Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рынок труда Швеции
-
Содержание -
Раздел 1. Модель рынка труда Швеции
-
1.1 -
1.2 -
1.3 -
1.4
-
Раздел 2. Структура рынка труда Швеции
-
2.1 -
2.2 -
2.3 -
2.4 -
2.5 -
2.6
-
Заключение
Введение
Рынок труда – это система общественных отношений, связанных с наймом и предложением труда, т.е. с его куплей и продажей; это также экономическое пространство – сфера трудоустройства, в котором взаимодействуют покупатели и продавцы специфического товара – труд.
Одновременно, это механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками и регулирующий его спрос, и предложение.
Рынок труда функционирует только во взаимодействии с другими типами рынков. Нарушение, дисбаланс в любом из них по «цепочке» передается во все другие. От уровня доходов населения зависит степень его трудовой активности: чем ниже доходы, тем, при прочих равных условиях, относительно большее число людей вынуждено выходить на рынок труда, что обязательно скажется на уровне безработицы.
Шведская модель рынка труда характеризуется активной политикой занятости на фоне стабильного социально-экономического развития, высокого уровня и качества жизни, правовой и социальной защищенностью населения. Элементы социализации рынка труда имеются и в других странах, но в Швеции они выражены в наибольшей мере. Страна отличается высокой степенью государственного вмешательства и активной ролью профсоюзов в регулировании трудовых отношений.
В послевоенный период здесь проводилась активная политика занятости, концепция которой разработана шведскими учеными. Они исходили из того, что политика на рынке труда не ограничивается содействием в трудоустройстве и выплатой пособий по безработице, а должна носить превентивный характер, предупреждающий появление и рост безработицы. В предложенной модели рынка труда были связаны воедино экономическое развитие, оплата труда и политика занятости. Модель основана на четырех основных элементах: политика солидарности; заработная плата; активная политика на рынке труда; поддержка отраслей предпочтительного развития.
Раздел 1. Модель рынка труда Швеции
1.1
Деятельность службы занятости нацелена на стимулирование активного поиска работы безработного. С этой целью используются переподготовка, создание новых рабочих мест, временная занятость в государственном секторе, выделяются субсидии компаниям за найм безработных и на выплату пособий работникам для переезда в населенные пункты, на предприятиях которых имеются свободные рабочие места.
Во второй половине 20-го века, в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ, успешной и безмятежной Швеции, особенно сильно контрастировал тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.
Некоторые отмечают смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и государственное регулирование, преобладающую частную собственность в сфере производства и обобществление потребления.
Характерная черта послевоенной Швеции - специфика отношений между трудом и капиталом на рынке труда. На протяжении многих десятилетий важной частью шведской действительности была централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве главных действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между различными группами трудящихся.
На профессиональную подготовку и переподготовку работников и создание рабочих мест Швеция тратит больше других стран, хотя доля бюджета, направленная на занятость, не выше, чем в других странах. В Швеции расходы на политику занятости распределяются следующим образом: на активные меры (предупредительные) – 69%; на пассивные меры (компенсационные) – 31%. Для сравнения: в США почти обратное соотношение. Подобные соотношения в других странах не наблюдаются. В этом состоит специфика и главное преимущество модели.
1.2
В шведской политике того времени явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду, прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.
Основными целями, как уже отмечалось, в течение длительного времени были полная занятость и выравнивание доходов. Их доминирование может быть объяснено уникальной силой шведского рабочего движения. Более полувека - с 1932 г. (за исключением 1976-1982 гг.) - у власти находится Социал-демократическая партия Швеции (СДРПШ). В течение десятилетий с СДРПШ тесно сотрудничает Центральное объединение профсоюзов Швеции, что усиливает реформистское рабочее движение в стране. Швеция отличается от других стран принятием полной занятости в качестве главной и неизменной цели экономической политики, а шведский народ в целом - активный ее сторонник.
В основе функционирования современного рынка труда в Швеции лежит добровольное сотрудничество между предпринимателями и профсоюзами на базе переговоров, всемерно поощряемых государством. В Швеции, как и в других развитых странах, учитываются интересы всех общественно-политических и экономических сил. Нахождение взаимоопределяемых условий рассматривается как единственно целесообразная форма поиска решений.
Шведский тип организации жизни общества обеспечивает высокий уровень экономической эффективности и высокие жизненные и экологические стандарты. Экономически эта модель базируется на получении своеобразной ''технологической ренты'', получаемой страной на внутреннем и мировом рынках за высокое качество и инновационность продукции. Разумеется, Швеция не является исключением в отношении формирования уникальной социально-экономической модели, скорее ее можно классифицировать как шведский вариант ''общества всеобщего процветания'', хотя и ''продвинутый''.
1.3
В течение многих лет Швеция имела одну из самых высоких в мире долей рабочей силы в общей численности трудоспособного населения. В то время, когда в других странах безработица продолжала расти после нефтяных кризисов 1970-х годов, Швеция оставалась редким исключением. Доля населения в возрасте от 16 до 64 лет, имеющего оплачиваемую работу, резко увеличилась примерно с 70% в начале 1950-х годов до 82,6% в 1990 г. Непрерывное расширение государственного сектора является одной из важнейших причин этой тенденции. После 1950 г. весь прирост занятости происходил за счет государственного сектора.
При заключении коллективных договоров на уровне отраслей и фирм главенствует принцип солидарной ответственности за последствия принятых решений. Требования, реализация которых может негативно отразиться на экономике, как правило, не принимаются вовсе. Лица, потерявшие работу, со следующего дня считаются безработными. Для решения проблем занятости безработицу подразделяют на краткосрочную и долгосрочную (более года), определяют степень занятости (долю населения, имеющего работу) и уровень безработицы (долю безработных к рабочей силе),
степень занятости женщин, молодежи и других социальных групп населения.
Особое внимание на рынке труда уделяется предотвращению структурной безработицы. По данным шведских исследователей, уровень безработицы целесообразно удерживать в пределах 1,5–2%, иначе возникает социальная напряженность.
Регулирование на рынке труда в Швеции осуществляет государственная служба занятости, подчиненная Министерству рынка труда. Государственная служба занятости защищена законом о трудоустройстве, запрещающим создание частных агентств по трудоустройству.
Оперативному заполнению свободных рабочих мест содействует хорошо поставленная информация, компьютеризация службы занятости и ее связь с работодателями (около 60% всех вакансий заполняется через бюро). В бюро занятости обращаются 80% безработных и около 30% всех меняющих место работы. Понятие подходящей работы законодательно не закреплено – ее определение для каждого конкретного лица возложено на специалистов бюро.
1.4
Социальные задачи в стране реализуются на основе дифференцированной системы налогов и льгот. Уровень налогов составляет в среднем около 60%, в то время как в США – менее 30%. Прогрессивное налогообложение предусматривает изъятие от 10 до 70% дохода. Это привело к сокращению разрыва между доходами различных категорий наемных работников и практически исключает высокий уровень безработицы. Даже в кризисные годы этот показатель не превышал 1,5–2% экономически активного населения.
Высокая экономическая эффективность промышленности Швеции и высокий уровень благосостояния ее населения основываются на развитом инновационном секторе ее экономики и специализации на производстве наукоемкой продукции. В стране существует около 500 тыс. малых предприятий, на которых работает почти треть всех занятых в шведской промышленности. Ежегодно возникает примерно 20 тыс. предприятий. Именно малые предприятия делают наибольший вклад в научно-технические разработки и внедрение, создают новые виды товаров, услуг и технологий.
Почти половина всех жителей Швеции работает и получает зарплату. Безработица составляет около 7 процентов (декабрь 2011 года).Рынок труда состоит из частного и общественного секторов. В частном секторе имеются коммерческие предприятия, находящиеся в частной собственности, например, магазины, фабрики и заводы. Предприятия общественного сектора принадлежат государству, муниципалитетам и ландстингам. В этой сфере работают медицинские и образовательные учреждения, а также органы полиции. Существует целый ряд законов и договоров, регулирующих сферу труда в Швеции. Законы и правовые нормы, определяющие взаимоотношения между работодателями и наемными работниками, называются трудовым правом. На рынке труда имеются две стороны: работодатели и профсоюзные конфедерации. Профсоюзная конфедерация – это объединение всех профсоюзных организаций одной отрасли. Рынок труда функционирует, благодаря двум важным принципам. Во-первых, право создавать организации и объединения. Это означает, что как работодатели, так и наемные работники могут вступать в организации в целях достижения взаимной договоренности на равных условиях. Во-вторых, это право вести переговоры, касающиеся планов развития
предприятия и условий приема на работу. Эти правила определены в законе о совместном регулировании трудовых отношений (MBL).
Раздел 2. Структура рынка труда Швеции
2.1
Существуют работодательские организации для государственных, муниципальных и частных предприятий. Работодательская организация объединяет нескольких работодателей, которые вместе занимаются интересующими их вопросами. Сама крупная организация частных работодателей называется. Конфедерацией шведских предпринимателей (Svenskt näringsliv).Шведское агентство государственных работодателей (Arbetsgivarverket) объединяет государственные предприятия и органы, например, Страховую кассу и Налоговую службу. В Шведской ассоциации местных и региональных органов самоуправления (SKL) собраны работодатели муниципалитетов и ландстингов. Участие в работодательской организации является добровольным.
Профсоюзная организация занимается, в частности, ведением переговоров с работодателем об уровне зарплат своих членов. Профсоюзные организации стремятся улучшить условия труда для наемных работников. В Швеции профсоюзы существуют с 80-х годов
XIX века. Вступление в профсоюз осуществляется на добровольных началах. На большинстве предприятий создаются профсоюзные ячейки, или выбирается представитель профсоюза. Профсоюзная ячейка – это группа членов профсоюза на рабочем месте. Представитель профсоюза защищает интересы членов профсоюза на предприятии. Профсоюзные ячейки и представители входят в профсоюзные организации, которые, в свою очередь, являются частью более крупных объединений. Обычно трудящиеся становятся одновременно членами профсоюза и страховой кассы по безработице (A-kassa).Страховая касса по безработице является экономическим объединением, которое выплачивает пособия по безработице.
Трудовое право включает в себя законы и положения, регулирующие взаимоотношения между работодателями и наемными работниками.
Если работодателю и наемному работнику не удается прийти к соглашению, может возникнуть конфликтная ситуация. В таком случае они вправе обратиться в Суд по трудовым вопросам (AD),который разбирается в сути конфликта.
2.2
Закон о совместном регулировании трудовых отношений играет важную роль в трудовом праве. Он появился в 1976 году. Закон включает правила, предусматривающие право создавать профсоюзные организации на рабочих местах.