Файл: 1 Логика это наука о формах и средствах познания мира на ступени абстрактного мышления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Доказательство и опровержение как логические операции аргументативного процесса имеют одинаковую структуру – они включают три элемента: тезис, аргументы и демонстрацию.

Тезис – это суждение, истинность или ложность которого обосновывается. В качестве тезиса могут выступать различные научные положения: в математике – теорема; в эмпирических исследованиях – обобщение конкретных данных, версии о существовании и характеристике исторических и общественных явлений; в медицине – диагноз и так далее. В юридической практике – это факты и обстоятельства, подлежащие доказыванию: виновность лица, мотивы преступления, степень вины, характер и размер ущерба.

Аргументы (основания, доводы) – это суждения, посредством которых осуществляется обоснование тезиса, то есть из них выводится истинность или ложность тезиса. В качестве аргументов могут выступать: факты, определения, аксиомы и постулаты, ранее доказанные положения (теоремы, законы). В огромной массе случаев аргументация основывается на фактах – известных, проверенных, достоверных, в истинности которых нет сомнения. «Факты, – гласит народная мудрость, – упрямая вещь». В логическом отношении это означает, что они обладают громадной принудительной силой, нередко убеждая лучше всяких слов. И. Павлов называл факты «воздухом ученого». В правовой сфере часто применяется термин «юридические факты». Под ним разумеются предусмотренные в законе обстоятельства, служащие основанием для возникновения или прекращения конкретных правонарушений. Это могут быть действия: рождение или смерть, вступление в брак и так далее. Такие факты как неправомерные действия выступают основанием для привлечения виновных к ответственности.

Особое место в ряду аргументов занимают ранее доказанные положения. Они могут быть самыми разнообразными. Исключительное значение среди них имеют законы наук. Например, обоснованием невозможности создания вечного двигателя является закон сохранения и превращения энергии. Одним из оснований доказательств эволюции органического мира служит закон единства организма и среды.

Демонстрация – это форма обоснования, способ логической связи между тезисом и аргументами. Логический переход от аргументов к тезису осуществляется в форме умозаключения. Оно может быть одно, но чаще – целая последовательность, система определенным образом расположенных умозаключений, последним заключением (выводом) из которых и выступает тезис. Посылками же выступают суждения, в которых выражена информация об аргументах. Таким образом, продемонстрировать означает показать, что тезис логически следует из принятых аргументов по правилам соответствующих умозаключений. Особенность умозаключений, в которых осуществляется демонстрация, состоит в том, что нуждающееся в обосновании суждение, выступающее тезисом, является заключением вывода и формулируется заранее.


Доказательство и опровержение с достоверностью (полностью) обосновывают истинность или ложность тезиса, если демонстрация осуществляется в форме дедуктивных умозаключений или полной индукции и строгой аналогии. В случае же обоснования тезиса в форме умозаключений по неполной индукции в результате получаем подтверждение (а не доказательство) или опровержение с большей или меньшей степенью вероятности.


25) Прямой и косвенный способы обоснования

По способу обоснования тезиса различают
прямую и косвенную аргументацию. В первом случае тезис обосновывается непосредственно аргументами. В случае прямого доказательства тезис выводится из аргументов по правилам логики. В косвенной аргументации истинность тезиса обосновывается с помощью противоречащего тезису допущения — антитезиса. Главный метод косвенной аргументации — сведение к абсурду. Из имеющихся аргументов и антитезиса выводят противоречие — конъюнкцию некоторого утверждения и отрицания этого утверждения. На основании закона противоречия, запрещающего подобную ситуацию, отвергается антитезис и делается вывод о частичной или полной обоснованности тезиса.

Различают два вида косвенного обоснования: апагогическое и разделительное.

Апагогическимназывают косвенное обоснование истинности тезиса путем установления ложности антитезиса, которое строится по следующей схеме:

1)выдвигается противоречащее тезису допущение — антитезис;

2)выводятся логические следствияисходя из предполагаемой истинности антитезиса;

3)при сопоставлении выведенных следствий с фактами делается заключение о ложности одного, нескольких или всех следствий.

Косвенное доказательство не всегда является завершенным с правовой точки зрения. Тезис, доказанный таким способом, требует еще и прямого обоснования. Необходимыми условиями косвенного логического обоснования являются четкая формулировка антитезиса и рассмотрение всех возможных альтернатив, что бывает сложно сделать в практических ситуациях.

Цель аргументации — убеждение оппонента в истинности выдвигаемого положения. Логическими средствами эта цель достигается далеко не всегда, поскольку в процессе убеждения большую роль играют психическое и эмоциональное состояния человека. Синтез различных воздействий на оппонента (тембр голоса, темп речи, жестикуляция, внешний вид, ссылка на авторитеты или эффектная метафора) оказывает мощное эмоциональное влияние, дополняя смысловую логическую сторону аргументации в процессе убеждения.

Критика по своей направленности противоположна аргументации. Конечная цель критики — разубеждение в обоснованности того или иного положения, убеждение в его ложности. Эта цель достигается не всегда. Частным случаем критики является
опровержение — установление ложности какого-либо положения с использованием логических средств и доказанных ранее утверждений. Критиковать можно как аргументацию, так и сам тезис. Критика тезиса не является его опровержением в следующих случаях:

1) когда аргументы, используемые критиком, не являются полностью обоснованными утверждениями;

2)когда форма рассуждения не демонстративна,

3)когда имеет место и то и другое.

Структура опровержения состоит из тезиса — положения, которое опровергается, аргументов опровержения — положений, с помощью которых тезис опровергается, и демонстрации логической связи аргументов и тезиса.

Существуют три способа опровержения: 1) критика тезиса; 2) критика аргументов; 3) критика демонстрации.

Критика тезиса — эффективная логическая операция, в ходе которой опровергать тезис можно прямым и косвенным способом.

Прямое опровержение тезиса возможно в случае опровержения его фактами или в случае «сведения к абсурду». Последовательность рас

суждений в этом случае строится следующим образом:

а) временно, признается истинность ложного тезиса («допустим»);

б) выводятся следствия из признанного тезиса («тогда следует...»);

в) обнаруживается ложность следствия («это абсурд, так как данные выводы противоречат фактам»);

г) из ложности следствий вытекает ложность признанного истинным тезиса.

В то же время нужно помнить закон достаточного основания, предписывающего конкретизировать утверждения. Всякую истину, если ее преувеличить, вывести за пределы ее применимости, можно довести до абсурда.

Косвенное опровержение тезиса строится через доказательство антитезиса в следующей последовательности:

а) по отношению к опровергаемому тезису формулируется антитезис — противоречащее тезису суждение А;

б) временно оставляют в стороне тезис оппонента и обосновывают истинность антитезиса А;

в) из истинности антитезиса следует отрицание тезиса не-Т.

Критика аргументов направлена на выявление несостоятельности доводов (аргументов), используемых оппонентом для обоснования тезиса. Ложность и сомнительность аргументов могут быть показаны прямым или косвенным опровержением этих аргументов
, а также через указание на сомнительный источник получения информации (слухи, домыслы и т.д.). Сомнительность аргументов часто показывается через закон достаточного основания. Особенно в случаях, когда не хватает аргументов для доказательства тезиса, когда применяют сомнительные аргументы, имея смутное представление о предмете спора. Иногда недостаточность аргументов пытаются преодолеть с помощью психологического давления, употребляя слово «уверен». Но истинность аргументов определяется не субъективным чувством уверенности, не заверениями выступающего, а объективными показателями их достоверности — фактами, предшествующим научным опытом, непосредственной эмпирической проверкой суждений. В случае установления ложности аргументов тезис считается недоказанным. Но ложность аргументов не означает ложности тезиса, а лишь показывает недостаточную его обоснованность.

Критика демонстрации имеет целью показать отсутствие логической связи между аргументами и тезисом. Обнаружив ошибки в демонстрации, мы не опровергаем сам тезис, а лишь показываем его необоснованность.

Основные элементы аргументации и опровержения: тезис, аргументы, демонстрация — подчиняются логическим правилам. Логические ошибки, возникающие в результате нарушения правил, могут быть непреднамеренными (паралогизм) и преднамеренными (софизм).

26) Гипотеза – это закономерная форма развития знаний, представляющая собой обоснованное предположение (проблематичное суждение), выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений.

Построение гипотезы: выдвижение предположения; научная и практическая проверка гипотезы, ведущая в итоге к ее опровержению или подтверждению и доказательству.

Любая гипотеза имеет основания (исходные данные), конечный результат (предположение), включает логическую обработку данных, проверку гипотезы (подтверждение или опровержение).

Виды гипотез:

- по функциям в познавательном процессе: описательные (предположение о присущих исследуемому объекту свойствах; особое место – гипотезы о существовании – экзистенциальные) и объяснительные (предположение о причинах возникновения объекта исследований);

- по объекту исследования: общие (обоснованное предположение о закономерных связях и об эмпирических регулярностях – «о происхождении небесных тел» и т.д.) и частные (обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных факторов, конкретных событий и явлений), а также рабочие (выдвигаемое на первых этапах исследования предположение, которое служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальное объяснение; выполняет функцию первого систематизатора факторов);