе учителями начальной школы, а также студентами, обучающимися по этой специальности.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем работы составляет 43 страницы, не включая списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы толерантного поведения в межличностных отношениях школьников.
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по формированию толерантности в межличностных отношениях школьников.
В разных языках понятие толерантности трактуется по-разному: — в английском языке это — «способность и готовность без протеста воспринимать личность или вещь»; — в китайском — «допускать, позволять и проявлять великодушие в отношении других»; — в арабском понятие толерантности объясняется как «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим»; — во французском — «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов»; — в персидском — «терпение, терпимость, выносливость» . Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова определяет толерантность как «терпимость» (от франц. Tolent – терпимый). [27]
Это понятие присутствует практически во всех словарях русского языка. Словарь живого великорусского языка В. И. Даля трактует «терпимость» как способность что-либо терпеть только по милосердию или снисхождению. Словарь Брокгауза и Ефрона говорит, что толерантность есть веротерпимость. В Словаре по конфликтологии Давлетчиной С. Б. толерантность понимается как «терпимость, снисходительность человека к кому-либо или к чему-либо: чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям и так далее; способность длительное время переносить какие-либо неприятности».
Толерантность представляет собой определенное качество взаимодействия между субъектом и объектом толерантности, характеризуемое готовностью субъекта принимать социокультурные отличия объекта, включающие в себя внешние признаки, высказывания и особенности поведения.
Психолог Реан А. А. предлагает следующее понятие толерантности. Толерантность - это ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех граждан быть различными; обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. [8].
Толерантность рассматривается как социальная установка и аспекте трех компонентов ее структуры (поведенческого, эмоционального и когнитивного).
Мудрик А.В. предлагает выделять четыре основных ракурса толерантности: как психологической устойчивости, как системы позитивных установок, как совокупности индивидуальных качеств, как системы личностных и групповых ценностей. [25; с.89].
Существует также самостоятельный подход, трактующий толерантность как устойчивость. Например, в педагогическом словаре Коджаспирова Г.М. психологический смысл толерантности выражается так: приобретенная устойчивость; устойчивость к неопределенности; этническая устойчивость; предел устойчивости (выносливости) человека; устойчивость к стрессу; устойчивость к конфликту; устойчивость к поведенческим отклонениям. [22; с.302].
Выготский Л.С. подчеркивает, что «толерантность» не есть терпимость или снисходительность. Она – активное признание прав и свобод другого, безотносительно к его этническим, религиозным или гендерным особенностям. [12; с.462].
Многие авторы для определения толерантности пользуются категорией «свое-чужое», обозначающей, с одной стороны, факт существования различий между людьми (социальными группами), с другой - факт существования процессов самоидентификации. Предполагается, что толерантность позволяет человеку принимать «чужое» (иное, другое, отличное), не теряя при этом собственной идентичности.
Одним словом, терпимость мы определяем, как свойство личности, в котором выражается отношение человека к миру в целом, вещам, предметам, другим людям, их взглядам, самому себе, актуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов, ценностей, мнений, поведения людей, проявляющееся в повышении сензитивности к объекту.
По словам Бардиер Г.Л., толерантность не сводится только к проявлению терпимости в отношении тех, кто отличается от большинства населения в силу объективных или субъективных причин. [5; с.119].
Толерантность предполагает признание разнообразия человеческого общества, ориентирует людей на уважительное отношение к чужим культурным традициям, обычаям и обрядам. Право каждого: быть самим собой, не подстраиваясь при этом под формат общего мнения.
Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.
На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Наиболее точное определение понятие «толерантность» приобрело в «Декларации принципов толерантности» генеральной конференции ЮНЕСКО2 от 16 ноября 1995 года, толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». [17; с.43].
Таким образом, на теоретическом уровне можно выделять, как минимум, пять толерантных личностных позиций, различающихся по степени допустимой толерантности:
- толерантность как внутренняя установка, как принятие и терпимость к иному, чужому;
- толерантность как культурологическая норма (иными словами - толерантность внешнего выражения);
- толерантность как беспристрастность, как равнодушие к иному;
- толерантность к тому, кто наносит нам вред;
- толерантность по отношению к тому, кто наносит вред не нам, а кому-то другому, но нам нет до этого дела. [18; с.85]
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что понятие «толерантность», хотя и отождествляется большинством источников с понятием терпения, имеет более яркую активную направленность. Толерантность - не пассивное, покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.
Формирование межэтнической толерантности – процесс очень продолжительный и сложный, ему необходимо начинаться в период интенсивного социального становления личности – в период школьного обучения.
Каждый человек считается культурным лишь в том случае, если он понимает и принимает культурные ценности и умеет пойти на компромисс, понимая ценность не только своей независимости, но и чужой. Именно поэтому поликультурное образование и толерантное отношение должно рассматриваться со стороны культуры.