Файл: 1 Логика это наука о формах и средствах познания мира на ступени абстрактного мышления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Из этого закона вытекает одноименное требование к правильному мышлению – принцип исключенного третьего:

2. На всякий правильно поставленный вопрос о наличии или отсутствии некоторой ситуации необходимо, в конечном счете, дать утвердительный либо отрицательный ответ.

Выполнение этого требования характерно для такого существенного свойства правильного мышления как определенность. Человека, который не говорит ни «да», ни «нет», то есть уклоняется от ответа на четко и ясно сформулированный вопрос, правомерно заподозрить в некомпетентности или неискренности, и в таких случаях следует уведомить об этом автора вопроса.

Сформулируем еще три важных принципа правильного мышления. Соблюдение одного из них – принципа однозначности- также способствует определенности мысли:

3. В процессе одного и того же рассуждения необходимо связывать с одним и тем же языковым выражением одно и то же значение.

В процессе рассуждения необходимо следить, чтобы значение входящих в него слов не изменялось. Если мы начали говорить о звездах как небесных телах, то слово «звезда» должно, пока мы не переключились на другую тему, обозначать именно эти тела, а не звезды на погонах или звезды современной эстрады. Основоположник логики как науки Аристотель (384-322 гг. до н.э.) отмечал в этой связи, что если у слов нет определенных значений, тогда утрачена всякая возможность рассуждать друг с другом, а в действительности – и с самим собой.

Принцип взаимозаменимости.

4. В составе сложного языкового выражения одно слово (словосочетание) может быть заменено другим только при условии равенства (тождества) их значений.

Так, можно заменить в истинном предложении «Во всяком равноугольном треугольнике высота, опущенная из некоторого угла, есть биссектриса этого угла» выражение «равноугольный треугольник» на равнозначное выражение «равносторонний треугольник», потому что полученное новое предложение «Во всяком равностороннем треугольнике высота, опущенная из некоторого угла, есть биссектриса этого угла» тоже является истинным.

Наиболее важной чертой правильного мышления является обоснованность суждений. Отсутствие обоснованности приводит зачастую к фразерству и декларативности, что недопустимо не только в науке, но и в профессиональной деятельности, в повседневном общении.


5. Если высказывается какое-либо суждение, истинность которого подвергается (или может быть подвергнута) сомнению, необходимо привести доводы (основания), в силу которых его следует признать истинным.

В этом состоит принцип достаточного основания. Все многообразные способы обоснования, обеспечивающие соблюдение этого принципа, подразделяют на эмпирические и логические. Первые опираются на опыт, наблюдение, вторые – на рассуждения.

Следование этому принципу – обязательное условие принимаемых судом решений: они должны быть доказательны, строго аргументированы. «Нарушитель предполагается невиновным, пока противное не будет доказано» - в этом смысл презумпции невиновности в уголовном праве. Соответственно, в гражданском праве действует презумпция вины нарушителя: «Нарушитель предполагается виновным, пока не докажет отсутствия своей вины». Умение доказывания, овладение навыками рациональной аргументации – одна из важнейших задач логического образования будущих юристов.

Нарушения основных законов логики и ее принципов имеют объективную основу и субъективные причины. Объективная основа - многозначность и недостаточная определенность смысла выражений естественного языка. Проявлений этого качества языка может быть множество: к примеру, многозначность слов типа «коса», «ключ» и т.п.; использование выражений повседневного языка в качестве терминов профессиональной лексики - «палец», «козел» и т.п. Субъективными причинами являются логическая неграмотность, желание человека доказать свою точку зрения во что бы то ни стало, вплоть до готовности ради этого идти на уловки. В логике принято различать умышленные и неумышленные нарушения законов логичного рассуждения. Паралогизмы -это непреднамеренные, «естественные» ошибки. Софизмы – это, напротив, преднамеренные, сознательно допущенные и в этом смысле «искусственные», нарушения логических законов. Наиболее известным софизмом, пожалуй, является софизм «Рогатый»:

Все, что ты не потерял, ты имеешь.

Ты не терял свои рога.

Значит, ты их имеешь.
5) Сущность закона: каждая объективно истинная и логически правильная мысль или понятие о предмете должны быть определенными и сохранять свою однозначность на протяжении всего рассуждения и вывода.

Записывается закон так:

а есть а или а = а (для суждений)

А есть А или А = А (для понятий)

Таким образом, закон тождества требует, чтобы в процессе определенного рассуждения всякая мысль была тождественной самой себе, а разные мысли никогда не отождествлялись.


Напомним, что тождество есть примерное равенство, сходство предметов в каком-либо отношении. В объективной реальности абсолютного тождества нет, оно существует в соотношении с различием. Однако при известных условиях, в определенных рамках, мы можем отвлечься от существующих различий и фиксировать свое внимание только на тождестве предметов и их свойств.

Дело в том, что все, что может быть предметом нашей мысли, обладает свойством определенности. Всякая, даже внутренне противоречивая вещь, пока она существует как данная вещь, обладает относительной устойчивостью, определенным качеством, в котором она тождественна самой себе, пока не перейдет в новое качество.

Определенность предметного мира нашла свое отражение в одной из характерных черт правильного мышления - в свойстве человеческой мысли вычленять вещи из окружающего мира и рассматривать их раздельно, аналитически, с учетом выявления и обобщения их существенных признаков. Без этой способности человека было бы невозможно само наше мышление в форме понятий. Понятия, как известно, представляют обобщенное отражение вещей, в них фиксируется общее, устойчивое. Эта специфика понятий раскрывает реальное содержание закона тождества. До тех пор, пока вещь существует в своем качестве, мы должны и понятие о ней брать однозначно, в определенном смысле. Предметный мир не остается постоянным, вещи изменяются, но, изменяясь в некоторых свойствах и отношениях, они все же остаются в пределах своей меры, а следовательно, и понятия о них продолжают сохранять свою устойчивость и однозначность.

В повседневной практике окружающие нас предметы каждый раз рассматриваются обычно с одной какой-либо стороны, в определенном отношении. Например, мы говорим о конкретном человеке, о данном веществе или естественном процессе, невзирая на изменение их состояний и свойств; об исторически определенном периоде в развитии общества или конкретно­го государства, несмотря на смену поколений и вечную текучесть матери­альных и духовных условий жизни. При этом могут возникнуть ситуации, когда одна и та же мысль не будет тождественна самой себе или будут отождествляться разные мысли. Чтобы этого избежать необходимо твердо знать и четко соблюдать в ходе рассуждения следующие условия закона тождества.

Во-первых, тождество предмета мысли. Это условие требует сохранять определенность и постоянство предмета мысли в ходе всего мыслительного процесса. Развивая мысль об определенном предмете
, и пока не закончилось его рассмотрение, нельзя менять этот предмет, то есть необходимо его со­хранять до конца рассуждений.

В результате нарушения этого условия возникает логическая ошибка, назы­ваемая «подмена понятия». Любой естественный язык, как уже отмечалось, позволяет одну и ту же мысль выразить в различной языковой форме, что не­редко влечет за собой подмену одной мысли другой. Особенно часто это проис­ходит при использовании синонимов и омонимов, неправильное употребление которых ведет к нарушению логического строя мысли, ее неопределенности. Например, в уголовном праве словом «штраф» обозначают меру наказания, предусмотренную Уголовным кодексом, в гражданском праве - это вид неу­стойки. Данным словом обозначают меру административного воздействия. Следовательно, употреблять это слово в одном значении не следует.

Во-вторых, тождество мысли об этом предмете. Каждая выраженная по поводу данного объекта мысль должна сохранять свое содержание. При нарушении этого условия возникает логическая ошибка, называемая «подмена тезиса». Это происходит, когда в ходе рассуждения исходная мысль умышленно или неосознанно подменяется другой. В научных и иных дискуссиях это проявляется в приписывании оппоненту того, чего он не говорил. Ино­гда в ходе полемики люди говорят о разных вещах, думая, что они имеют в виду одно и то же. Так бывает в следственной практике, когда обвиняемый или свидетель, не зная точного смысла некоторых понятий, толкует их ина­че, чем следователь. Отражая эту ситуацию, народная мудрость гласит: «Кто про Фому, а кто про Ерему». А это нередко затрудняет выяснение существа дела.


6) Каждый из нас часто встречался в жизни с такими выражениями, как: Здесь есть противоречие; Ты сам себе противоречишь; Рассуждение должно быть непротиворечивым и т.п. Во всех этих высказываниях в той или иной форме находит свое выражение один из основных законов логики – закон противоречия. В силу этого закона, если одно суждение что-то утверждает, а другое то же самое отрицает об одном и том же объекте, в одно и то же время и в одном и том же отношении, то они не могут быть одновременно истинными. Символически он выражается следующей формулой: Ø(а Ù Øа), читается – неверно, что а и не а, где а – это какое-либо высказывание.

Итак, закон противоречия запрещает одновременную истинность двух суждений, одно из которых нечто утверждает, а другое то же самое отрицает об одном и том же предмете, в одно и то же время и в одном и том же отношении. Однако этот·закон не запрещает одновременную ложность двух таких суждений. Вспомним, суждения:
Он высокий и Он низкий не могут быть одновременно истинными, если речь идет об одном и том же человеке, в одно и то же время его жизни и в одном и том же отношении (относительно какого-то одного образца для сравнения). Однако эти суждения вполне могут быть одновременно ложными при соблюдении всех вышеперечисленных условий. Если истинным будет суждение: Он среднего роста, тогда суждения: Он высокий и Он низкий придется признать одновременно ложными.

Виды противоречийЛогический закон противоречия запрещает что-либо утверждать и то же самое отрицать·одновременно. Но неужели кто-то станет нечто утверждать·и то же самое тут же отрицать? Неужели кто-то будет всерьез доказывать, например,·что один и тот же человек в одно и то же время и в одном и том же отношении является и высоким, и низким или что он одновременно и толстый, и тонкий, и блондин, и брюнет и т.п.? Конечно же нет. Если принцип непротиворечивости мышления столь прост и очевиден, то стоит ли называть его логическим законом и вообще – уделять ему какое-либо внимание?

Дело в том, что противоречия бывают контактными, когда одно и то же утверждается и сразу же отрицается (последующая фраза отрицает предыдущую в речи, или последующее предложение отрицает предыдущее в тексте), и дистантными, когда между противоречащими друг другу суждениями находится значительный интервал в речи или в тексте. Например, в начале своего выступления лектор может выдвинуть одну идею, а в конце высказать мысль, противоречащую ей; так же и в книге в одном параграфе (или главе) может утверждаться то, что отрицается в другом. Понятно, что контактные противоречия, будучи слишком заметными, почти не встречаются в мышлении и речи. Иначе обстоит дело с дистантными противоречиями: будучи неочевидными и не очень заметными, они часто проходят (проскальзывают) мимо зрительного или мысленного взора, непроизвольно пропускаются, и поэтому их часто можно встретить в интеллектуально-речевой практике. Так, например, В.И. Свинцов – известный автор учебников по логике – приводит пример из одного учебного пособия, в котором с интервалом в несколько страниц сначала утверждалось: «В первый период творчества Маяковский ничем не отличался от футуристов», а затем: «Уже с самого начала своего творчества Маяковский обладал качествами