Файл: Колымские рассказы В. Шаламова Биографическая справка о писателе. Обзор творчества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Варлам Шаламов показал, как заключенные теряют самые главные человеческие чувства: любовь, дружбу, честность. Всё это постепенно уходит из-за того, что люди не получают в достатке даже самого основного — еды. От постоянного недоедания, в них копится злоба. Автор называет это чувство самым долговечным. Шаламов считает лагерь отрицательной школой и растлением для всех, кто там находится, будь то начальник или заключенный, конвоир или зритель.

В основу прозы В.Шаламова лег страшный опыт лагерей: многочисленные смерти, муки голода и холода, бесконечные унижения. В.Шаламов утверждает, что лагерь превращает человека в животное, в забитое, презренное существо: «Лагерь – отрицательная школа жизни целиком и полностью. Ничего полезного, нужного никто оттуда не вынесет, ни сам заключённый, ни его начальник, ни его охрана, ни невольные свидетели – инженеры, геологи, врачи – ни начальники, ни подчинённые» («Красный крест»).

5. Модель поведения человека в лагере.

Правда В. Шаламова о человеке в лагере жестока: «Заключённый приучается там ненавидеть труд – ничему другому и не может он там научиться. Он обучается там лести, лганью, мелким и большим подлостям, становится эгоистом. Возвратившись на волю, он видит, что не только не вырос за время лагеря, но что интересы его сузились, стали бедными и грубыми. Моральные барьеры отодвинулись куда-то в сторону. Оказывается, можно делать подлости и всё же жить…, оказывается, человек, совершивший подлость, не умирает… Он чересчур высоко ценит свои страдания, забывая, что у каждого человека есть своё горе. К чужому горю он разучился относиться сочувственно – он просто его не понимает, не хочет понимать… Он приучается ненавидеть людей» («Красный крест»). Смысл лагеря (как и любой организованной государственной преступности) в том и состоит, что он цинично меняет все социальные и моральные знаки на обратные. Другого смысла в лагере для политических нет, как бы они сами искренне ни заблуждались на этот счёт. Добро и зло – достаточно наивные категории, когда речь идёт о преступной, хорошо организованной системе.