Файл: 1 Логика это наука о формах и средствах познания мира на ступени абстрактного мышления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1) Логика – это наука о формах и средствах познания мира на ступени абстрактного мышления. К общезначимым формам мысли относятся понятия, суждения, умозаключения, а к общезначимым средствам мысли – определения, правила образования понятий, суждений и умозаключений, правила перехода от одних суждений или умозаключениям к другим как следствиям из первых (правила рассуждений).

В отличие от других наук, изучающих мышление, логика изучает особенности, свойства форм мысли, отвлекаясь при этом от того конкретного содержания, которое могут нести эти формы мысли; она изучает их со стороны строения, структуры, т.е. внутренней закономерной связи составляющих форму мысли элементов.

Следует иметь в виду, что логические формы и законы носят всеобщий и объективный характер, то есть они не связаны с какими-либо психофизиологическими особенностями людей или с теми или иными культурно-историческими факторами.

Мышление тесно связано с языком, однако это не тождественные понятия. Язык – это материальное образование, представляющее собой определенную знаковую систему, позволяющую выражать мысли, хранить их и передавать. Мышление же – система идеальная. Если основные элементы языка – буквы, слова, словосочетания и предложения, то элементами мышления выступают отдельные формы мысли (понятия, суждения, умозаключения) и их сочетания.

Основная цель логики – выяснение условий истинности знания и выработка эффективных познавательных процедур. Знание логики повышает культуру мышления, способствует четкости, последовательности и доказательности рассуждения, усиливает эффективность и убедительность речи. Логическая культура – это не врожденное качество.

Формальная логика в своем развитии прошла два основных этапа. Начало первого этапа связано с работами древнегреческого философа Аристотеля, в которых впервые дано систематическое изложение логики. Логику Аристотеля и всю доматематическую логику обычно называют «традиционной» логикой. Традиционная логика выделяет и описывает зафиксированные в языке некоторые простейшие формы рассуждений. Второй этап – это появление математической или символической логики. Впервые в истории идеи о построении логики на математической основе были высказаны немецким математиком Г. Лейбницем в конце XVII в. Первая реализация идеи Лейбница принадлежит английскому ученому Д. Булю (середина XIX в.). Он создал алгебру, в которой буквами обозначены высказывания. Благодаря введению символов в логику была получена основа для создания новой науки – математической логики. Применение математики к логике позволило представить логические теории в новой удобной форме и применить вычислительный аппарат к решению задач, малодоступных человеческому мышлению в виду их сложности.


Современная символическая логика представляет собою весьма разветвленную область знания. Символическая логика подразделяется на классическую и неклассическую. Неклассическая же логика подразделяется также на интуиционистскую логику, модальную логику, логику вопросов, релевантную логику и др.

Современная символическая логика тесно связана с развитием вычислительной техники.




2) История логики насчитывает около двух с половиной тысячелетий и делится на следующие этапы: логика Древнего мира, логика эпохи Средневековья, логика Возрождения и Нового времени, логика ХХ века.

ДРЕВНЯЯ ЛОГИКА. Наиболее обстоятельно проблемы логики были разработаны и систематизированы в Древней Греции. Одним из ее видных представителей был известный философ Демокрит. Он создал первоначальную систему логики, которая была отражена в специальном трактате «О логике, или Каноны», состоявшем из трех книг. Название «Каноны» означало «правила», «критерии». Свою логику Демокрит строил на эмпирической основе, поэтому он признается одним из основателей индуктивной логики. Проблемами логики занимались другие древнегреческие философы - Сократ, Платон. Одним из великих философов Древней Греции был Аристотель. Он дал систематическое изложение логики как науки и по праву считается ее создателем. Аристотель обнаружил, что знания, каков бы ни был их источник, выражаются в языке.

СРЕДНИЕ ВЕКА. Логика в значительной мере была подчинена интересам богословия. В этот период теоретический поиск в логике развернулся вокруг проблемы объяснения естественной или божественной природы общих понятий. Так, представители реализма того периода, поддерживая взгляды Пла-тона, утверждали, что общие понятия существуют первично и реально вне конкретных предметов, составляя некую сверхъестественную сущность последних. Подобной точки зрения придерживались, например, А. Кентерберийский (1033 - 1109), Ф. Аквинский (1225 - 1274) и др.

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ. Происходит активизация эмпирических тенденций в логике и методологии научного знания. В этот период бурно развиваются естественные науки, математика, они сближаются с практикой. Ведущее место среди других наук начинает занимать механика, а также математика.


НОВОЕ ВРЕМЯ. Знаменательно всесторонним развитием логики. Большую роль в этом процессе сыграл английский философ Ф. Бекон. Он разработал основы индуктивной логики в своем труде «Новый Органон», который, по мысли автора, должен заменить старый аристотелевский «Органон». Ф. Бэкон предложил использовать логику в качестве эффективного орудия для осуществления научных открытий. Задача логики, согласно взглядам Ф. Бэкона, состоит в обосновании индуктивных выводов, в которых рассуждения человека идут от частного знания к знанию общему. Он также разработал индуктивные методы определения причинной связи между явлениями: метод сходства, метод различия, соединённый метод сходства и различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков. Крупными русскими исследователями в области логики были М. И. Карин-ский и Л. В. Рутковский. Так, М. И. Каринский внес значительный вклад в разработку классификации умозаключений.

НАЧАЛО ХХ СТОЛЕТИЯ. На смену классической логики пришла современная логика. Возникла математическая логика (или символическая). В ее основе лежат идеи Г. Лейбница о возможности представить доказательство как математическое вычисление. Д. Буль истолковал умозаключение как результат решения логических равенств, в результате чего теория умозаключения приняла вид своеобразной алгебры, отличающейся от обычной алгебры лишь отсутствием численных коэффициентов и степеней. С работ Г. Фреге начинается применение логики для исследования оснований математики.

3) Язык - это информационно-знаковая система, выполняющая функции хранения и передачи информации. Язык непосредственно связан с мышлением. Он представляет собой «материальную» оболочку мыслей. В языке отображается действительность через общие (субстанция, точка, прямая, право) и индивидуальные (этот дом, это дерево) понятия. Языки также отображают свойства и характеристики мышления.

По своему происхождению языки делятся на естественные и искусственные. Естественные языки - это исторически сложившиеся в обществе звуковые (речь), а затем и графические (письмо) информационные знаковые системы. Естественные языки - информационно-знаковая система, используемая как средство общения между людьми. Это - разговорные языки (русский, английский, японский и др.).


Искусственные языки - это вспомогательные знаковые системы, создаваемые на базе естественных языков для точной и экономичной передачи информации (знаки дорожного движения, азбука Морзе).

На основе естественных и искусственных языков происходит формирование профессиональных (корпоративных) языков. В качестве примера можно привести медицинский, математический, бухгалтерский, юридический языки. Язык логики тоже относится к профессиональным языкам.

Язык логики - система формализованных символов. В основном он заимствован из математики. Язык логики, во-первых, искусственный (т.е. он представляет собой вспомогательную знаковую систему), во-вторых, формализованный (т.е. это специально разработанная система символов и формул), в-третьих, математический.

Функции языка: коммуникативная - прежде всего язык используется как средство общения; когнитивная, т.е. познавательная; информативная - язык используется для формулировки истинных или ложных утверждений; экспрессивная - язык используется для выражения состояний сознания говорящего; эвокативная - язык используется для оказания влияния на слушающего, для возбуждения у него определённых мыслей, оценок, стремлений к каким-то действиям.

Для логики имеет значение 2 функции - описательная и оценочная. Описательная функция языка оперирует терминами «истинно» и «ложно». Оценочная - «хорошо», «плохо», «безразлично». Цель описания - сделать так, чтобы слова соответствовали предмету, цель оценки - сделать так, чтобы предмет отвечал словам.

4) Как и любая наука, логика формулирует свои законы. Их важнейшая функция – служить критерием правильности рассуждений. Под законом логики принято понимать всегда истинное высказывание. Таких высказываний известно довольно много. Сейчас нам важно выделить среди них и уяснить роль так называемых основных законов логики, определяющих наиболее общие условия логической правильности мышления. К таковым мы относим закон противоречия и закон исключенного третьего, которые были сформулированы впервые родоначальником логики Аристотелем.

Закон противоречия: Если мы имеем два суждения, в одном из которых (Х) утверждается наличие некоторой ситуации (к примеру, «Волга впадет в Каспийское море»), а в другом утверждается отсутствие этой же ситуации («Неверно, Волга впадет в Каспийское море» (не-Х), то какое-либо одно из них обязательно ложно. Схематически:


Неверно, что Х и не-Х.

Одно из важнейших требований к правильному мышлению, вытекающему из этого закона, можно сформулировать в форме принципа непротиворечивости:

1. Утверждая (принимая) некоторое суждение, не отвергай (не отрицай) того же самого (если, конечно, не хочешь говорить заведомо ложного)

Этот принцип накладывает запрет на непоследовательность мышления, когда оно пытается выдать за истину логическое противоречие, то есть суждение и его отрицание (Х и не-Х), хотя речь идет об одном и том же. Тот, кто сознательно допускает в своих рассуждениях логические противоречия, стирает грань между истиной и ложью, а, значит, обрекает себя на иррациональные поступки. Легко представить себе всю тяжесть последствий противоречивого мышления капитана судна, терпящего крушение, или хирурга, оперирующего тяжелобольного пациента. Противоречия в показаниях обвиняемого нередко свидетельствуют о его попытках ввести следователя в заблуждение.

Противоречия естественны в научном познании и в практическом мышлении: они возникают на стадии сбора фактического материала, его предварительной оценки, выдвижения рабочих объяснительных гипотез. Однако обнаружение противоречий должно побуждать к их устранению, что делает мышление последовательным.

С нарушением закона противоречия связаны ситуации, которые в логике называют парадоксами. Парадокс - это ситуация, порождающая предубеждение в том, что как некоторая мысль, так и ее отрицание имеют одинаковые основания для признания своей истинности.

Первые в истории науки парадоксы были сформулированы древнегреческим философом Зеноном (так называемые апории Зенона), который обнаружил их в современном ему истолковании понятия движения. Такие апории, как «Ахиллес и черепаха», «Летящая стрела» позволили выявить недостаточную разработанность этого понятия, и тем стимулировали дальнейшее развитие физики и математики.

Закон исключенного третьего: Если мы имеем два противоречащих друг другу суждения, то одно из них обязательно истинно. Схематически:

Х или не-Х.

Иначе говоря, противоречащие суждения не могут быть оба ложными. Например, в сложных суждениях «Пациент выздоровел или он не выздоровел», «Подсудимый виновен или он не виновен» одна из альтернатив - обязательно истинное суждение. С учетом того, что отрицание истинного суждения дает ложное, а ложного – истинное суждение, при истинности суждения Х суждение не-Х будет ложным, и наоборот. Какой-либо третий вариант исключен (отсюда и название закона).