ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФИО педагога | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Класс | Количество присутствующих: | отсутствующих: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема урока | Двоичное представление информации | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | 5.2.1.4 – пояснять, что вся информация для компьютера представляется в двоичном виде | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель урока | Пояснять, как информация представляется в компьютере Узнают историю систем счисления Познакомить с основными понятиями систем счисления Познакомить с десятичной системой счисления Познакомить с двоичной системой счисления Познакомить с Римской системой счисления Научить переводить числа из десятичной в двоичную системы счисления | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Критерии успеха | Знают, как информация представляется в компьютере | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ход урока | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Оценивание | Ресурсы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момен | Психологический настрой. Деление на группы. Каждый учащийся получает номер от 1 до 4. Учащиеся формируют группы по полученным номерам С помощью рисунков ,определите тему нашего урока Тема урока: Двоичное кодирование числовой информации в памяти компьютера Запишем тему в тетрадь. | Настраиваются на положительный настрой урока. | | видеоролик | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изучение нового материала | Кодирование –это перевод информации в удобную для передачи обработки или хранения форму с помощью некоторого кода Декодирование-это процесс восстановления содержания закодированной информации Вся информация ,которую обрабатывает компьютер должна быть представлена двоичным кодом с помощью двух цифр – 0 и 1 История возникновения счета В древние времена, когда люди начали считать, появилась потребность в записи чисел. Количество предметов изображалось нанесением равного количества черточек, зарубок или засечек на какой-либо твердой поверхности. Позиционные и непозиционные системы счисления Запишем в тетрадь схему позиционной и непозиционной СС Римская СС Позиционные СС Разберём запись десятичного числа с коэффициентами Запишем десятичное число в римской СС Выполним задание Рассмотрим двоичное представление информации Давайте выполним гимнастику для глаз, следуя схемам и инструкциям. Система счисления – это способ записи чисел с помощью специальных знаков – цифр. Система счисления:даёт представления множества чисел; даёт каждому числу уникальное представление (или, по крайней мере, стандартное представление);отражает алгебраическую и, арифметическую структуру чисел.Язык чисел, как и любой другой, имеет свой алфавит. Числа:123, 45678, 1010011, CXL Цифры:– символы, при помощи которых записывается число.0, 1, 2, … I, V, X, L, … Разряд- позиция цифры в числе 5 4 321 0 разряд 956784 Алфавит – это набор цифр. {0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9} Основание системы счисления – это количество цифр, используемых в данной системе счисления. Базис системы счисления – последовательность степеней основания. 10СС: 10n,10n-1,...,105,104, 103 102,101,100 2CC: 2n,2n-1,...,25,24, 23,22,21,20 8СС: 8n,8n-1,...,85,84, 83 ,82,81,80 16СС: 16n,16n-1,...,165,164, 163,162,161,160 Типы систем счисления:позиционные, непозиционные. Наиболее распространёнными в ХХI веке являются позиционные системы счисления. Позиционные – значение цифры зависит от её места (позиции) в записи числа. Позиционные: шестидесятеричная, двоичная, шестнадцатеричная, десятичная … В числе 555 первая 5 стоит в позиции сотен, вторая 5 – в позиции десятков, третья5 – в позиции единицы (555=500+50+5). В программировании широкое распространение получили позиционные системы с основанием 8 и 16.В восьмеричной системе счисления применяются 8 цифр-0,1,2,3,4,5,6,7.В шестнадцатеричной системе счисления недостающие цифры заменяют буквами латинского алфавита:А=10,В=11,С=12,D=13,Е=14,F=15. Непозиционные – значение цифры не зависит от её места (позиции) в записи числа. Непозиционные: Единичная (унарная) система,римская система, Древнеегипетскаядесятичная система, алфавитная система счисления. Римская система счисления I V X L C D M 1 5 10 50 100 500 1000 Алгоритм перевода из 10СС в другие позиционные системы счисления: Разделить десятичное число на основание системы счисления. Получится частное и остаток. Выполнять деление до тех пор, пока последнее частное не станет меньшим основания новой системы счисления. Записать последнее частное и все остатки в обратном порядке. Полученное число и будет записью в новой системе счисления.
12110 = 11110012
57110 = 10738
746710 = 1 13 2 1116= 1D2В16 Алгоритм перевода чисел из любой системы счисления в десятичную. Записать данное число в общем виде: АВСр=А·р2+В·р1+С·р0 Найти сумму ряда. Полученное число является значением числа в 10СС. 100112=1·24+0·23+0·22+1·21+1·20==1910 1448=1·82+4·81+4·80=64+32+4=10010 1С516=1·162+12·161+5·160=256+192+5=45310 Перевод из 2ССв 8СС. Разбиваем данное число на триады (на группы по три цифры). По таблице смотрим соответствие двоичной и восьмеричной систем счисления. 1 100 101 0112=14538 Перевод из 2ССв 16СС. Разбиваем данное число на тетрады (на группы по четыре цифры). По таблице смотрим соответствие двоичной и шестнадцатеричной систем счисления. 11 0010 10112=32В16 Операции с числами. Пример. Пусть р = 5. Вычислить 3445 + 2425. Решение. 3445 +2425 11415 1) 4 + 2 = 6 = 115: 1 записываем в результат и один "десяток" добавляем к "десяткам" одного из слагаемых. 2) 4 + 4 +1 = 9 = 145: 4 записываем в результат и одну "сотню" добавляем к "сотням" одного из слагаемых. 3).3 + 2 + 1 =6 = 115: записываем в результат. Получаем: 3445 + 2425 = 11415. Пример. 101102 +1110112 10100012 Пример. 1101112 +1011012 11001002 Как производятся арифметические операции в позиционных системах счисления?Рассмотрим основные арифметические операции: сложение, вычитание, умножение и деление. Правила выполнения этих операций в десятичной системе хорошо известны — это сложение, вычитание, умножение столбиком и деление углом. Эти правила применимы и ко всем другим позиционным системам счисления. Только таблицами сложения и умножения надо пользоваться особыми для каждой системы. СложениеТаблицы сложения легко составить, используя Правило Счета.
Сложение в шестнадцатиричной системе При сложении цифры суммируются по разрядам, и если при этом возникает избыток, то он переносится влево. Пример 1. Сложим числа 15 и 6 в различных системах счисления.
Пример 2. Сложим числа 15, 7 и 3.
Пример 3. Сложим числа 141,5 и 59,75. Ответ: 141,5 + 59,75 = 201,2510 = 11001001,012 = 311,28 = C9,416 Проверка. Преобразуем полученные суммы к десятичному виду: 11001001,012 = 27 + 26 + 23 + 20 + 2-2 = 201,25 311,28 = 3 . 82 + 181 + 1 . 80 + 2 . 8-1 = 201,25 C9,416 = 12 . 161 + 9 . 160 + 4 . 16-1 = 201,25 В ы ч и т а н и еПример 4. Вычтем единицу из чисел 102, 108 и 1016 Пример 5. Вычтем единицу из чисел 1002, 1008 и 10016. Пример 6. Вычтем число 59,75 из числа 201,25. Ответ: 201,2510 - 59,7510 = 141,510 = 10001101,12 = 215,48 = 8D,816. Проверка. Преобразуем полученные разности к десятичному виду: 10001101,12 = 27 + 23 + 22 + 20 + 2-1 = 141,5; 215,48 = 2 . 82 + 1 . 81 + 5 . 80 + 4 . 8-1 = 141,5; 8D,816 = 8 . 161 + D . 160 + 8 . 16-1 = 141,5. У м н о ж е н и еВыполняя умножение многозначных чисел в различных позиционных системах счисления, можно использовать обычный алгоритм перемножения чисел в столбик, но при этом результаты перемножения и сложения однозначных чисел необходимо заимствовать из соответствующих рассматриваемой системе таблиц умножения и сложения.
Ввиду чрезвычайной простоты таблицы умножения в двоичной системе, умножение сводится лишь к сдвигам множимого и сложениям. Пример 7. Перемножим числа 5 и 6. Ответ: 5 . 6 = 3010 = 111102 = 368. Проверка. Преобразуем полученные произведения к десятичному виду: 111102 = 24 + 23 + 22 + 21 = 30; 368 = 381 + 680 = 30. Пример 8. Перемножим числа 115 и 51. Ответ: 115 . 51 = 586510 = 10110111010012 = 133518. Проверка. Преобразуем полученные произведения к десятичному виду: 10110111010012 = 212 + 210 + 29 + 27 + 26 + 25 + 23 + 20 = 5865; 133518 = 1 . 84 + 3 . 83 + 3 . 82 + 5 . 81 + 1 . 80 = 5865. Д е л е н и еДеление в любой позиционной системе счисления производится по тем же правилам, как и деление углом в десятичной системе. В двоичной системе деление выполняется особенно просто, ведь очередная цифра частного может быть только нулем или единицей. Пример 9. Разделим число 30 на число 6. Ответ: 30 : 6 = 510 = 1012 = 58. Пример 10. Разделим число 5865 на число 115. Восьмеричная: 133518 :1638 Ответ: 5865 : 115 = 5110 = 1100112 = 638. Проверка. Преобразуем полученные частные к десятичному виду: 1100112 = 25 + 24 + 21 + 20 = 51; 638 = 6 . 81 + 3 . 80 = 51. Пример 11. Разделим число 35 на число 14. Восьмеричная: 438 : 168 Ответ: 35 : 14 = 2,510 = 10,12 = 2,48. Проверка. Преобразуем полученные частные к десятичному виду: 10,12 = 21 + 2 -1 = 2,5; 2,48 = 2 . 80 + 4 . 8-1 = 2,5. Задание на сопоставление Решение Решаем в тетради и будем проверять! Я даю вам задание, надо преобразовать десятичное целое число в двоичную систему счисления 7,14, 17, 8, 11 и 19 Пример: Ответ записывается следующим образом: 1210 =11002 Решение примеров на преобразование десятичных целых чисел в двоичную систему счисления Преобразовать десятичные целые числа в двоичную систему счисления 7,14, 17, 8, 11 и 19 После окончания оценивается каждый ученик, закончивший работу! Посчитайте баллы за урок и поставьте себе оценку от 24 до 21 балла – оценка «Отлично» от 20 до 17 баллов - оценка «Хорошо» от 16 баллов – оценка «Старайся» Составить ребусы или загадки на тему «Двоичное кодирование числовой информации в памяти компьютера». На следующем уроке ваши одноклассники будут разгадывать, заданные вами ребусы или загадки. Двоичная система счисления 1. Задание 1 № 6761 Даны 4 целых числа, записанных в двоичной системе: 10001011; 10111000; 10011011; 10110100. Сколько среди них чисел, больших, чем 9A16? Ответ: 3 2. Задание 1 № 6875 Укажите целое число от 8 до 11, двоичная запись которого содержит ровно две единицы. Если таких чисел несколько, укажите наибольшее из них. Ответ: 10 3. Задание 1 № 7290 Даны 4 целых числа, записанных в различных системах счисления: 3110, F116, 2618, 7118. Сколько среди них чисел, двоичная запись которых содержит ровно 5 единиц? Ответ: 3 4. Задание 1 № 7661 Укажите наименьшее четырёхзначное восьмеричное число, двоичная запись которого содержит 5 единиц. В ответе запишите только само восьмеричное число, основание системы счисления указывать не нужно. Ответ: 1017 5. Задание 1 № 8092 Сколько единиц в двоичной записи восьмеричного числа 17318? Ответ: 7 6. Задание 1 № 9188 Укажите наименьшее четырёхзначное шестнадцатеричное число, двоичная запись которого содержит ровно 6 нулей. В ответе запишите только само шестнадцатеричное число, основание системы счисления указывать не нужно. Ответ: 103F | Устно отвечают на вопросы, с объяснением. Находит ошибки в примерах Каждая группа читает свой параграф, выбирает и предоставляет ключевую информацию из изученного материала. | Стратегия «Верно - не верно» Словесная оценка учителя. Взаимооценивание Стратегия «Стикер» | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов урока (5 мин) | Вывод: Человек может складывать, вычитать, умножать, делить, возводить в степень, а компьютер – только складывать, используя дополнительный код, что увеличивает скорость работы компьютера. Причём так работает вся бытовая техника. Закончите предложения: Сегодня я узнал… На уроке я научился… Мне было трудно… Мне было непонятно… Теперь я знаю, что… Меня удивило… Я бы хотел узнать, почему… | Ученики показывают умение обосновывать свое понимание Записывают д.з. в дневники | Самооценивание | Рефлексивный лист, стикеры |