Файл: Тема Введение в философию.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, когда старые формы отношений изжили себя, а новые находятся еще в зародыше. Философия призвана ускорить роды нового, помочь реформационному движению.

В реформационную эпоху греческого мира расцветает древняя филосо­фия, в реформационную эпоху христианского мира - философия нового времени.

Классическая немецкая философия расцветает на почве кризиса прус­ского абсолютизма, стоящего на пороге демократических реформ.

Расцвет русской философии в конце XIX - начале XX века приходится также на время глубинных реформации, вызванных агонией монархизма.

Отношение философии к действительности.

По мнению Г.В.Ф. Гегеля, философия, именно потому, что она есть проникновение в разумное, постижение существенного, является познанием действительного, а не потустороннего начала. Мыслитель отмечает, что в повседневной жизни действительностью называют всякую причуду, заблуждение, зло и тому подобное, равно как и всякое существование, как бы оно ни было превратно и преходяще. Действительным может считаться только существенное, необходимое, разумное. Действительность, согласно Гегелю, есть ставшее непосредственным единство сущности и существования, или внутреннего  и внешнего. Поэтому только философии и дано познать истинно действительное, ибо она с помощью разума постигает существенное.

Связь философии и жизни.

Философия имеет подлинную, творческую связь с жизнью. Обыватель не замечает этой связи, потому что она проистекает не от быта и не от животного существования, а от жизни духа, от его страдания, созерцания и жажды. Русский мыслитель И. А. Ильин выводит следующую «формулу» связи с жизнью: «Жизнь есть страдание, ведущее к мудрости, а философия есть мудрость, рожденная сознанием». Философствовать — и означает воистину жить и мыслью освещать я преображать сущность подлинной жизни.Таким образом, между философией и жизнью существует самая прямая взаимосвязь, которую можно выразить таким соотношением: философия больше, чем жизнь - она ей завершение жизни, Но жизнь первичнее философии - она есть ее источник и предмет.

Основной вопрос философии. Материализм и идеализм.

Каждая философская теория имеет главный вопрос вокруг которого выстраивается вся система: что первично
: дух или материя, идеальное или материальное?

(Материя - - философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию или духу. Дух, философское понятие, означающее невещественное начало).

В зависимости от ответа на него выделяются такие философские направления, как материализм и идеализм.

Материализм признает, что материя (объективная реальность) является первичным началом в сфере бытия, а идеальное (идея, дух, сознание) — вторичным (результатом, следствием).

Виды материализма:

· Стихийный и наивный материализм древних греков – это первоначальный вид материализма, согласно которомуокружающий мир произошел и состоит из материальных элементов (воды, земли,воздуха, огня, всех этих первоначал, атомов и т.д.) и рассматриваетсясам по себе независимо от сознания человека и богов (Фалес Левкипп, Демокрит. Гераклит. Эмпедокл и др.).

· Механистическийматериализм эпохи Нового времени – в основе его лежит изучение природы, однако всемногообразие ее свойств и отношений сводится к механической формедвижения материи (Г.Галилей, Ф.Бэкон. Дж. Локк, Ж.Ламетри др.)

· Диалектический материализм – представляет органическое единство материализма и диалектики (Диалектика — учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания (мышления)). Вечная и бесконечная материя находится в постоянном движении и развитии, которое происходит по законам диалектики. В результате этого самодвижения материя приобретает все новые и новые формы и проходит различные этапы развития (К.Маркс, Ф.Энгельс).

·Вульгарный материализм – сводит идеальное к материальному, сознание отождествляет с материей (Фохт, Молешотт, Бюхнер).

Идеализм признает первичным идею, дух, сознание по отношению к материи.

Объективный идеализм провозглашает независимость идеального начала не только от материи (Платон, Фома Аквинский, Гегель).

· Субъективный идеализм утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (Дж. Беркли, Д.Юм).