Файл: Практическое задание по дисциплине Общая психология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание
по дисциплине
«Общая психология»
ФИО | Макаров Владислав Александрович |
Направление | |
Москва 202_г.
Практическое задание по дисциплине
«Общая психология»
Задание:
-
Назовите этапы развития психологии как самостоятельной науки. -
Дайте характеристику структуре психики человека. -
Назовите этапы возрастной периодизации по Л.С. Выготскому. -
Назовите основное положение теории деятельности А.Н. Леонтьева.
Требования:
-
ответ предоставляется в формате .doc / .docx;
Критерии оценивания:
-
ответы теоретической части дисциплины должны быть развёрнутыми и соответствовать теме
Назовите этапы развития психологии как самостоятельной науки.
Как и любая система научных знаний, психология имеет свою историю, которую условно можно разделить на четыре этапа.
I этап – психология как наука о душе.На этом этапе представления о психике человека носили анимистический характер: каждый предмет наделялся душой. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души. Позже сложились две противоположные точки зрения на психику – материалистическая (Демокрит) и идеалистическая (Платон). Демократ считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению же Платона, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от последней идеальна. Познание мира – это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.
II этап – психология как наука о сознании. На 2-ом этапе развития психологии как науки, в XVII в., были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Так, Р. Декарт считал, что животные не обладают душой и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, он выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее не разложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования. Позднее английские ученые Т. Гоббс и Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики, а французы П. Гольбах и К, Гельвеции разработали чрезвычайно важную концепцию о социальном опосредовании психики человека.
III этап– психология как наука о поведении. На 3-ем этапе развития психологии, в XIX в., большую роль в превращении ее в самостоятельную отрасль знаний сыграли разработка теории условных рефлексов в физиологии И.П. Павловым и практика лечения психических заболеваний, а также проведение непосредственных экспериментальных исследований психики. В начале XX в. основатель бихевиоризма Д. Уотсон указал на несостоятельность декарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т.е. на поведении человека.
IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.На современном этапе развития психологии, начиная с середины XX в., она превратилась в многоотраслевую, прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности людей и общества.
Зарубежная психологическая наука использует различные подходы к осмыслению психики человека: психоаналитический (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм и др.), бихевиористской (Д. Утсон, Э. Толмен, К. Халл, Р. Бейлз, Б. Скиннер и др.), когнитивистский (У. Найссер, А. Пайвио, Ф. Хайдер, Ф. Фестингер и др.), гуманистический (Г. Олпорт, Г. Мюррей, Г. Мэрфи, А. Маслоу, К. Роджерс и др.).
Российская психологическая наука придерживается диалектика - материалистического взгляда на происхождение психики. В советский период ее исследования носили неоднозначный характер. В них активно участвовали П.П. Блонский, Л.С. Выготский, К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и др. С началом сталинских репрессий в 30-е годы XX в. эти исследования прекратились на тридцать лет.
В 60–80-е годы началось возрождение отечественной психологии. Значительный вклад в разработку ее проблем внесли Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, А.А. Бодалев, Е.С. Кузьмин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Б.Д. Небылицын, А.В. Петровский, К.К. Платонов, Б.М. Теплов и многие другие.
-
Дайте характеристику структуре психики человека.
-
В структуру психики входят: психические свойства, психические процессы, психические качества и психические состояния. -
Психика — функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.
Свойства
-
Психические свойства — устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни.
Основные свойства нервной системы:
-
сила нервной системы — устойчивость нервных клеток к длительному раздражению или возбуждению; -
подвижность нервных процессов — скорость перехода возбуждения к торможению; -
уравновешенность нервных процессов — относительный уровень сбалансированности процессов возбуждения и торможения; -
лабильность — гибкость изменения под воздействием различных раздражителей; -
резистентность — сопротивляемость к воздействию неблагоприятных раздражителей. -
Процессы -
Психические процессы вызываются внешними воздействиями и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма. Все психические процессы подразделяются на познавательные (ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение), эмоциональные (активные и пассивные переживания), волевые (решение, исполнение, волевое усилие). -
Психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. -
Это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека. -
В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.
Качества
Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере. Качества личности многообразны, их следует классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются.
Психические качества — относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности.
Можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека: интеллектуальные свойства — наблюдательность, гибкость ума; волевые — решительность, настойчивость; эмоциональные — чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п. Психические качества не существуют отдельно от психических свойств, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности:
-
жизненную позицию (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека); -
темперамент (систему природных свойств личности — подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, характеризующую динамическую сторону поведения); -
способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности); -
характер как систему отношений и способов поведения.
Состояния
Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).
Психические состояния — относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.
Наиболее изучены общее психическое состояние (например, внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности); эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т. д.). Особое творческое состояние личности называют вдохновением.
-
Назовите этапы возрастной периодизации по Л.С. Выготскому.
возрастная периодизация Л.С. Выготского имеет следующий вид:
кризис новорожденности (0-2 мес.);
младенческий возраст (2 месяца-1 год);
кризис 1 года;
раннее детство (1-3 года);
кризис 3 лет;
дошкольный возраст (3-7 лет);
кризис 7 лет;
школьный возраст (8-12 лет);
кризис 13 лет;
пубертатный возраст (14-17 лет);
кризис 17 лет.
-
Назовите основное положение теории деятельности А.Н. Леонтьева.
Теория Леонтьева была разработана во второй половине прошлого века. Ее предмет представлен целостной деятельностью субъектов в качестве органической системы в любых формах и видах.
А. Н. Леонтьев и С. Л. Рубинштейн — создатели советской школы психологии, в основе которой лежит абстрактная концепция личности, сформулированная в работах Л. С. Выготского
Труды Выготского посвящены культурно-историческому подходу. В нем автор раскрыл понятие «деятельность» и другие категории, которые связаны с ней. История формирования основных положений концепции Рубинштейна и Леонтьева начинается в 30-е годы прошлого века. Ученые провели разработку концепции параллельно, при этом они не обсуждали ее и не советовались друг с другом
Основное положение теории деятельности А. Н. Леонтьева звучит следующим образом: не сознание создает деятельность, а деятельность формирует сознание. На основании данного положения ученый вывел базовое содержание концепции, которое основано на тесной связи и взаимозависимости сознания и деятельности.