Файл: Первоначальные основания (способы) возникновения собственности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ (СПОСОБЫ) ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ.

Приобретение права собственности, как правило, осуществляется не посредством одного действия лица, а при наличии совокупности юридических фактов. Обширный круг способов присвоения вещей предопределил содержание гл. 14 ГК РФ, которая посвящена различным основаниям приобретения права собственности. Следует сделать акцент на употреблении законодателем понятий «возникновение» и «приобретение» права собственности. На наш ВЗГЛЯД, «приобретение» есть более широкое понятие, так как термин «возникновение» употребляется законодателем лишь в некоторых случаях (ст. 219, 223 ГК РФ).

Основанием приобретения права собственности являются юридические факты, способствующие законному появлению у определенного субъекта возможности совершения трех правомочий в отношении вещи: пользования, владения, распоряжения. При этом гражданское законодательство содержит обширный перечень способов приобретения лицом права на вещи. Однако при анализе положений упомянутой главы ГК РФ мы сразу отмечаем отсутствие четкой систематизации в отношении данного перечня. Для этого цивилистическая наука производит ряд классификаций способов приобретения права собственности.

Традиционно основания приобретения права подразделяют на первоначальные и производные. Критерием такой классификации выступает правопреемство. Так, к первоначальным основаниям относятся: право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя; переработка; обращение в собственность общедоступных вещей; приобретение права собственности на бесхозяйное имущество; находка; приобретение права собственности на безнадзорных животных; клад; приобретательная давность; приобретение права собственности на самовольную постройку.


  1. ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ВНОВЬ ИЗГОТОВЛЕННУЮ ИЛИ СОЗДАННУЮ ДВИЖИМУЮ ВЕЩЬ

Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя. Создание или изготовление новой вещи является распространенным первичным способом приобретения права собственности. Гражданское законодательство никак не ограничивает граждан и иных лиц в создании любого рода вещей, кроме тех, что запрещены законом. Например, изготовление наркотиков преследуется уголовным законом; создание вещи с нарушением закона влечет по обыкновению неблагоприятные последствия для его создателя. Право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации.


Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним — юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Необходимость проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним как обязательное требование к операциям, совершаемым с недвижимостью, предусмотрена в ст. 131 ГК РФ. В ст. 219 ГК РФ установлено, что право собственности на здание, сооружение и другое вновь создаваемое недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации права. Для лица, осуществившего строительство объекта недвижимости, государственная регистрация права влечет определенные юридические последствия, поскольку именно с момента государственной регистрации права лицо приобретает право распоряжения объектом недвижимости и может по своему усмотрению совершать в отношении объекта любые действия.

Государственная регистрация прав на вновь возведенные объекты недвижимости является одним из самых распространенных регистрационных действий, производимых органами по государственной регистрации, большинство — это объекты недвижимости жилого назначения. В юридической литературе справедливо отмечается, что для возникновения права на вновь созданный объект 304 недвижимости необходим не отдельный юридический факт, а их совокупность, именуемая фактическим составом.


  1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ОБЩЕДОСТУПНЫЕ ДЛЯ СБОРА ВЕЩИ.

Общедоступные ресурсы характеризуются тем фактом, что они являются продукцией биологического происхождения, которая росла в условиях дикой природы, и к возникновению которой не были приложены никакие человеческие усилия.

ГК РФ Статья 221. Обращение в собственность общедоступных для сбора вещей

В случаях, когда

 в соответствии с законом,

 общим разрешением, данным собственником,

 или в соответствии с местным обычаем на определенной территории допускается

сбор ягод, добыча (вылов) рыбы и других водных биологических ресурсов, сбор или добыча других общедоступных вещей и животных, право собственности на соответствующие вещи приобретает лицо, осуществившее их сбор или добычу.

Однако данное правило действует исключительно в тех местах, которые являются государственной или муниципальной собственностью, и уполномоченные органы не ограничивают население на сбор продукции биологического происхождения.


Если же имеет место ситуация, когда сбор ресурсов происходит на частной собственности, то в таком случае без разрешительной документации на проведение сбора продукции биологического характера, против нарушителя может быть возбуждено административное преследование. Однако, как показывает судебная практика, в большинстве случае имеет место правовой прецедент, и суд признает право собственности на общедоступные вещи за тем гражданином, который затратил свой труд на их сбор.

В соответствии с законом. На практике, как правило, если возможность таких сбора и добычи следует из законодательства, то проблем, связанных с такими сбором и добычей и приобретением права собственности не возникает, так как закон либо прямо устанавливает такую возможность, либо устанавливает, но с конкретными условиями.

 Так, например, ЛК РФ (см. ст. 34) допускает возможность беспрепятственных заготовки и сбора дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов гражданами, пребывающими в лесах.

 Согласно статье 11 ЛК РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

 Согласно ст. 24 ФЗ от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" граждане вправе осуществлять любительское и спортивное рыболовство на водных объектах общего пользования свободно и бесплатно, если иное не предусмотрено данным Законом. Любительское и спортивное рыболовство может осуществляться как с условием возвращения добытых (выловленных) водных биоресурсов в среду их обитания, так и без этого условия.
Разрешение, которое дано собственником. Если речь идет об общедоступных вещах, то предоставление от собственника такого разрешения каждому желающему осуществить сбор общедоступных вещей представляется затруднительным. В этой связи разрешение может быть дано путем обеспечения собственником земельного участка (территории) возможности общего доступа на территорию в целях сбора общедоступных вещей.

Местный обычай представляет собой исторически и (или) практически сложившееся в той или иной области (местности) правило поведения, правило ведения традиционного образа жизни.


Как правило, местные обычаи складываются у малочисленных народов, а также могут сложиться у субъектов, проживающих на территории, условия которой позволяют осуществлять сбор и добычу общедоступных вещей.

Например, ст. 13 ФЗ от 07.05.2001 N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" предусматривает, что лица, не относящиеся к малочисленным народам, но постоянно проживающие на территориях традиционного природопользования, пользуются природными ресурсами для личных нужд, если это не нарушает правовой режим территорий традиционного природопользования


  1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА САМОВОЛЬНУЮ ПОСТРОЙКУ.

Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности и не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка по общему правилу подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет. Из этого правила есть и исключение: право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий, если:

— в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

— на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;

— сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом (ст. 222 ГК РФ).


Таким образом, самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство. Поэтому лицо, осуществившее самовольную постройку, не является законным владельцем. Вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил три ее признака: постройка должна быть возведена либо на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, либо без получения необходимых разрешений, либо с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (причем для определения ее таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков), и установил в п. 2 ст. 222 ГК РФ последствия, т. е. санкцию за данное правонарушение в виде отказа признания права собственности за застройщиком и сноса самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.

По буквальному смыслу указанной нормы, содержащаяся в ней санкция может быть применена, если доказана вина гражданина в осуществлении самовольной постройки. Осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из трех условий, перечисленных в п. 1 ст. 222 ГК РФ. Необходимость установления вины застройщика подтверждается и положением п. 3 ст. 76 ЗК РФ, согласно которому приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве осуществляется лицами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет. Рассмотрев вопрос о соответствии ст. 1 и 55 Конституции РФ абз. 2 п. 2 ст. 222 ГК РФ, Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что в данном вопросе неопределенность отсутствует, поскольку содержащаяся в ГК РФ норма, являясь санкцией за совершенное правонарушение, не исключает установление вины лица, осуществившего самовольную постройку, и допускает возложение на него бремени сноса постройки при наличии такой вины!.

Неполнота и излишняя жесткость правового регулирования самовольных построек нередко приводит к сносу зданий, завершенных строительством (в том числе, жилых домов), соответствующих всем строительным нормам и правилам, в ситуации, когда по вине государственных или муниципальных органов не были своевременно оформлены документы об отводе земельного участка либо административные разрешения на строительство.