Файл: Первоначальные основания (способы) возникновения собственности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Авторы Концепции обосновывают, что здание, формально соответствующее признакам самовольной постройки, возведенное на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, может подлежать сносу только в случае, когда сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интерссы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан, и (или) когда постройка возведена на особо ценных землях, где строительство не допускается вообще. В остальных случаях постройка должна на основании решения суда признаваться либо собственностью собственника земельного участка с возмещением им расходов застройщика на осуществление строительства в размере, определенном судом, либо собственностью застройщика, который в этом случае обязан уплатить компенсацию собственнику земельного участка в размере, определенном судом. При этом отсутствие разрешения на строительство может быть компенсировано проведением экспертизы, назначаемой судом.

В настоящее время не ограничен и не определен круг субъектов, имеющих право предъявлять иски о сносе самовольной постройки, что порождает трудности в правоприменительной практике. В частности, в законодательстве отсутствует указание на то, какой государственный орган уполномочен предъявлять иски о сносе самовольных построек, возведенных с нарушениями строительных норм и правил и угрожающих жизни и здоровью граждан\.

Орган местного самоуправления может принять решение о сносе самовольной постройки без обращения в суд, но только в случаях, предусмотренных законом. Такое решение может быть принято в отношении построек, возведенных на государственных и муниципальных землях, на иных землях, при условии, что постройки создают угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно п. 4 ст. 222 ГК РФ органы местного самоуправления имеют право принять решение о сносе самовольной постройки, возведенной на земельном участке, если:

— отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок, необходимые по закону на дату начала строительства;

— вид разрешенного использования земельного участка не допускает строительства такого объекта, и он расположен на территории общего пользования;

— вид разрешенного использования земельного участка не допускает строительства такого объекта, и постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории, при условии, что режим зоны не допускает строительства такого объекта, или на дату начала строительства установлены ее границы и отсутствует разрешение на строительство (если оно необходимо).



  1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА НАХОДКУ.


Приобретение права собственности на находку (ст. 227–229 ГК РФ) – вещь, выбывающую невольно из владения собственника и позднее обнаруженную иным лицом. Отыскавший утерянную вещь обретает в ее отношении право собственности (в случае его отказа найденная вещь зачисляется в муниципальную собственность) при наличии определенных условий:

а) лицо, которое потеряло вещь, не найдено либо место его

пребывания неизвестно;

б) лицо, которое нашло вещь, подало заявление об своей

находке в полицию или в орган местного самоуправления;

в) с момента подачи заявления о нахождении вещи прошло полгода.
Под находкой понимают обнаруженное лицом имущество, выбывшее из владения другого лица — собственника. Находку отличает от бесхозяйной вещи презумпция существования собственника, который от прав на найденную вещь не отказался. При наличии сведений о нем обнаружившее вещь лицо обязано вернуть эту вещь собственнику. Когда же собственник неизвестен, обнаруживший утерянную вещь обязан совершить определенный перечень действий в зависимости от особенностей самой вещи либо обстоятельств ее обнаружения. При обнаружении вещи в помещении или на транспорте она подлежит передаче владельцу помещения или транспорта. В иных случаях нашедший вещь обязан сообщить об этом в полицию или орган местного самоуправления с передачей им на хранение найденной вещи либо без такового. Если в течение шести месяцев с момента уведомления названных органов собственник не обнаружится, то к нашедшему вещь лицу переходит право собственности на нее. В случае его отказа от вещи она поступает в муниципальную собственность. Закон предусматривает лишь один из случаев распоряжения этой вещью по воле нашедшего, а именно: в случае если найдена скоропортящаяся вещь или вещь, издержки по хранению которой несоизмеримо велики по сравнению с ее стоимостью. Она может быть реализована нашедшим вещь с получением письменных доказательств, удостоверяющих сумму выручки. Деньги, вырученные от продажи найденной вещи, подлежат возврату лицу, управомоченному на ее получение. Если собственник утерянной вещи обнаруживается, то нашедший и возвративший собственнику его вещь вправе требовать возмещение необходимых расходов, а также затрат по поиску собственника вещи. Кроме того, нашедший вещь вправе требовать вознаграждение за находку в размере до 20 % от стоимости вещи.



  1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА КЛАД.

Согласно п. 1 ст. 233 ГК РФ клад — это зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право. Отличия клада от находки заключается, во-первых, в том, что кладом могут быть только деньги или ценные предметы, а находкой — любое имущество. Во-вторых, при находке имущество выбывает из владения собственника, который известен или может быть установлен, против его воли. Клад же подразумевает намерение неизвестного лица-собственника специально скрыть ценное имущество.

В-третьих, отнесение имущества к разряду клада предполагает его закапывание в земле или сокрытие «иным способом». Следовательно, наличие денег или ценных предметов на поверхности земли будет означать их квалификацию в качестве находки.

В отличие от ранее действовавшего законодательства (ст. 148 ГК РСФСР 1964 г.), признававшего клад собственностью государства, ГК РФ выделяет две принципиальных особенности правовых последствий обнаружения клада. Во-первых, обнаружение лицом клада на земельном участке любой формы собственности без согласия собственника участка влечет передачу клада (или вознаграждения) собственнику участка или иного имущества. Другими словами, обнаружение клада на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности (что чаще всего и происходит), в условиях отсутствия согласия соответствующего органа власти влечет отчуждение клада в государственную или муниципальную собственность независимо от его ценности. Аналогичные последствия влечет обнаружение клада на государственном (муниципальном) земельном участке, находящемся у гражданина или юридического лица на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного бессрочного или безвозмездного срочного пользования, а также аренды. При этом следует иметь в виду, что процесс разграничения государственной и муниципальной собственности на землю все еще далек от завершения.

Не решен и другой не менее важный вопрос: какой именно орган государственной власти (местного самоуправления) должен давать согласие гражданину на поиски клада на земельном участке, находящемся в государственной (муниципальной) собственности? В какой форме орган государственной власти или местного самоуправления должен выразить такое согласие? Вероятно, следует считать оптимальной письменную форму, а в качестве упомянутого органа власти должны выступать органы местного самоуправления.


Во-вторых, различные правовые последствия порождает обнаружение (в условиях наличия согласия собственника) клада, в состав которого входят вещи, относимые к числу объектов культурного наследия, либо не относимые к таковым. В первом случае такие ценности подлежат передаче в государственную собственность, а собственник участка и обнаружившее клад лицо получают 50 % стоимости клада в равных долях, если соглашением между ними не предусмотрено иное, Данное правило не применяется в случае обнаружения клада лицом, в круг служебных обязанностей которых входит проведение раскопок и поиск кладов (например, в ходе археологических раскопок). Если найденные предметы не представляют научной ценности, то подлежат разделу между собственником земельного участка и обнаружившим клад лицом в равных долях или в соответствии с соглашением. Гражданский кодекс РФ, однако, оставляет открытым вопрос о том, каким критерием должен руководствоваться нашедший клад гражданин, определяя историко-культурную ценность найденных предметов или отсутствие таковой.

Не вызывает сомнений отнесение к числу объектов культурного наследия изделий из драгоценных металлов. Однако в случае обнаружения среди вещей, входивших в состав клада, уникальных предметов из меди, камня, бронзы, дерева и т. д., имеющих историко-культурную или научную ценность, предполагается, по сути, презумпция знакомства гражданина с теоретическими основами историко-культурного наследия, что маловероятно.

Остается открытым и вопрос о том, какой орган непосредственно должен выплатить вознаграждение гражданину? Учитывая, что Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» выделяет три категории объектов культурного наследия (федерального, регионального и местного), соответствующие выплаты могут производиться из федерального, регионального или муниципального бюджета. Однако в этом случае денежные средства на соответствующие расходы должны быть предусмотрены при ежегодной подготовке проекта соответствующего бюджета.


  1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА БЕСХОЗЯЙНЫЕ ВЕЩИ.

Приобретение права собственности на бесхозяйное недвижимое и движимое имущество. Бесхозяйной вещью называют вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
Существует множество проблем, связанных с постановкой на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйного.

Для бесхозяйной недвижимости законодатель установил особый правовой режим, отличающийся от правового режима движимых бесхозяйных вещей. Бесхозяйные, как и другие недвижимые вещи, подлежат государственному учету. Поэтому они в соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ должны быть приняты на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого находятся. Если в течение года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет никто не заявит о своих правах на нее, орган, управомоченный управлять муниципальным имуществом, может потребовать в судебном порядке признания права муниципальной собственности на эту вещь. Следовательно, законодательством установлен определенный период времени, в течение которого бесхозяйная недвижимая вещь может вернуться к собственнику или перейти к другим лицам по приобретательной давности. Только по истечении этого периода суд по иску органа, управомоченного управлять муниципальным имуществом, может признать бесхозяйное недвижимое имущество муниципальной собственностью.

Право собственности на бесхозяйную недвижимость может возникнуть на основании признания этого права в судебном порядке. Однако данный юридический факт может повлечь возникновение муниципальной собственности. В частную собственность бесхозяйное недвижимое имущество может перейти только на основании приобретательной давности (п. 3 ст. 225 ГК РФ).

Что касается брошенных вещей (так законодатель называет бесхозяйные движимые вещи), то они могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 226 ГК РФ. Среди брошенных вещей следует различать вещи, стоимость которых явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, и иные движимые вещи. Так, вещи первой категории лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность. Другие