Файл: Курсовая работа по дисциплине Теория организации На тему Организация как управляемая система Группа М21М511в Студент А. М. Хан.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Необходимость новых подходов к организации управления была вызвана резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности и усложнением технологических процессов в условиях динамично меняющейся внешней среды. Первыми перестройку структуры по этой модели начали крупнейшие организации, которые в рамках своих гигантских предприятий (корпораций) стали создавать производственные отделения, предоставив им определенную самостоятельность в осуществлении оперативной деятельности. При этом администрация оставляла за собой право жесткого контроля по общекорпоративным вопросам стратегии развития, научно-исследовательских разработок, инвестиций и т.д. Поэтому этот тип структуры нередко характеризуют как сочетание централизованной координации с децентрализованным управлением (децентрализация при сохранении координации и контроля).

Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизиональной структурой становятся не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные отделения. Структуризация организации по отделениям производится, как правило, по одному из трех критериев35:

  • по выпускаемой продукции или предоставляемым услугам (продуктовая специализация);

  • по ориентации на потребителя (потребительская специализация);

  • по обслуживаемым территориям (региональная специализация).

В результате расширения границ оперативно-хозяйствен-ной самостоятельности отделения могут рассматриваться как "центры прибыли", активно использующие предоставленную им свободу для повышения эффективности работы.

В то же время дивизиональные структуры управления приводят к росту иерархичности, т.е. вертикали управления, связанной с необходимостью формирования промежуточных уровней менеджмента для координации работы отделений, групп и т.п., в которых управление строится по линейно-функциональному принципу. Дублирование функций управления на разных уровнях приводит к росту затрат на содержание управленческого аппарата.

В условиях рыночной экономики и острой конкурентной борьбы наиболее интенсивно развиваются структуры управления органического типа. Главным достоинством таких гибких структур является их способность быстро приспосабливаться к меняющимся внешним условиям и изменению целевых установок.


К гибким структурам можно отнести проектные и матричные структуры. Для них характерна самостоятельная работа отдельных подразделений, что дает возможность руководителям подразделений самим принимать решения и налаживать функциональные связи по горизонтали.

Несмотря на то, что иерархические структуры управления в настоящее время признаны во всем мире наиболее эффективными, они обладают рядом существенных недостатков, а именно:

  • порождают между людьми отношения подчинения, зависимости экономического и социального характера;

  • дают преимущественное право одним работникам принимать решения в отношении других, ставя последних в личную зависимость от первых;

  • допускают, чтобы меньшинство принимало решение за большинство;

  • не позволяют полностью регламентировать деятельность работника управленческого звена;

  • решение ряда вопросов отдается на личное усмотрение руководителя, что может быть использовано им в корыстных целях.

Наличие в любой иерархической системе указанных недостатков ведет к тому, что со временем в работе деловой организации накапливается влияние отрицательных тенденций. Часто их называют патологиями системы управления по аналогии с медицинским термином, характеризующим наличие болезненных отклонений в человеческом организме. Если не принять своевременных мер по коррекции действия системы управления организацией, то начинают возникать проблемные ситуации, которые, в конечном счете, могут привести к гибели всей организации.

Преобладание в деятельности лиц, принимающих решение, мотивов приобретения, их стремление к собственному обогащению в сочетании с возможностью выбирать те решения, которые приносят им личную выгоду, ведут к развитию взяточничества и коррупции. Этот вид патологии поражает организации независимо от их размера и вида деятельности. Он встречается в органах государственного управления и даже в организациях, занимающихся решением экономических проблем на межгосударственном уровне.

Стремление менеджера деловой организации к излишнему проявлению своей власти в экономическом и социальном плане приводит к возникновению конфликтных ситуаций, которые лишают людей возможности нормально работать, отвлекают их на решение проблем, не связанных с основной целью деятельности организации. Все это в конце концов ведет к снижению производительности труда.



Основная сложность борьбы с указанными недостатками заключается в том, что они носят объективный характер и присущи любой иерархической системе управления. Тем не менее за многие годы удалось выделить основные направления преодоления развития патологий организационных систем.

Среди них можно выделить два главных направления стратегического характера. Первое связано с необходимостью совершенствования органов государственного контроля, в том числе деятельности судебной системы, и усилением их позитивного влияния на работу деловых организаций. В рамки этого направления входит разработка законодательных актов, регулирующих экономическую деятельность. Второе - с введением в иерархическую систему управления деловых организаций методов управления, характерных для общественных организаций.

Очевидно, что эффективное воздействие органов государственной власти на деловые организации возможно только в том случае, если государственная система построена на принципах, препятствующих развитию негативных тенденций в системе управления самого государственного аппарата. Подобные государственные системы принято характеризовать как демократические.

Исполнительная власть в демократических системах построена на основе строгой иерархии, но контроль за ее деятельностью возлагается на демократические институты управления, которые используют коллективные принципы управления. В том числе: выборность руководителей и формирование аппарата управления на выборной основе (всеобщие выборы, тайное голосование, равноправие при выдвижении кандидатов и т.д.), равный доступ всех членов организации к информации, коллегиальный метод принятия решений.

В качестве примера использования в структурах управления деловых организаций приемов, характерных для общественных организаций, можно привести устав акционерного общества, где оговорены права общего собрания при решении некоторых ключевых вопросов управления организацией и предусмотрена выборность руководителя.

Характеризуя воздействие внешних организаций на деятельность системы управления организацией, следует также отметить, что в демократических государственных системах предусмотрена и законодательно закреплена возможность влияния общественных организаций, действующих на региональном, профессиональном, групповом или даже государственном уровне на деловые организации. Это, в частности,


региональные и профессионально ориентированные профсоюзные организации, общества защиты прав потребителей, общества защиты окружающей среды и защиты животных.

При устранении недостатков иерархических структур особое значение приобретает разработка методов выявления отклонений от нормы в работе деловых организаций уже на начальном этапе их развития (диагностика заболевания по аналогии с выявлением болезней человека) и реорганизация системы управления (лечение).

Заключение

В заключение хочется отметить, что организация представляет собой систему, и подчиняется всем законам и принципам, характерным для открытых систем.
Организация как система проходит ряд стадий развития. Эти стадии имеют не только количественные, но качественные различия. Стадии развития организации определяют ее возможности, влияют на ее продуктивность, задают тот круг проблем, который оказывается в центре внимания ее членов.

Организацию, как и социальную систему, отличает сложность, поскольку ее главным элементом выступает человек, обладающий собственной субъективностью и большим диапазоном выбора поведения. Это создает иногда значительную неопределенность функционирования организации и приделы управляемости.
Хотелось бы отметить, что в обществе все главное: производство, распределение, обмен и потребление, социальная сфера, наука, литература и искусство, право и мораль, архитектура и коммуникации, история и духовная культура, здоровье и физическое развитие людей, и многое другое. Но все это тогда может создать благоприятный и рациональный образ жизни, когда будет сведено в целостную, динамичную, гармоничную систему и "работать" на человека.
Несмотря на то, что имеются естественные взаимосвязи между всеми явлениями и процессами, должную системность, развитие, производительность и экономичность общественной жизни придает управление. Ибо только и исключительно оно обладает единством таких способностей, как целеполагание, и регуляции.



Список использованной литературы


  1. https://studfile.net/preview/4344024/page:6/

  2. https://studfile.net/preview/6460082/page:3/

  3. Л.С. Ружанская, А.А. Яшин, Ю.В. Солдатова «Теория Организации», учебное пособие, Екатеринбург Издательство Уральского университета, 2015

  4. С.В. РОГОЖИН, Т.В. РОГОЖИНА Издательство "Экзамен", https://www.cfin.ru/management/strategy/org_n_man.shtml

  5. https://idaten.ru/management/organizaciya-kak-upravlyaemaya-sistema


Приложения


Приложение 1



Приложение 2




Приложение 3







Приложение 4







Приложение 5



Приложение 6





Приложение 7






Приложение 8




Приложение 9






Приложение 10







Приложение 11





Приложение 12



Приложение 13





Приложение 14






Приложение 15




Приложение 16





Приложение 17





Приложение 18





1 https://studfile.net/preview/4344024/page:5/

2 Системный подход – Википедия [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Системный_подход


3 Там же.

4 Системный подход – Википедия [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Системный_подход

5 Л.С. Ружанская, А.А. Яшин, Ю.В. Солдатова «Теория Организации», учебное пособие, Екатеринбург Издательство Уральского университета, 2015, с. 24


6 Л.С. Ружанская, А.А. Яшин, Ю.В. Солдатова «Теория Организации», учебное пособие, Екатеринбург Издательство Уральского университета, 2015, с. 25


7 Л.С. Ружанская, А.А. Яшин, Ю.В. Солдатова «Теория Организации», учебное пособие, Екатеринбург Издательство Уральского университета, 2015, с. 28


8 Л.С. Ружанская, А.А. Яшин, Ю.В. Солдатова «Теория Организации», учебное пособие, Екатеринбург Издательство Уральского университета, 2015, с. 28-30


9 Л.С. Ружанская, А.А. Яшин, Ю.В. Солдатова «Теория Организации», учебное пособие, Екатеринбург Издательство Уральского университета, 2015, с. 32


10 Л.С. Ружанская, А.А. Яшин, Ю.В. Солдатова «Теория Организации», учебное пособие, Екатеринбург Издательство Уральского университета, 2015, с. 33



11

12 Л.С. Ружанская, А.А. Яшин, Ю.В. Солдатова «Теория Организации», учебное пособие, Екатеринбург Издательство Уральского университета, 2015, с. 35


13 Л.С. Ружанская, А.А. Яшин, Ю.В. Солдатова «Теория Организации», учебное пособие, Екатеринбург Издательство Уральского университета, 2015, с. 37

14 Л.С. Ружанская, А.А. Яшин, Ю.В. Солдатова «Теория Организации», учебное пособие, Екатеринбург Издательство Уральского университета, 2015, с. 38

15 Л.С. Ружанская, А.А. Яшин, Ю.В. Солдатова «Теория Организации», учебное пособие, Екатеринбург Издательство Уральского университета, 2015, с. 38

16 Л.С. Ружанская, А.А. Яшин, Ю.В. Солдатова «Теория Организации», учебное пособие, Екатеринбург Издательство Уральского университета, 2015, с. 39

17 Там же.

18 https://www.cfin.ru/management/strategy/org_n_man.shtml

19 https://www.cfin.ru/management/strategy/org_n_man.shtml

20 https://www.cfin.ru/management/strategy/org_n_man.shtml

21 https://www.cfin.ru/management/strategy/org_n_man.shtml

22 https://www.cfin.ru/management/strategy/org_n_man.shtml

23 https://www.cfin.ru/management/strategy/org_n_man.shtml

24 https://www.cfin.ru/management/strategy/org_n_man.shtml

25 https://www.cfin.ru/management/strategy/org_n_man.shtml

26 https://www.cfin.ru/management/strategy/org_n_man.shtml

27 https://www.cfin.ru/management/strategy/org_n_man.shtml

28 Там же.

29 https://www.cfin.ru/management/strategy/org_n_man.shtml

30 Там же.

31 https://www.cfin.ru/management/strategy/org_n_man.shtml

32 Там же.

33 https://www.cfin.ru/management/strategy/org_n_man.shtml

34 Там же.

35 https://www.cfin.ru/management/strategy/org_n_man.shtml