Файл: Тема Введение в философию.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 1. Введение в философию.

Значение слова философия. Символическое выражение философии. Определение философии. Отличие философии от  религии, искусства и науки. Философия и философствование. Предельное метафизическое вопрошание и предельное противоречие. Исторические условия философствования. Цель и назначение философии. Отношение философии к действительности. Связь философии и жизни.

Значение слова философия. Объект, предмет философии.

Слово «философия» с древнегреческого языка переводится как «любовь к мудрости», «любомудрие» (phileo - люблю + sophia - мудрость).

Впервые данный термин использовал древнегреческий ученый Пифагор (около 580-500 гг. до н.э.)

Объект философии — мир как единое целое, человек и его место в этом мире.

Предмет философии — законы, свойства и формы бытия, действующие во всех областях материального мира, во всех предметах, процессах, явлениях, так как они связаны в неразрывном единстве.

Фундаментальные проблемы философии, ее предметное самоопределение: уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, социальная философия и философия истории, а также история самой философии.

Основные разделы философии: история философии (изучает зарождение философии, ее развитие и современное состояние), гносеология (теория познания), которая в свою очередь делится на философию языка и философию логики; онтология (учение о бытии), философская антропология (учение о человеке), социальная философия (учение об обществе), которая в свою очередь делится на философия хозяйства и философию права;  философия истории (учение о закономерностях развития истории), философия культуры, философия ценностей (аксиология), эстетика (учение о красоте), нравственная философия (этика), философия религии, философия образования.

Символическое выражение философии.

Одним из самых выразительных философских образов можно считать образ греческого мудреца Сократа - олицетворенной философии. В плато­новском диалоге «Пир» Алкивиад (известный греческий полководец) про­износит хвалебную речь Сократу. В ней он сравнивает Сократа с силенами или сатирами (в греческой мифологии - демоны плодородия, козлоногие спутники бога Диониса), какие бывают в мастерской ваятелей и которых художники изображают с флейтой в руках. Внутри этих фигурок, состоя­щих, наподобие русских матрешек, из
двух половинок, хранились драгоцен­ности или изваяния богов. Точно так же и Сократ, действительно внешне похожий на силена, раскрываясь перед собеседниками, обнаруживал свою внутреннюю божественную мудрость.

Философия вполне соответствует и образу демона плодородия, излива­ющему на землю свою животворящую силу. Ибо философия нисходит в мир земных грубых форм, питая их тонкой энергией духа, утончая и просветляя их. Ее роль - быть посредницей между небесным и земным.

Язык философии, живая философская речь способны оказывать на слу­шателей такое же магическое воздействие, что и звуки флейты, ибо фило­софия есть «звучание мысли», а звук, по меткому выражению Гегеля, - это «жалоба идеального».

Еще один образный ряд философии связан с женственным олицетворением Софии в духе христианской премудрости Божией. Тенденция к олицетворению Софии-философии носит изначально женственный характер (греческое слово sophia и соответствующее ему древнееврейское слово «хокма» (премудрость) - женского рода). В Ветхом завете можно встретить образы премудрости как «Возлюбленной», «Матери-хранительницы», «Гостеприимной хозяйки» и др.Для философов религиозного и мистического склада, таких как Я. Беме или В.С. Соловьев, любовь к Софии выражалась в виде любви к Вечной Женственности, Небесной Деве, Целомудренной Царице.

Исходное, предварительное определение философии.

Философию можно определить как - мыслящее рассмотрение предметов в их отношении к первичным причинам и конечным целям сущего как единого целого.

Рассматривая данное определение, важно отметить:

1)              Философия как мыслящее рассмотрение предметов есть понятийное знание, знание общего в единичном или единого во многом. По словам Гегеля, философия делает единственно только то, что превращает представления в мысли, понятия. По меткому выражению С Н Булгакова, философия есть искусство понятий.

2)              Философский способ мышления означает направленность сознания не только на объект, но одновременно и на субъект, на само мыслящее Я. Философский разум есть высшее соединение сознания и самосознания, то есть знания о предмете и знания о себе. Таким образом, исследуя предмет, философия постоянно имеет в виду и самого мыслящего субъекта, акт его мышления, то, что это именно он создает понятие о предмете.



3)               Философия как мыслящее рассмотрение предметов означает, что сущностное определение философии возможно только в процессе самого философствования.

Отличие философии от науки, искусства и религии.

С религией и искусством философию роднит то, что их предмет имеет всеобщий характер (Бог, прекрасное, истина, бытие) Однако, в отли­чие от философии, в религии и искусстве всеобщее содержание предстает непосредственному внешнему созерцанию и, далее, представлению и чувству. В философии, например, совершенно невозможно представление «Бог родил сына» (заимствованное из чувственного опыта). Здесь это отношение выступает в форме мысли, понятия о внутреннем различении Единого, Абсолюта Конечно, такая мысль постигается сложнее, чем религиозное пред­ставление или художественный образ, которые для обыденного сознания привычны, потому что они почерпнуты из опыта.

Немецкий философ И. Кант делил все понятия на два рода эмпирические (основанные на опыте) и чистые, образуемые разумом независимо от всякого опыта. Эмпирические понятия возникают на основе чувств путем сравнения предметов опыта и имеют лишь форму всеобщности. Таковы некоторые понятия обыденного сознания и большинство научных понятийДействительно же всеобщими является чистые понятия разума, которые Кант называет идеями. Это, например, понятия Бога, свободы, воли, бессмертия души, блаженной жизни и др. Эти понятия разума, лежащие за пределами возможного опыта человека, становятся предметом метафизики, то есть умозрительного рассмотрения.

Философия - это рассмотрение предметов в метафизическом свете, то есть в свете первых причин и конечных целей, которые не могут быть даны в чувственном опыте. Это позволяет понять особенности философского способа мышления Правда, мышление характерно не только для философии. Это вообще то, что отличает человека от животного. Оно присуще и обыденному, и научному сознанию. Однако обыденное мышление не поднимается выше эмпирических понятий, пересыпанных различного рода представлениями и образами.Также и научное мышление не выходит за рамки эмпирических понятий и направлено на конечные предметы и явления.И только философия, в которой определяющую роль играют чистые понятия и идеи, исследует предметный мир в отношении к безусловному, абсолютному. Философия ставит метафизические, предельные вопросы и пытается отвечать на них с помощью чистых понятий разума


Философия и философствование. Предельное метафизическое вопрошание и предельное противоречие.

Философствование -  личностная жизненная почва философия. Оно вырастает из фундаментального философского настроения которое есть род особого интеллектуального напряжения, желание и способность человека участвовать в бытии мира; это некая причастность к бесконечному. Согласно Аристотелю философствовать людей побуждает удивление, М.Хайдеггер говорил о двух видах такого настроения: ностальгии (тоске) и ужасе. Каждый человек испытывает потребность в философствовании в той мере, в какой он захвачен философским настроением.  

Отличие философии от философствования состоит в том, что философия преображает случайное философское настроение в систематическое и методическое размышление.

Философствование как осознание и осмысление субъективного настроения заканчивается постановкой предельных вопросов таких как «Зачем я живу?», «Бессмертна ли душа?», «В чем причина зла?» и т.п. Философия начинается с постановки таких вопросов, и пытается систематически исследовать их путем логического рассуждения. Суть предельных вопросов в том, что они вовлекают и самого вопрошающего («ставят его под вопрос»); они не могут быть решены на основании опытных данных и в силу этого на них нельзя дать однозначный, завершенный ответ.

Способность разума задаваться такими вопросами есть – предельное  метафизическое вопрошание. Пытаясь ответить на предельные вопросы, философия впадает в антиномии (от греч. antinomia- противоречие в законе), то есть в утверждение двух противоположных определений одного и того же предмета. Антиномичность философии есть свидетельство того, что предмет и понятие о предмете отчасти совпадают до предела, который и обнаруживается в антиномии.

Цель и назначение философии.

По мнению Аристотеля, философствованию побуждает удивление. Однако, мыслитель полагает, что недоумевающий и удивляющийся считает себя незнающим. Если таким образом начали философствовать, чтобы избавиться от незнания, то оче­видно, к знанию стали стремиться ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы. В этом смысле целью, назначением философии является незаинтересо­ванное познание, чистое созерцание истины.


Философия по своей сути есть незаинтересованная деятельность, ориен­тированная на истину, притягательную саму по себе, а не на утилитарную активность, направленную на овладение вещами. Поэтому-то люди и нуж­даются в ней, поскольку существует тысяча способов и учений о том, как овладеть вещами, и только один способ и одно учение - философия - о том, как наслаждаться вещами, созерцая их

Хотя философская созерцательность и вне утилитарных целей, она обладает четко выраженным нравственным, общественным содержанием. Очевидно, что при созерцании целого неизбежно меняются все повседневные перспективы: понимание смысла жизни, отношение к лю­дям, государству, собственности и т.д. Именно по этой причине многие философы-«созерцатели» вынуждены были проводить остаток своих дней в изгнании или вообще лишались жизни.

Таким образом, наши практические решения во многом зависят от пози­ции, занимаемой нами относительно предельных вопросов. Вот почему фи­лософские теории, не предназначенные для практического использования и применения, обладают таким влиянием на человеческую историю.

Исторические условия философствования.

Всякое философствование предполагает известную ступень материальной и духовной культуры народа.

По мысли Гегеля, философия есть свидетельство того, что дух выходит за пределы своего природного образа. В действительности это означает разложение привычных форм жизни, потребность в реформировании традиционных отношений. Не удивительно, что расцвету философии сопутствует кризис религии (оскудение веры) и падение нравов, то есть разложение и гибель прежнего уклада жизни.

Это подтверждается всей историей философии. Так, например, первоначальная греческая (ионийская) философия появилась одновременно с падением ионирских государств в Малой Азии. Сократ и Платон уже не находили удовлетворения в афинской государственности, которая переживала в то время процесс разложения.

В Риме философия распространилась лишь после гибели подлинно рим­ской жизни - республики - под деспотизмом римских императоров.

С гибелью Римской империи связана высочайшая ступень развития древней философии, достигнутая в лице неоплатоновских философов (Пло­тин, Порфирий, Ямвлих, Прокл и др.) в Александрии.

Философия расцветает в реформационные эпохи