Файл: Нарушения интонационной стороны речи у дошкольников с онр.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Министерство просвещения Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное 

образовательное учреждение высшего образования

«Московский педагогический государственный университет»

Институт детства
Дефектологический факультет
Кафедра логопедии


Доклад на тему:

«НАРУШЕНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР»

 

 

 

Выполнила студентка

Дефектологического факультета

5 курса заочного отделения

Группы БZД49-ЛГП1704

Набокина Вера Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Москва, 2021г

 

Проблема развития детской речи - одна из важнейших в общей и специальной психологии и педагогике. Это обусловлено той исключительной ролью, которую играет речь в жизни человека. Являясь орудием человеческого мышления и средством регуляции его психической деятельности, речь служит еще и основным средством общения людей. Общепризнанно, что общение является одним из основных условий развития ребенка, важнейшим компонентом формирования его личности, поведения, эмоционально-волевых процессов.

Дошкольный возраст является периодом активного усвоения средств интонационной выразительности, совершенствования процессов их понимания и произвольного употребления. Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения с взрослыми. При надлежащем воспитании и обучении дети достаточно скоро овладевают языком в доступных их возрасту пределах: усваивают словарь, звуковой и грамматический строй. Постепенно развивается контекстная связанная речь, понятная для окружающих.

К концу дошкольного возраста ребёнок в состоянии не только употреблять, но и обозначать словом смысл и значение средств интонационной выразительности, дифференцируя отдельные семантические нюансы.

В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях недостаточное внимание уделяется формированию интонационной стороны речи детей. Хотя интонационная сторона речи является одной из предпосылок формирования коммуникативной компетентности, обеспечивающей полноценное взаимодействие, сотрудничество в приобретении знаний, умений и навыков между педагогом и воспитанником и удовлетворению интеллектуальных и эмоциональных потребностей ребёнка.


Итонация является «важнейшей составляющей звучащей устной речи, способом оформления любого слова либо сочетания слов в предложении, способом уточнения его экспрессивно-эмоциональных оттенков и коммуникативной сущности». Интонация - это одно из средств выражения субъектом речевой деятельности своих эмоций. Естественно, что при недоразвитии интонационной стороны речи коммуникативное взаимодействие осложнено, не приводит к ожидаемому результату, что может спровоцировать возникновение ситуаций, при которых общение не складывается либо полностью прерывается.

Проблема несформированности интонационной выразительности речи выявляется в процессе глубокого и детального обследования детей, без специального исправления со временем она приводит к вторичным и третичным последствиям (стойким типологическим функционально-значимым просодико-интонационным ошибкам). К числу таких ошибок относятся:

1) нарушение письма (ошибки в отграничении речевых единиц на уровне предложения, неправильно выбранный пунктуационный знак в конце предложения, отсутствие заглавной буквы в начале предложения);

2) нарушение чтения (дети плохо осваивают технику чтения, им сложнее осмыслить текст, выделить главную мысль, разбить предложения на смысловые отрезки, точно ответить на вопрос учителя);

3) нарушение овладения математикой (дети не понимают условия задания, возникают трудности понимания вопроса);

4) осложнения овладением навыками межличностного взаимодействия;

5) трудности усвоения норм социального поведения;

6) сложности формирования эмоционально-волевых процессов (нарушается развитие личности ребенка);

7) расстройства коммуникативной деятельности, поскольку нарушаются функции интонации: фонетическая, синтаксическая, смыслоразличительная и эмоционально-экспрессивная.

Общее недоразвитие речи определяется как несформированность всех компонентов языковой системы у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. Это нарушение проявляется как в собственной речи ребенка, так и в процессе понимания обращенной к нему речи. Оно затрагивает произношение и распознавание звуков, словарный запас, грамматическое оформление высказываний, построение текста.

При дизартрии речь невнятная, которая возникает в результате расстройства артикуляции, голосообразования и нарушения речевого дыхания. В добавок к этому страдает просодика (пауза, темп, речевое дыхание, интонация, тембр, мелодика, высота голоса, модуляция, сила голоса, дикция, логическое ударение, ритм и полетность голоса).


В. А. Артемовым выделены четыре степени сформированности интонационной стороны речи у дошкольников с ОНР.

1 степень (низкая) - грубые нарушения просодических компонентов. Недостатки тембра, силы и высоты голоса ярко выражены, заметны самому ребенку и окружающим. Процесс коммуникации нарушен. Детям недоступны задания, предполагающие произвольное изменение ритмических и звуковысотных характеристик. Нарушения интонационного оформления высказываний носят стабильный характер во всех видах речевой деятельности.

2 степень (недостаточная) - изменения голоса носят незначительный характер. Изменения просодики касаются отдельных или всех ее компонентов. Наблюдаются трудности при выполнении специальных заданий на воспроизведение различных ритмических и интонационных структур. Однако спонтанная речь, особенно в эмоционально значимой ситуации, может быть достаточно выразительной.

3 степень (средняя) - непостоянное или нестойкое отклонение от нормы по одной или нескольким просодическим характеристикам. Спонтанная речь достаточно интонированна, но при выполнении специальных заданий возможны неточности или отдельные ошибки при передаче ритмического и мелодического рисунка.

4 степень (высокая) - сформированность просодических характеристик. Дети имеют нормальный тембр, диапазон их голоса по силе и высоте соответствует возрастным нормам. Сформирована темпо-ритмическая сторона речи. Дошкольники в полной мере владеют всеми способами передачи различных типов интонации. В спонтанной речи используют все средства интонационной выразительности и не испытывают трудностей при выполнении специальных заданий.

У детей в возрасте 5–6 лет со стертой дизартрией выявляются следующие симптомы просодики:

1) интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена;

2) страдают голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох;

3) нарушается тембр речи и появляется иногда назальный оттенок. темп речи чаще ускорен;

4) при рассказывании стихотворения речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает;

5) голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте
, по силе голоса (ребенок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных: коровы, собаки и т.п.);

6) у некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе, в этом случае речь становится захлебывающейся.

Таким образом, можно сделать вывод об особенностях просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Интонационно-выразительная окраска речи снижена, при этом страдает голос (он либо тихий, либо чрезмерно громкий, не удаются модуляции по высоте, силе голоса, ребенок не может по подражанию произносить звуки высоким и низким голосом, имитирую голос животных). Речь отличается монотонностью, невыразительностью, затруднена передача основных видов интонаций. Отмечается нарушение тембра; темп речи ускорен. Также правильное использование просодических компонентов речи зависит от сформированности речевого слуха, развития слухового внимания.

 

Список литературы:

  1. Артемова Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: монография. М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2008. 123 с.

  2. Боровцова Л.А., Люлина О.В. Говори красиво. Логопедическое пособие по формированию просодической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста/ Л.А. Боровцова, О.В.Люлина. – Тамбов, 2011 –21 с.

  3. Елеуова А. Е Влияние компонентов просодики на речь при дизартрии // Педагогические науки.-2016. - № 3(4). - С.54-56.

  4. Консур А.В., Шорохова М.В. Современный взгляд на структуру просодической стороны речи // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2018. № 4. С. 108–112.