Файл: Мотив дома и пути в русских волшебных сказках.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Русские сказки, кажется, происходят из более реалистичного и более благочестивого происхождения, и, хотя их сюжеты, вероятно, были взяты из версий Гримма, темы и идеи, такие как любовь, зло, страх и моральное добро, не так универсальны, как в тех, которые у меня есть. только что назвал. Вместо этого они ограничиваются повседневными проблемами крестьян, придумавших эти сказки.

Таким образом, они часто имеют дело с такими темами, как пьянство и его последствия, предоставление денег в долг или уплата долгов. Но самая распространенная тема - это неверная или ленивая жена. Все эти сказки кажутся практическими советами, у которых есть только одно решение: хорошее избиение. Многие из этих историй заканчиваются примерно так: «(…) муж выскочил, схватил кнут и начал бить свою жену. Он вылечил ее в кратчайшие сроки».

Одна из этих историй носит откровенно политический характер и много рассказывает нам о роли женщин в то время4 - мэр рассказывает нам, что женщина хочет большей власти, чем должна иметь, но не может быть мэром, как мужчины. находятся. Она тоже получает "хорошую порку". Конечно, такие темы неинтересны, а иногда даже не подходят для детей. Мертвое тело - лишь один из многих примеров бессмысленной и мрачной истории. Здесь муж, взбираясь на дерево, которое вырастает до небес, роняет свою жену на полпути, и она разбивается вдребезги. Лиса, которая наконец поедает труп, обманывает его.

Еще одна жестокая история - это история Медведя, который съел старуху. Но хуже всего сказка о Балдаке Борисиевиче, в которой есть такой странный сюжет с непонятными деталями и вообще без сообщения, что это очень расстраивает и просто абсурдно: семилетнего мальчика отправляют победить турецкого короля. Оказавшись там, он одну за другой соблазняет своих трех дочерей. В конце концов, он их всех повешивает, а по возвращении он даже не женится ни на одной дочери русского царя и не получает никакой другой награды5.

1.2. Центральные образы волшебных сказок

Так же, как и в европейских фольклорных традициях, в русских сказках есть традиционные герои, чья доброта, храбрость и верность вознаграждаются. В русском фольклоре можно также найти некоторых темных и сложных персонажей, таких как Баба Яга, живущая в своем доме на куриных ножках, и ее двойник-мужчина, Кощей Бессмертный, бессмертный оборотень и привычный похититель жен. Вот список главных героев и злодеев русского фольклора.


Русский художник Виктор Васнецов увековечил здоровенного Илью Муромца и его товарищей Алешу Поповича и Добриню Никитича в своей картине «Богатыри», написанной после девятнадцати лет работы в 1898 году. Илья Муромец считается величайшим из богатырей (воинов или рыцарей) России. массивный центральный воин, сидящий на своем коне, готовый защитить Россию от неминуемой опасности.

Илья славится своей всемогущей силой. Он использует ее в одиночку (смотря какую сказку читаете); защитить город Чернигов от татарского нашествия, вырубить целые леса и убить чудовище Соловей Разбойник (Соловей-разбойник). Соловей, по сказке русского фольклориста Александра Афанасьева, мог убивать людей, оглушая их звуком своего свистка. Даже сегодня россияне по-прежнему не любят свистеть, если сравнить это с широко распространенным суеверием, что свист в доме заставляет деньги улетать.

Двое товарищей Ильи - Алеша и Добриня. Алеша известен своей смекалкой, а Добрыня - смелостью. Алеша, младший из троих, побеждает дракона Тугарина Змеевича, призывая небеса послать черное дождевое облако, чтобы впитать бумажные крылья дракона, чтобы его можно было повалить на землю и победить.

Добринья также является истребителем драконов и известен своими навыками в шахматах, музыке и стрельбе из лука. В сказке Добринья и дракон Горниныч, Добринья сражается с драконом в течение трех дней, и как раз, когда он собирается сдаться, небесный голос приказывает ему продержаться там еще три часа, прежде чем ему удастся убить дракона.

Лесной и злой ведьмы Бабы-Яги хватит, чтобы детям снились кошмары, и, может быть, в этом-то и дело. Кажется, что она всегда таится в многочисленных сказках. Подобно тому, как ее лесной домик стоит на танцующих куриных ножках, в сказках она летает по воздуху в ступке, управляя пестиком. Никакой метлы для российской Бабы Яги. Человеческие кости окружают ее дом, образуя забор, столбы которого увенчаны черепами. Обычно остается один пост без черепа, поэтому все еще остается место для черепа героя, если он не справится с поставленной задачей.

В сказке «Василиса Прекрасная» злая мачеха обманом уводит юную девушку в глубокий темный лес за костром от Бабы Яги. Доброй Василисе помогает кукла, подаренная ей много лет назад умирающей мамой. С помощью этой волшебной куклы ей удается выполнять все более сложные задачи, которые ставила перед ней Баба Яга, и в итоге завоевывает свободу и (конечно же) становится невестой красивого царя. Баба Яга не такая уж и плохая, она очень ценит Кощея Бессмертного, главного мужского сказочного злодея, говоря ему: «Медуза на тебя ничего не понимает, милый Коцей».



Не всех персонажей легко определить, как добрых или злых. Это Жар-птица, по-русски Жар-птица. Эта заколдованная птица из далекой страны может принести своим похитителям добро или зло. Его перья светятся так ярко, что напоминают костер, и даже когда их снимают, они не теряют своего волшебного сияния. Иван Дурак (Иван-дурак) - еще один популярный герой русского фольклора, преследующий Жар-птицу. Иван, как правило, самый младший и самый глупый из трех сыновей, который в конечном итоге женится на принцессе.

Конек Гобюнок (Конек-Горбунок) - популярный мультфильм, созданный в 1947 году по мотивам рассказа о жар-птице с участием Ивана. В этом фильме Ивана подружилась с маленькой лошадкой, и вместо того, чтобы как обычно вздремнуть под стогом сена, он и его новый приятель отправляются на поиски приключений. По пути Иван находит перо от Жар-птицы и, несмотря на предупреждение маленькой лошадки не держать его, Иван кладет его в карман. Вскоре о том, что у Ивана есть это перо, становится известно царю, который отправляет его на поиски волшебной птицы.

В разных сказках Иван женат на Марии Моревне (ему предстоит украсть ее у Кощея Бессмертного), Василисе Премудрой и Еленке прекрасной. Такая замечательная награда для такого тупого парня не выдерживает серьезной проверки в современном мире, но они действительно являются вдохновляющим чтением для миллионов обычных парней!


1.3. Мотив как основа волшебной сказки

Мотив сам по себе представляет собой составную часть сюжета, то есть в какой-то степени он является «двигателем сюжета», побуждает героя развиваться.

Сюжет сказок обладает своими, специфическими особенностями: В.Я. Пропп обратил внимание на действия сказочных персонажей и обозначил их термином «функция» (в разных сюжетах повторяются одинаковые функции, например: похищение, нарушение запрета, трудная задача и т.д.).

В тексте еще можно выделить простейшие повествовательные единицы сюжета, которые А. Н. Веселовский назвал «мотивами».

В.Я. Пропп6 считал, что мотивы в волшебных сказках заменяются функциями – поступками действующего лица, определяемыми с точки зрения его значения для хода действия. Проппом были изучены все основные функции волшебной сказки. Он считал, что сказочных функций чрезвычайно мало, а персонажей чрезвычайно много. Этим и объяснял он «двоякое» качество сказки: ее поразительное многообразие, ее пестроту и сказочность, и, с другой стороны, ее поразительное однообразие. В. Я. Пропп считает, что:


  1. Постоянными, устойчивыми элементами сказки служат функции действующих лиц, независимо от того, кем и когда они выполняются. Они образуют основные составные части сказки.

  2. Число функций, известных волшебной сказке, – ограниченно.

  3. Последовательность функций всегда одинакова.

  4. Все волшебные сказки однотипны по своему строению.

Начало сказки В.Я. Пропп определяет как «исходную ситуацию», вслед за которой могут следовать следующие функции:

  1. Один из членов семьи отлучается из дома.

  2. К герою обращаются с запретом.

  3. Запрет нарушается.

  4. Вредитель пытается произвести разведку.

  5. Вредителю даются сведения о его жертве.

  6. Вредитель пытается обмануть свою жертву, чтобы овладеть ею или ее имуществом.

  7. Жертва поддается обману и тем невольно помогает врагу.

Эти первые семь функций: отлучку, нарушение запрета, выдачу, удачу обмана – Пропп предлагает трактовать как подготовительную часть сказки. Следующую за ними восьмую функцию ученый считает особенно важной, так как ею и создается «движение сказки», ею открывается завязка сказки.

  1. Вредитель наносит одному из членов семьи вред или ущерб.Виды вредительства предельно разнообразны, встречаются сказки, которые не начинаются с нанесения вреда. Однако Пропп считает, что все сказки исходят из ситуации нехватки или недостачи, что и вызывает поиски, аналогичные поискам при вредительстве. Вывод Проппа таков: «недостача может быть рассмотрена как морфологический эквивалент, например, похищения».

  2. Беда или недостача сообщается, к герою обращаются с просьбой или приказанием, отсылают или отпускают его. Эта функция вводит в сказку героя.

  3. Искатель соглашается или решается на противодействие.

  4. Герой покидает дом.

  5. Герой испытывается, выспрашивается, подвергается нападению и пр., чем подготовляется получение им волшебного средства или помощника.

  6. Герой реагирует на действия будущего дарителя.

  7. В распоряжение героя попадает волшебное средство.

  8. Герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения поисков.

  9. Герой и вредитель вступают в непосредственную борьбу.

  10. Героя метят.

  11. Вредитель побеждается.

  12. Герой возвращается. Возвращение обычно совершается обычно в тех же формах, что и прибытие.

  13. Герой подвергается преследованию.

  14. Герой спасается от преследования. На этом очень многие сказки заканчиваются. Герой прибывает домой, затем, если была спасена девушка, женится и т.д. Но так бывает далеко не всегда. Сказка заставляет героя пережить новую беду, опять появляется вредитель.

  15. Герой неузнанным прибывает домой или в другую страну.

  16. Ложный герой предъявляет необоснованные притязания.

  17. Герою предлагается трудная задача.

  18. Задача решается.

  19. Героя узнают.

  20. Ложный герой или вредитель изобличаются.

  21. Герою дается новый облик.

  22. Вредитель наказывается.

  23. Герой вступает в брак и воцаряется.


Этим сказка завершается. Пропп также замечает, что в некоторых случаях действия сказочных героев не подчиняются и не определяются ни одной из приведенных выше функций. Таких случаев немного. Это те случаи, когда сказка не может быть понята без сравнительного материала, или формы, перенесенной из сказок других разрядов.

На основе вышеперечисленных наблюдений, В.Я. Пропп приходит к следующим выводам: «Количество сказочных функций весьма ограниченно. Можно отметить лишь 31 функцию. В пределах этих сказок развивается действие решительно всех сказок нашего материала, а также и действие очень многих других сказок самых различных народов. Далее, если мы прочитаем все функции подряд, то мы увидим, как с логической и художественной необходимостью одна функция вытекает из другой. Мы видим, что, действительно, ни одна функция другой не исключает. Все они принадлежат одному стержню, а не нескольким…»7.

В дополнение к этому следует заметить также, что композицию сказок   В.Я. Пропп считал фактором стабильным, а сюжет переменным, композицию сказок определяет последовательность функций, множество сюжетов имеют в своей основе одну и ту же композицию.

Необходимо заметить, что другие видные русские ученые придерживались отличного от В.Я. Проппа мнения по этому поводу. Так, В. П. Аникин считал, что мотив не любая констатация реальных или предполагаемых фактов; в нем необходима причинно-следственная связь, проявление жизненной необходимости.

В работе И. П. Черноусовой «Структура и художественные функции мотивов русской волшебной сказки8» приводится система мотивов, разработанная автором для структурного анализа волшебных сказок. Это мотивы:

  • Поиск супруга и восстановление брака;

  • Воздаяние (награда/наказание)

  • Добывание чудесных предметов;

  • Заколдование;

  • Заключение брака;

  • Задание трудных задач;

  • Идентификация;

  • Изведение;

  • Низкий герой;

  • Обман;

  • Победа в бою;

  • Попадание во власть демонического существа;

  • Подмена;

  • Параллелизм персонажей;

  • Приобретение помощника;

  • Расколдование;

  • Разрушение брака;

  • Решение трудных задач;

  • Скрывание скромного героя;

  • Спасение от демонического существа;

  • Задание трудных задач и их решение;

  • Чудесное рождение;

  • Чудесный супруг/супруга.

Элементарные сюжеты состоят только из одного мотива, тогда как более сложными видами являются сюжеты кумулятивные, которые возникают в результате накопления цепочек из вариаций одного и того же мотива. Такие сюжеты типичны для многих сказок о животных и для некоторых анекдотических сказок. Наиболее сложен волшебно-сказочный тип сюжета, который состоит из цепочки мотивов разного содержания. Он соответствует развитому мышлению, требует удерживать в памяти не только мотив, но и весь сюжет.