Файл: Фундаментальные основы инновационного развития науки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 330
ПОНЯТИЕ МОНОПОЛИИ. ВИДЫ МОНОПОЛИИ. РЕГУЛИРОВАНИЕ МОНОПОЛИЙ
Гарнов Максим Георгиевич
бакалавр Санкт-Петербургский государственный университет
Аннотация: Данная статья посвящена проблеме состояния рынка, когда поставщиком услуг или това- ров является одна единственная фирма. Такое состояние рынка получило название монополия. Конеч- но же, данное явление широко обсуждается в научном сообществе, а также на государственном уровне, так как нерегулированные монополии могут взимать с покупателя практически любую цену для максимизации своей прибыли. Следовательно, необходимо вмешательство государства для недопу- щения монополизации рынка, а также естественные монополии должны регулироваться государством для обеспечечния доступности их услуг для населения. Таким образом, структура настоящей статьи является следующей: определение понятия «монополия», обсуждение видов монополий, а также ме- тодов регулирования монополий.
Ключевые слова: Мнополия, фирма, конкурент, цена, рынок.
Для определения понятия монополии сначала необходимо разобраться в этимологии этого терммна. Слово "монополия" является результатом сложения двух греческих слов: monoz ("один") и pоleо ("продаю") и буквально означает "один продавец"1. Однако, в настоящее время термин «молопо- лия» может быть использован для обозначения разных феноменов. Иногда монополией называют пра- во на производство и реализацию какого-либо вида продукции или ведение какой-либо деятельности. Также монополией называют компанию, которая производит и продает уникальный, не имеющий ана- логов продукт или несколько таких продуктов, не имеет конкурентов на рынке, а также защищена от вхождения конкурентов на рынок. Такое положение компании на рынке может сложиться естественным путем, либо может быть создано государством – когда одной фирме дано привелегированное право реализации товара. Также термин «монополия» может относится к ситуации на рынке или к типу струк- туры рынка, в котором существует только один продавец. Особенностью такой структуры рынка явля- ется то, что цена на товар монополиста «является высшей ценой, которая только может быть получе- на»2, что означает, что фирма монополист может назначить практически любую цену на производимый ею товар. Такая ситуация невозможна на рынке совершенной конкуркнции – здесь наоборот, фирмы настолько мады и их количество настолько велико, что они не способны каким-либо образом влиять на цену, которая формируется рынком, а при попытке продавать товар по цене отличной от рыночной, фирма будет нести убытки. Таким образом, максимизируя прибыль, монополия уменьшает благососто- яние потребителей и препятствует развитию экономики, как считал А. Смит3.
Отметив основные особенности монополий, стоит разобраться, каким образом возникают монопо- лии. Согласно современной теории, фирма может получить «статус» монополиста разными путями: до- стижение монопольного положение за счет вытеснения конкурентов, постоянного повышение эффектив- ности бизнеса; монополия как соглашение между несколькими фирмами об устаеовлении определенной цены или объема производства; монополия, основывающаяся на дифференциации продукта. Первый
1 http://economic-definition.com/Business/Monopoliya_Monopolyeto.html
2 Г.Ю.Гуляев, эволюция теории конкуренции – 2012 - №28 – с.318
3 Г.Ю.Гуляев, эволюция теории конкуренции – 2012 - №28 – с.318
путь монополизации является довольно таки сложным и может быть реализован в том случае, если фирма изобретет технологию производства товара с издержками гораздо меньшими, чем у конкурентов, и в последствие ценовой конкуренции конкуренты будут вынуждены покинуть рынок. Однако такая ситуа- ция будет актуальной до следующего витка развития технологий – возможно, кто-то из конкурентов изоб- ретет более эффективную технологию и пошатнет позиции фирмы-монополиста; или до истечения срока действия патента на технологию – когда технология станет общеизвестной, барьеры на вход для конку- рентов существенно снизятся, рынок наполнится новыми фирмами. На практике часто можно встретить второй способ монополизации рынка, а точнее через образование соглашений между несколькими фир- мами. Формами таких монополий являются картель, синдикат, трест, концерн, конгломерат4.
Наиболее часто монополию разделяют на 3 вида (однако, это одна из классификаций монополий):
-
Естественные монополии; -
Географические монополии; -
Технологические монополии; Рассмотрим каждый вид поподробнее.
Естественная монополия существует, когда множество факторов делают конкуренцию нерабо- тоспособной, финансово неосуществимой или невозможной. Многие местные телефонные аппараты имеют естественную монополию в определенной области, поскольку обширная инфраструктура, необ- ходимая для поддержки проводного телефонного обслуживания, слишком дорога для новых конкурен- тов. Кроме того, новая инфраструктура потребует ненужных телефонных столбов и другого непригляд- ного оборудования, которое местные регулирующие органы не позволят. В результате существующая местная телефонная компания сохраняет естественную монополию в своей сфере обслуживания, а развивающиеся конкуренты обычно лизируют время в сети компании для перепродажи клиентам. По- добные естественные монополии существуют в местных электросетевых и кабельных провайдерах, но правительства часто регулируют естественные монополии, чтобы обеспечить справедливую практику и
ценообразование для клиентов.
Технологическая монополия. Бизнес, впервые продающий продукт или услугу, может получить патент или авторские права. Эта правовая защита делает бизнес технологической монополией. Например, у электроники будет технологическая монополия, если она патентует новый продукт, а кон- курентам не будет предлагать один и тот же продукт по разным ценам. Аналогичным образом, продук- ты с конкретными и очень точными компонентами, такими как электроника и фармацевтика, подчиня- ются технологическим монополиям, поскольку конкуренты не могут создать функциональный конкури- рующий продукт, не нарушая патент оригинальной компании. Во многих случаях конкуренты могут вы- пускать немаркированные или нокаутные продукты с аналогичными компонентами, которые не обеспе- чивают такого же качества или эффекта, как оригинал.
Географическая монополия. Когда только один бизнес предоставляет продукты или услуги в местном регионе, этот бизнес является географической монополией. Как правило, появляются геогра- фические монополии, поскольку клиентская база недостаточно велик для поддержки конкуренции. Например, сельские районы и очень маленькие города могут иметь только одну бензоколонку или про- дуктовый магазин, потому что население слишком мало для поддержки более чем одного из этих мага- зинов. Конкуренты иногда появляются в этих областях, но один из конкурирующих предприятий обычно закрывается, подтверждая географическую монополию.
Многие сходятся во мнении, что монополию необходимо регулировать. Наиболее эффективным органом для регулирования монополии является правительство. Правительство, возможно, пожелает регулировать монополии для защиты интересов потребителей. Например, монополии имеют рыночную
власть устанавливать цены выше, чем на конкурентных рынках. Правительство может регулировать мо- нополии путем ограничения цен, конкуренции на уровне и предотвращения роста монопольной власти.
Почему правительство регулирует монополию?
4 А. Ю. Латышев, особенности современной монополии как формы организации бизнеса – 214 - №21 – с.195
-
Предотвращение высоких цен. Без государственного регулирования монополии могут поста- вить цены выше конкурентного равновесия. Это приведет к неэффективности распределения и сниже- нию благосостояния потребителей. -
Качество обслуживания. Если фирма имеет монополию на предоставление определенной услуги, у нее может быть небольшой стимул предлагать качественный сервис. Правительственное ре- гулирование может гарантировать, что фирма отвечает минимальным стандартам обслуживания. -
Монопсония. Фирма с монополистической продажей может также быть в состоянии исполь- зовать монопсоническую покупательную способность. Например, супермаркеты могут использовать свое доминирующее положение на рынке, чтобы сжать прибыль фермеров. -
Естественные монополии. Некоторые отрасли промышленности являются естественными монополиями - из-за высокой экономии за счет масштаба наиболее эффективным числом фирм явля- ется одно. Поэтому мы не можем поощрять конкуренцию, и важно регулировать фирму, чтобы предот- вратить злоупотребление монополистической властью.
Монополии всегда во многом сводят экономические богатства общества. Следовательно, прави- тельства регулируют монополии с целью принести пользу обществу больше, чем если бы монополии максимизировали свою прибыль. Существует 3 основных метода повышения преимуществ монополий для общества:
-
устранение или снижение барьеров для входа через антимонопольное законодательство, чтобы другие фирмы могли выйти на рынок, чтобы конкурировать; -
регулирование цен, которые может взимать монополия; -
управляя монополией как государственным предприятием.
Иногда правительство будет регулировать монополию, фактически владея ею. Например, в Соеди- ненных Штатах федеральное правительство владеет Почтовой службой Соединенных Штатов, а в Европе многие правительства владеют и эксплуатируют коммунальные услуги, такие как вода и электричество.
Главная проблема государственной собственности заключается в том, что эти монополии управ- ляются бюрократами, и чаще всего они объединяются в профсоюзы, поэтому у них мало стимулов эф- фективно управлять бизнесом или предоставлять хорошее обслуживание налогоплательщику. Действи- тельно, если бы технологии были доступны, чтобы повысить эффективность монополии, бюрократы, ве- роятно, отвергли бы ее, чтобы защитить свои рабочие места. Кроме того, бюрократы выступают в каче- стве группы особого интереса, которая стремится обогатиться за счет налогоплательщиков. Как монопо- лия, им не нужно беспокоиться о конкуренции. Эти бюрократы, и особенно профсоюзы, действуют в сво- их интересах, хорошо зарекомендовали себя в Соединенных Штатах благодаря их высокой зарплате и большой пенсии, хотя большая часть их работы является административной и в идеальных условиях.
В Российской Федерации существуют абсолютно все виды монополии. Однако, российские мо- нополии отличаются от монополий в странах с рыночной экономикой. Монополия в западных странах возникла снизу, в результате естественного саморазвития. В качестве примера можно взять «Газпром», который возник не из-за саморазвития, а из-за изначального выступления в такой роли.
В России выделяют 4 естественных монополиста:
-
ПАО «ГАЗПРОМ»; -
РАО «ЕЭС»; -
ПАО «РЖД»; -
ПАО «Ростелеком».
Например, добычей нефти в России занимаются 240 нефтегазодобывающих компаний, однако 11 из них занимают больше 95% от общего объёма добычи.5 Наиболее крупные торговые сети также