Файл: Курсовая работа тема.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




МОСКОВСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Полякова Людмила Геннадьевна

(Ф.И.О. студента)
III/П-99/у

(Курс, группа)
КУРСОВАЯ РАБОТА


Тема:
Особенности коррекционной работы психолога с детьми младшего школьного возраста по устранению тревожности посредством игровых методик



Преподаватель
Проф. Качнев В.И
Видное – 2002
Содержание


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….

3

ГЛАВА I. СТРАХ и ТРЕвожность у детей младшего школьного возраста

5

1.1. Страх и виды тревожности…………………………………………………………

5

1.2. Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей младшего школьного возраста ………………………………………………………….


11

ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ДИАГНОСТИКИ И РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО КОРРЕКЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ПРИЗНАКАМИ ПОВЫШЕННОЙ ТРЕВОЖНОСТИ………………………………………………………………….

16

2.1. Выявление детей с повышенным уровнем тревожности методом алгаритмического диагностировантирования………………

16

2.2. Практическая работа психолога с учителями и родителями по преодолению тревожности у детей……………………………………………………………………


23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….

39

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………

40

ПРИЛОЖЕНИЯ

42



ВВЕДЕНИЕ



В дошкольном и младшем школьном возрасте ситуация в семье, отношения с близкими взрослыми и провоцируют переживание ребенком постоянных психологических микротравм и порождают состояние аффективной напряженности и беспокойства, носящие реактивный характер. Ребенок постоянно чувствует незащищенность, отсутствие опоры в близком окружении и потому беспомощность. Такие дети ранимы, повышенно восриимчивы к предполагаемой обиде, обостренно реагируют на отношение к ним окружающих. Все это, а также то, что они запоминают преимущественно негативные события, ведет к накоплению отрицательного эмоционального опыта, который постоянно увеличивается по закону «замкнутого психологического круга и находит свое выражение в относительном устойчивом переживании тревожности.


Актуальность проблемы объясняется тем, что в современном мире существенно возрастает информационная нагрузка на детей, которая зачастую может вызвать повышенную тревожность у детей. В этой связи очень важно совместными усилиями психологов, педагогов и родителей выявить детей с повышенным уровнем тревожности, определить причины возникновения этой тревожности и осуществить психологическую коррекцию.

Анализ психологического исследования позволил выявить, что многие отечественные психологи такие как Нежнова Т.А., Филипова Е.В., Прихожан А.М. определили сущность психологических подходов к решению проблемы тревожных детей.

Ряд психологов Ананьев В.А., Былкина Н.Д., Струковская М.В. выявили психологические особенности формирования тревожности.

Некоторые исследователи Мампнория Ж.Ф., Панин Л.С., Соколов В.П. разработали систему выявления тревожных детей.

Целью исследования является изучение проявления уровня повышенной тревожности у детей младшего школьного возраста.

Объектом исследования является группа детей младших школьников.

Предметом исследования является уровень тревожности у детей младшего школьного возраста.

Психологическими условиями предмета исследования в данном случае представляется, сочетание данных при исследовании уровня тревожности у детей, полученных, как в результате тестирования т.е. состояние ребенка в текущий момент времени, так и данных, полученных при опросе родителей, которые характеризуют состояние уровня тревожности в течение длительного промежутка времени и при различных внешних условиях.

Рабочей гипотезой исследования является предположение, что высокий уровень тревожности, имеющийся у детей, проявляется как в явной форме в виде определенных признаков, так и косвенно по определенной реакции ребенка.

Задачи исследования:

  1. Разработать многоуровневую методику диагностирования повышенной тревожности у детей младшего школьного возраста;

  2. Проверить экспериментально эффективность разработанной методики по выявлению детей с повышенным уровнем тревожности;

  3. выдать рекомендации по возможной коррекции психологического развития детей с выявленным повышенным уровнем тревожности.

Методологической основой исследования являются общая психология, возрастная психология, теория личности, психодиагностика.

  1. Теоретическое исследование – изучение и анализ психологической, педагогической и специальной литературы.


  1. Анализ опыта работы психолога.

  2. Анализ практики функционирующих психологических структур.

  3. Наблюдение за работой детей.

  4. Психологический эксперимент.

  5. Протоколирование работы детей, психолога.

Научная новизна исследования заключается в том, что разработана психологическая двухуровневая методика алгоритмического диагностирования детей с повышенным уровнем тревожности, которая позволяет на первом уровне выявить детей с повышенным уровнем тревожности, которые затем подвергаются дополнительному исследованию.

Практическая значимость исследования заключается в том, что предлагаемая методика позволяет эффективно селектировать детей по уровню тревожности с высокой степенью достоверности, и при этом не требуется дополнительных длительных наблюдений за поведением ребенка дома и в коллективе.
ГЛАВА 1. СТРАХ и ТРЕвожность у детей младшего школьного

возраста

1.1. Страх и виды тревожности

Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и д. р. ) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека.Выделяют такие виды чувств, как нравственные, интеллектуальные и эстетические. По классификации, предложенной К. Изардом, выделяются эмоции фундаментальные и производные. К фундаментальным относят: 1)интерес-волнение, 2)радость, 3)удивление, 4)горе-страдание, 5)гнев, 6)отвращение, 7) презрение, 8)страх, 9)стыд, 10)вину. Остальные – производные. Из соединения фундаментальных эмоций возникает такое комплексное эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение. Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости к страхам, зависимости от них меняется поведение человека вплоть до « эмоционального паралича ». Устойчивые страхи – это страхи, с которыми не может справиться ни ребёнок, ни взрослый, которые приводят к появлению нежелательных черт характера. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношений в семье. Для того, чтобы воздействовать на ребёнка, помочь избавиться ему от страхов, родителям необходимо также знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему.[1]


Известный физиолог И. П. Павлов считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существует 2 угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своём исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящие таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной и воображаемой опасности.[2]

Гораздо более распространены внушённые детские страхи. Их источник - взрослые, окружающие ребёнка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждений), которые непроизвольно заражают ребёнка страхом, тем, что излишне настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывают на наличие опасности. В результате ребёнок воспринимает только вторую часть фраз типа : «Не ходи – упадёшь», «Не бери – обожжёшься», «Не гладь – укусит». Ребёнку пока ещё не ясно, чем ему всё это грозит, но он уже распознаёт сигнал тревоги, и естественно, у него возникает реакция страха. Страх закрепился и распространился на исходные ситуации.К числу внешних можно отнести также и страхи, которые возникают у излишне тревожных родителей. Разговоры при ребёнке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах отражаются на его психике, калечат её. Всё это даёт основание говорить об условно - рефлекторном характере страха, даже, если ребёнок пугается (вздрагивает) при внезапном стуке или шуме, т.к. последний когда - то сопровождался крайне неприятным переживанием. Подобное сочетание запечатлелось в памяти в виде определённого эмоционального следа и теперь непроизвольно ассоциируется с любым внезапным звуковым воздействием.[3]

Страх - эффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия ; тревога –эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличии от страха не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, т.к. она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания. Эмоционально неблагополучный ребёнок в зависимости от психической структуры личности, жизненного опыта, взаимоотношений с родителями и сверстниками может испытывать как тревогу, так и страх. Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства. Оно проявляется в том, что ребёнок теряется, когда его спрашивают, не находит нужных слов для ответа на вопрос, говорит дрожащим голосом и часто замолкает совсем. Внутри всё холодеет, тело «наливается свинцом», ладони становятся влажными. Он может совершать много лишних движений, или наоборот, становится неподвижным. В свою очередь, страх можно рассматривать как выражение тревоги в конкретной, объективизированной форме, если чувства не пропорциональны опасности, и тревога принимает затяжное течение. Если ребёнок начинает бояться самого факта возникновения страха, то
здесь налицо высокий, нередко запредельный уровень тревоги, поскольку он боится, а точнее опасается

всего того, что может даже косвенно угрожать его жизни и благополучию.[4] «Тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий». Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. [] Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности. Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств. Ситуативно устойчивые проявления тревожности принято называть личностными и связывать с наличием у человека соответствующей личностной черты (так называемая «личностная тревожность»). Это устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению. Ситуативно изменчивые проявления тревожности именуют ситуативными, а особенность личности проявляющей такого рода тревожность, обозначают как «ситуационная тревожность». Это состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Такое состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени. Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности.[5]