Файл: Омская региональная общественная организация Омская профессиональная сестринская ассоциация практический опыт проведения научных исследований в сестринском деле омской области (методические рекомендации).pdf
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 195
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Омская региональная общественная организация
«Омская профессиональная сестринская ассоциация»
ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)
Омск 2015
ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
В методических рекомендациях описаны организация и методология проведения научных исследований в области сестринского дела, результаты исследований и примеры расширенной практики, которые демонстрируют вклад медицинских сестер, акушерок и инструкторов по лечебной физкультуре в предоставлении медицинской помощи, основанной на данных научных исследований и ориентированных на потребности населения.
Данные рекомендации представляют интерес для сестринского персонала, студентов образовательных медицинских учреждений высшего и среднего профессионального образования, профессиональных сестринских ассоциаций и всех тех, кто заинтересован в проведении и использовании научных исследований в своей деятельности.
Общее руководство – Зорина Татьяна Александровна, президент Омской профессиональной сестринской ассоциации,
Заслуженный работник здравоохранения РФ.
Материалы подготовлены координатором двух проектов
Омской профессиональной сестринской ассоциации «Исследования в сестринском деле
2011‐2014 гг.» Бучко Ольгой Александровной, вице‐президентом ОПСА,
Отличником здравоохранения РФ.
3
Введение.
Во всем мире развитие здравоохранения во многом происходит за счет научно‐обоснованных подходов, преимущества которых неоспоримы. В виду совершенствования и продолжающегося реформирования здравоохранения в
России, все сложнее отвечать растущим требованиям времени – наращивать эффективность своей работы, доступность в оказании медицинской помощи, непрерывность в осуществлении лечебно‐диагностического процесса и улучшении профилактической и реабилитационной помощи. В решении этих вопросов необходимо проведение научных исследований.
Омская профессиональная сестринская ассоциация взяла на себя инициативу по продвижению научных исследований в области сестринского дела и с 2011 года провела два проекта «Исследования в сестринском деле» направленных на внедрение в медицинскую практику научно‐обоснованных принципов оказания медицинской помощи улучшающих ее качество. За последние четыре года результаты проведенных исследований были опубликованы на страницах журнала «Вестник РАМС» и в материалах
Ассоциации медицинских сестёр России «Практический опыт проведения научных исследований в сестринском деле».
Предлагаемые вашему вниманию методические рекомендации по организации и проведению научных исследований в области сестринского дела содержат ряд примеров работы с различными возрастными группами и в различных областях медицинских услуг, которые иллюстрируют инновационные методы, применяемые сестринским персоналом в ответ на современные требования к обеспечению здоровья населения в регионе. Работая непосредственно с пациентами и тесно общаясь с различными людьми, медицинские сестры и акушерки должны хорошо знать принципы и практику общественного здравоохранения, чтобы использовать любую возможность для влияния на конечные показатели здоровья населения, социальные детерминанты здоровья и стратегии, необходимые для осуществления изменений к лучшему. Представленные в данных методических рекомендациях результаты исследований показали положительное влияние инноваций и методов на здоровье пациентов и со всей определенностью демонстрируют экономическую эффективность оказываемых медицинских услуг, качество, доступность, рациональность и информированность.
Примеры, расширенной сестринской практики, применяемые в омском регионе, пропагандируют инновационные вмешательства, связанные с удовлетворением потребностей населения в медицинской помощи.
Представленные примеры показывают, что медицинские сестры и акушерки представляют безопасную, высококачественную и ориентированную на пациента медицинскую помощь, улучшают медико‐санитарную помощь и снижают затраты медицинской организации.
Функции сестринского персонала развиваются и расширяются, особенно в области укрепления здоровья,
4 профилактики заболеваний, динамического наблюдения за пациентами с хроническими заболеваниями. Это развитие строится на научных данных и методах повышения качества и достигается при наличии сильного руководства и благоприятных системных условий.
Надеемся, что данные методические рекомендации послужат источником вдохновения, стимулом и руководством к действию, поскольку материалы, представленные сестринским персоналом, демонстрируют его, как жизненно важный ресурс для повышения уровня здоровья и благополучия населения.
ЧАСТЬ I
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ
НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА
6
ГЛАВА 1.
ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
В ОБЛАСТИ СЕСТИНСКОГО ДЕЛА
Этика (греческое «ethos» — обычай, нрав) — одна из древнейших наук, объ‐
ектом изучения которой является мораль и нравственность.
Медицинская этика — совокупность норм поведения и морали медицинских работников. Постепенно определились основные вопросы медицинской этики: медицинский работник и общество, отношение медицинских работников к здо‐
ровому и больному человеку, взаимоотношения с людьми, окружающими паци‐
ента, медицинская тайна, взаимоотношения медицинских работников: этика обучения медицине и совершенствование знаний; этика научных исследований.
Нормы медицинской этики изменялись в зависимости от социальных условий и прогресса медицины. Сегодня уже является аксиомой, что медицинская помощь не может быть полноценной, если специалист не обладает этическими качества‐
ми.
При проведении исследований, объектами изучения в которых являются люди, огромное внимание должно уделяться защите прав участников исследо‐
вания. Внимание к этической стороне особенно важно для научных исследова‐
ний в области сестринского дела, т.к. разграничение того, что считается сестрин‐
ской помощью, а что — сбором информации для исследования, становится все более сложным. Этические нормы накладывают ограничения и на изучение не‐
которых проблем, т.к. этические требования часто разнятся с научным подходом.
Чаще всего причиной проведения исследования, нарушающего этические принципы, является не чрезмерная жестокость или аморальность исследователя, а твердая убежденность в том, полученная информация важна с научной точки зрения или поможет сохранить жизни других людей в долгосрочной перспекти‐
ве.
Этические аспекты, с которыми сталкивается исследователь, имеют под со‐
бой два основания:
прямой конфликт прав участников исследования и требований, предъявляе‐
мых исследованием как практическим приложением жесткого научного под‐
хода;
конфликт интересов, возникающий при противоречии обязанностей, которые медицинская сестра выполняет как исследователь, и обязанностей, которые на нее налагаются как на профессионала, выполняющего свои должностные обя‐
занности.
Именно для определения того, как следует поступать медицинской сестре‐
исследователю в ситуациях подобных конфликтов, разрабатываются и принима‐
ются профессиональные этические кодексы. Одним из наиболее ранних этиче‐
ских кодексов, признанных международной общественностью, является Нюрн‐
бергский кодекс, принятый после Нюрнбергского процесса. Позже было принято
7 еще несколько международных этических кодексов, наиболее важным из кото‐
рых является Хельсинкская декларация, в 1964 году принятая и в 1975 году пере‐
смотренная Всемирной Медицинской Ассамблеей. Еще один очень важный до‐
кумент был принят в 1978 году в США Национальной комиссией по защите прав человеческих объектов биомедицинских и поведенческих исследований. Этот документ, известный также как Бельмонтский отчет, стал основой для регулиро‐
вания исследовательской деятельности, спонсируемой Федеральным правитель‐
ством США. В нем содержится три основных этических принципа проведения научных исследований: благотворительность, уважение человеческого достоин‐
ства и справедливость.
Согласно принципу благотворительности, участник исследования имеет сле‐
дующие права и свободы: свободу от нанесения вреда, физического и морально‐
го; свободу от эксплуатации и попадания в неловкую ситуацию из‐за участия в исследовании и право на вознаграждение за участие в исследовании.
В России впервые в 1996 году Межрегиональной ассоциацией медицинских сестер был разработан Этический кодекс, который успешно применял в практи‐
ческой деятельности сестринский персонал. Последние десять лет существенно изменили этико‐правовые и экономические отношения в медицине: формирова‐
ние новой стратегии развития здравоохранения, совершенствование правовой базы, коммерциализация отношений в здравоохранении обозначили новые эти‐
ческие проблемы в сестринском деле. В связи с этим возникла необходимость пересмотра Этического кодекса.
Этический кодекс не устанавливает жестких правовых норм, определяет и формулирует базовые этические ценности сестринского сообщества в России.
Высшей ценностью сестринской работы обозначены верность принципам мило‐
сердия и наивысший приоритет интересов пациента.
Положения настоящего Кодекса должны рассматриваться во взаимосвязи с правовыми нормами, стандартами сестринской практики, клиническими реко‐
мендациями и другими правовыми актами.
Для проведения сестринских исследований необходимо знать и применять все статьи Этического кодекса медицинской сестры России, но особенно обра‐
щать внимание на статьи в части 2:
С т а т ь я 1. Медицинская сестра и пациент
Положения настоящего Кодекса распространяются на все виды и формы клинических взаимоотношений, возникающих между медицинской сестрой и па‐
циентом. В зависимости от конкретной ситуации в роли пациента могут высту‐
пать больной или здоровый человек, семья и окружение пациента, социальная, профессиональная или иная группа людей, общество в целом.
8
С т а т ь я 2. Медицинская сестра и право пациента на качественную медицин‐
скую помощь
Медицинская сестра должна уважать неотъемлемые права каждого челове‐
ка на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья, наилучший уровень социальной адаптации и на получение адекватной медицин‐
ской помощи.
Медицинская сестра обязана оказывать пациенту качественную медицин‐
скую помощь, отвечающую принципам гуманности, профессиональным стандар‐
там и современным представлениям медицинской науки. В клинической практи‐
ке основой деятельности медицинской сестры являются принципы ухода, осно‐
ванного на доказательствах.
Действия медицинской сестры, выполняемые в рамках деятельности муль‐
тидисциплинарной бригады, должны быть нацелены на достижение наивысшего комплексного результата: на благо пациента во всех аспектах комплексной ме‐
дицинской помощи, не ограничиваясь сугубо медицинскими аспектами.
Медицинская сестра несет моральную ответственность за свою деятельность перед пациентом, коллегами и обществом. Этическая обязанность медицинской сестры оказывать, в меру своей компетенции, неотложную медицинскую по‐
мощь человеку, нуждающемуся в ней в любых условиях, во время исполнения служебных обязанностей и в иное время.
С т а т ь я 6. Прежде всего ‐ не навреди
Медицинская сестра не вправе нарушать древнюю этическую заповедь ме‐
дицины «Прежде всего ‐ не навредить!».
Медицинская сестра не вправе безучастно относиться к действиям третьих лиц, стремящихся нанести пациенту любой вред. Этический долг медицинской сестры — предпринять все возможные действия, включая обращение к админи‐
стративным органам для защиты своего пациента.
Действия медицинской сестры по уходу, любые другие медицинские вмеша‐
тельства, сопряженные с болевыми ощущениями и иными временными негатив‐
ными явлениями, допустимы лишь в его интересах. “Лекарство не должно быть горше болезни!”. Производя медицинские вмешательства, чреватые риском раз‐
вития осложнений, болезненных или иных мучительных ощущений, медицин‐
ская сестра обязана подробно и честно информировать пациента о возможном риске, заручиться его согласием до начала вмешательства и предусмотреть все возможные меры безопасности, купирования угрожающих жизни и здоровью пациента осложнений.
С т а т ь я 7. Медицинская сестра и право на информацию
Медицинская сестра должна быть правдивой и честной. Безусловная ис‐
кренность в любых вопросах, касающихся состоянья здоровья пациента, — непременное условие эффективной сестринской помощи. Пациент должен быть
9 осведомлен о своем праве задавать вопросы при оказании медицинской помо‐
щи и получать на них исчерпывающие и честные ответы.
Моральный и профессиональный долг медицинской сестры информировать пациента о его правах. Знание декларированных законом прав пациентов раз‐
личных групп и помощь пациенту в их реализации – этический долг медицинской сестры. В случае если права пациента нарушены действиями коллег или третьих лиц, этично вынести вопрос о защите прав пациента на коллегиальное обсужде‐
ние, а если потребуется, на рассмотрение Этического комитета. Защита интере‐
сов пациента выше псевдоколлегиальности.
Медицинская сестра обязана уважать право пациента на получение инфор‐
мации о состоянии его здоровья, о возможном риске и преимуществах предлага‐
емых методов лечения, о диагнозе и прогнозе, равно как и его право отказывать‐
ся от информации вообще. Решение пациента отказаться от получения информа‐
ции не должно влиять на объем и качество предоставляемой сестринской помо‐
щи. Информация должна предоставляться таким образом, чтобы пациент полно‐
стью и правильно понял ее. При необходимости пациент должен иметь право за‐
давать любое количество уточняющих вопросов, необходимых ему для понима‐
ния.
Информация о состоянии здоровья дееспособного пациента может предо‐
ставляться его родственникам и близким только с согласия пациента.
Порядок предоставления информации о состоянии здоровья пациента, про‐
водимом лечении, результатах обследования и иных данных, в том числе объем предоставляемой информации, определяются коллегиально всеми членами мультидисциплинарной бригады, оказывающей помощь.
Ложь неэтична всегда. Никакие условия, обстоятельства и соображения не могут оправдать обман пациента. Медицинская сестра не должна подменять своими представлениями о благе пациента его решения.
С т а т ь я 8. Медицинская сестра и право пациента соглашаться на медицин‐
ское вмешательство или отказываться от него
Медицинская сестра должна уважать право пациента или его законного представителя, когда она имеет дело с ребенком или пациентом, в соответствии с законом признанным недееспособным, соглашаться на любое медицинское вмешательство или отказываться от него.
Медицинская сестра должна быть уверена, что согласие или отказ даны па‐
циентом добровольно и осознанно. Моральный и профессиональный долг ме‐
дицинской сестры в меру своей квалификации предоставлять пациенту честную и полную информацию о проводимом лечении, включая значение процедуры, ее ожидаемые результаты, ход, возможные осложнения и риски, последствия отка‐
за от медицинской помощи.
В случаях, когда пациенту предоставляется выбор между несколькими аль‐
тернативами лечения, долг медицинской сестры предоставить объективную ин‐