Файл: Внеклассное мероприятие для обучающихся 811 классов Уроки Холокоста и современный мир.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Международный конкурс «Холокост: память и предупреждение»

для обучающихся и педагогических работников образовательных организаций Российской Федерации, обучающихся и педагогических работников образовательных учреждений из стран ближнего и дальнего зарубежья»

Номинация: сценарий внеклассного мероприятия

Внеклассное мероприятие для обучающихся 8-11 классов:

«Уроки Холокоста и современный мир»

Папченко Ирина Сергеевна

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 12 станицы Незлобной

Георгиевского городского округа

Ставропольского края


Москва, 2022
Цель: рассказать обучающимся о Холокосте, геноциде против еврейского и других народов, о зверствах, которые творили немецкие захватчики и их союзники на оккупированной территории во времена Второй мировой войны.

Задачи:

  • формирование толерантного сознания, исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцида;

  • осознание недопустимости повторения ужасов войны в будущем;

  • развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;

  • формирование патриотизма, гражданственности;

  • развитие желания изучать историю своего народа.

Ход мероприятия

«Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями» (И. Бауэр)
Звучит еврейская мелодия (скрипка). Ученица читает отрывок из стихотворения «Варварство»

Чтец: (Лиля)

Они с детьми погнали матерей,
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...

Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.


Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...

Звучит музыка 27 января «День памяти жертв Холокоста»

Вступительное слово учителя.

Весной 1945 года закончились ужасы войны. Многие не дожили до этого радостного часа. В их числе шесть миллионов евреев. Треть еврейского населения была стерта с земли. И сегодня мы почтим память жертв холокоста.

Возможно, вы нас спросите: почему именно сейчас, когда прошло более семи десятилетий, когда мир и так напряжен, наэлектризован и агрессивен и столько новых проблем, мы снова говорим о холокосте?

Почему говорим сейчас, когда взрываются дома-небоскребы, и тысячи людей гибнут только по воле безумца, или безумцев, разрешивших себе вершить судьбу этих ни в чем не повинных людей?! Почему снова – о холокосте? Очень хочется, чтобы вы поняли: холокост – это общечеловеческая трагедия. Холокост – это апофеоз зла. И нам сегодня крайне важно понять его источники.

Рассказывая вам о том, как гибли люди, а среди них было много детей, мы говорим: «Ты запомни их глаза. Ты подумай, может, они могли стать большими музыкантами, художниками, физиками, просто красивыми людьми. Но кто предоставил право одному лишать жизни другого без суда и следствия, только по расовым и национальным признакам?»

Наш долг и обязанность – помнить о погибших, уважать уцелевших и снова подтвердить стремление человечества к взаимопониманию и справедливости.

Мы – это и вы, любой и каждый из нас.
Ведущий 1: (Влад)
27 января 2023 г. исполняется 78 лет с того момента, как солдаты Красной Армии освободили заключенных концлагеря Освенцим.

Именно 27 января ежегодно отмечается как Международный день памяти жертв Холокоста.
На экране «27 января Международный день памяти жертв Холокоста»

Ведущий 2: (Кристина)
Гуляет ветер в поле, черемуха цветет.
Простой еврейский мальчик по улице идет.
Он жил в обычном детстве.
Без горя, без забот.
С мальчишкой по соседству справляли Новый год.
Простой еврейский мальчик – Великая страна! 
Ведущий 1: (Влад)
«Все быть могло иначе, но началась война!» (Взрыв)
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слёз, горячих и горючих!

Земля моя, скажи мне, что с тобой?
1. Ты часто горе видела людское,
2. Ты миллионы лет цвела для нас,
1. Но испытала ль ты хотя бы раз
2. Такой позор и варварство такое? (На экране «Холокост»)

Звучит песня «Простой еврейский мальчик»
Выходят ведущие

Звучит еврейская музыка – doyna

Ведущий 1: (Кристина)

Звезда упала, и прервалась чья-то жизнь.
Не просто чья-то жизнь, а жизнь ребёнка!
Совсем недавно он смеялся звонко –
Теперь же в небесах лишь след его парит.

Ведущий 2: (Влад)

Человечество устроено так, что с момента сотворения постоянно пыталось само себя ликвидировать. Люди уничтожали и продолжают уничтожать друг друга по религиозным, экономическим, идеологическим, расовым, культурным, этническим и прочим причинам, каждый раз придумывая новые причины и подводя под это целые теории и строя на этом материале идеологии.

Ведущий 1: (Кристина)

Слышали ли вы слово «холокост»? Вторая мировая война принесла народам всего мира неисчислимые бедствия. Среди моря человеческих страданий особо говорят о еврейской Катастрофе. На западе её называют греческим словом «холокост», в Израиле – «шоа», что в переводе с иврита и означает: катастрофа – уничтожение евреев.

Вы не должны иметь прав.
Вы не имеете права жить среди нас.
Вы не имеете права жить.

Ведущий 2: (Влад)

Слово имеет древнее происхождение, в переводе с античного греческого означает жертвоприношение сожжением. С пятидесятых годов двадцатого столетия термин «Холокост» стал употребляться в контексте массового уничтожения нацистами евреев на территории Европы в период Второй мировой войны.

Звучит музыка (Алла Рид- «Памяти жертвам Холокоста»)

Выходят ученики, читают стихотворения

Чтец: (Саша)

Кто дал им право убивать других людей?
Кто дал им власть губить чужие жизни?
За что страдал и умирал еврей?
Не покидают разум эти мысли.

Вершина зла, жестокости и мрака.
Тревожит сердце слово «Холокост»,
И хочется от грусти просто плакать,
Не утирая с глаз горячих слез.

День скорби, памяти, печали,
Он носит имя Холокост.
Сегодня люди вспоминают,
Ту боль, ужасную до слез.

Пусть никогда тот мрак не повторится.
Люби людей, не делай в жизни зла,
И не спеши, на ближних злится,
Во имя мира, счастья и добра.

Звучит музыка Бетховена «Лунная соната», выходят ведущие

Ведущий 1: (Ярик)

 Германия. 30 годы. Фашисты во главе с Гитлером приходят к власти. Ими было принято свыше четырёхсот законов, ограничивающих права евреев. Больше всего страдали еврейские дети, которые не понимали, почему немецкие дети не хотят с ними дружить и даже разговаривать. Евреев изгоняли из школ, из университетов. Для детей-евреев были закрыты городские парки.

Ведущий 2: (Алина)

 Вдруг выяснилось, что еврейские дети – другие, они стали детьми второго сорта. По всей Германии прокатилась волна еврейских погромов, самый крупный из которых, произошедший 9-10 ноября 1938 года, получил название «Хрустальная ночь». Было разрушено 1400 синагог, погибло около 100 евреев, разгромлены еврейские дома и магазины, разбиты стёкла еврейских школ.
Ведущий 1: (Ярик)

За годы Холокоста интенсивность уничтожения евреев была разной. Вначале в период от прихода нацистов к власти в Германии в 1933 году вплоть до 1940 года проводилась политика вытеснения евреев из страны путем унижения, погромов, дискриминации. Но не нужно думать, что этот период был бескровным. Уже тогда счет жертв шел на тысячи, другое дело, что их никто не считал. 
Ведущий 2: (Алина)

На втором этапе – с 1940 до окончания 1942 года, — опять же очень условно, еврейский вопрос на оккупированных территориях решался путем создания в крупных городах гетто, куда сгонялись все евреи с близлежащих районов, с организацией местного самоуправления и полиции. Также иудеям предписывалось носить отличительные желтые знаки в виде звезды Давида, нашитой на одежду. Наиболее известные гетто находились в Варшаве, Львове, Луцке, Минске, Риге.

Выходят ученики (читают отрывки из стихотворений), звучит еврейская музыка - nigun_e_bloch:

Чтец 2: (Лиля)

Как детям объяснить шесть миллионов,
Исчезнувших в застенках навсегда.
Замученных, отравленных "Циклоном",
расстрелянных, повешенных, сожжённых,
Никто не видел слёз, не слышал стонов,
Весь мир был равнодушен, как всегда.
Шесть миллионов. Нам представить страшно,
В какую бездну их толкнули ниц,
шесть миллиoнов - целый мир за каждым.
Шесть миллионов напрочь стёртых лиц,
Шесть миллионов с будущим рассталось,
потухло взглядов, закатилось лун.
Сердец шесть миллионов разорвалось,
шесть миллионов отзвучало струн.
А сколько не свершившихся открытий,
талантов, Кто узнает их число?
Шесть миллионов оборвалось нитей,
шесть миллионов всходов полегло.
как объяснить, шесть миллионов, детям?

Звучит песня «Бюхенвальдский набат»

Выходят ведущие, в руках зажженные свечи:

Ведущий 1: (Влад)

Ночь с 9 на 10 ноября 1938 года в истории носит название Хрустальная. За одну ночь, в основном гитлеровской молодёжью, был убит 91 еврей, сотни ранены и покалечены, тысячи подверглись унижениям и оскорблениям, около 3,5 тыс. арестованы и отправлены в концентрационные лагеря Заксенхаузен, Бухенвальд и Дахау. Поводом к погрому послужило убийство евреем советника немецкого посольства в Париже. Это была первая массовая акция прямого физического насилия по отношению к евреям на территории Германии.


Ведущий 2: (Кристина)

Евреев стали переселять в особые районы – гетто, где им предстояло теперь жить. Особенно тяжело было детям. Они были обязаны работать, как взрослые, по 14-16 часов в сутки, получая 270 граммов хлеба в день. Однажды во двор домов, где жили рабочие меховой фабрики, въехали грузовики. Взрослые были на фабрике. Полицаи проверяли каждый укромный уголок. Впрочем, дети шли навстречу своим палачам сами: они верили, что их везут на медосмотр. В Кракове их сдали в немецкий госпиталь, где у одних брали кровь, у других снимали кожу с лица для раненых и обожжённых.

(Саша Петрова и Игорь)

«Не бойся, малыш!

Это не долго – представь, что ты спишь.

Закрой свои глазки и вспомни меня…

Потом все, как в сказке. Вся вместе семья».

«Мама, мне больно! Зачем?! Почему?!» 

«Хватит! Довольно! Скажите ему!»

«Мама, спаси! Не хочу умирать!»

«Спрячь! Унеси! Мы устали страдать.

Вот уже смерть повернулась лицом…»

«Мама, не плачь! Я умру храбрецом!»

Задуваются свечи
Ведущий 1: (Ярик)

По всей Прибалтике, Украине, Белоруссии, почти возле каждого небольшого города, возле многих деревень находятся т. н. «ямы» — естественные овраги, куда сгоняли и расстреливали мужчин, женщин, детей. Схема была такая, немецкие войска захватывают населенный пункт, выясняют, кто из проживающих в нем – еврей или коммунист, после чего выводят их на место казни.

Ведущий 2: (Алина)

В каждом городе была своя трагедия Холокоста. Символом трагедии евреев в Советском Союзе стал Бабий Яр. В Киеве нацисты сделали первую, к сожалению, удачную пробу уничтожить всех евреев большого города. Обречённых группами по 30-40 человек палачи с собаками гнали на край глубокого оврага и в упор расстреливали. Тела падали с обрыва.
Выходят чтецы стихотворений, в руках зажженные свечи

Алла Рид- «Памяти жертвам Холокоста»
Чтец 1: (Новосельцева)

Их расстреляли на рассвете,
Когда еще белела мгла.
Там были женщины и дети,
И эта девочка была.

Сперва велели им раздеться,
И встать затем ко рву спиной,
Но прозвучал вдруг голос детский
Наивный, чистый и живой:

Чулочки тоже снять мне, дядя?
Не осуждая, не браня,
Смотрели прямо в душу глядя
Трехлетней девочки глаза.
Чтец 2: (Костя)

«Чулочки тоже» — и смятеньем на миг эсэсовец объят
Рука сама собой с волненьем вдруг опускает автомат.