Файл: Электрический ток, источники электрического тока.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Раздел

Постоянный электрический ток

ФИО педагога

Кашкинбаева Б.С.

Дата

09.01.23

Класс 

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Электрический ток, источники электрического тока

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

8.4.2.1 объяснять возникновение и условия существования электрического тока;

Цель урока

объяснять возникновение и условия существования электрического тока

ввести понятие электрического тока; источника тока; рассмотреть превращение различных видов энергии в электрическую; познакомить учащихся с различными действиями электрического тока;

Критерии успеха

Знают основные понятия: электрический ток, сила тока

-Умеют преобразовывать понятия: электрический ток, электрический заряд, сила тока.

-Знают устройство и принцип действия электрических приборов: амперметр.

-применяют навыки, умении, необходимые при решении текстовых задач

Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оценивание

Ресурсы

Орг момент

Орг. момент.

Постановка целей урока.

Учащиеся знакомятся с видами деятельности на уроке и определяют цели обучения, соответствующие этой деятельности.

. Что понимают под работой электрического поля? 2. Как понимать выражение «электрическое поле потенциально»? 3. Какие поля называют потенциальными? 4. Как связанно изменение потенциальной энергии с работой?

5. Чему равна потенциальная энергия заряженной частицы в однородном поле?

6. От чего зависит работа по перемещению заряда из одной точки поля в другую?

7. Чему равна работа по перемещению заряда по замкнутому контуру? 8. Напишите формулу работы по перемещению заряда в электрическом поле.

9. Что называется потенциалом электрического поля? 10. Какая формула выражает смысл этого понятия? 11. Что называют разностью потенциалов между двумя точками поля?

12. Какая формула выражает смысл этого понятия?

13. Для чего предназначены конденсаторы? 14. Как устроен конденсатор? 15. Что называется электроемкостью? 16. В каких единицах выражается электроемкость? 17. От чего зависит электроемкость конденсатора?

(Взаимооценивание)
Давайте попробуем определить цели нашего сегодняшнего урока, что мы уже умеем делать, чему должны или можем научиться.

Но прежде давайте вспомним ранее изученный материал и ответим на вопросы проверочной работы: 1. Слово «электризация» произошло от слова ________, что в переводе означает «__________»

2. Существует два рода электрических зарядов:__________ и _________.

3. Если приблизить два положительно заряженных тела, они ___________.

4. Если приблизить два тела, с разными зарядами, то они _____________.

5. Вещества, которые проводят электрический ток называются __________.

К ним относятся:_____________________________________________.

6. Вещества, которые не проводят электрический ток называются ___________

К ним относятся:_________________________________________.

7. Прибор для обнаружения зарядов называется_________________.

8. Наименьшая заряженная частица называется ________________.
А теперь обменяемся листками и проверим ответы друг у друга.

Сравним ответы с ответами на доске и оценим их. (слайд №2)
Электричество играет огромную роль в нашей жизни, поэтому важно знать, что это такое.

Итак…

(На интерактивной доске высветить слайд с незаполненной таблицей и в ходе обсуждения её заполнить)

 



п/п

Что я знаю

Что не знаю

1.

2.

3.










Настраиваются на положительный настрой урока.





Интерактивная доска,видеоролик
Картинки-пазлы


Изучение нового материала


Задания для исследования каждой группе:

Групповая работа .

Ребята, сейчас я проверю, как добросовестно и продуктивно вы самостоятельно поработали дома над материалом домашних параграфов. По очереди команды называют любое число в пределах от 1 до 21, тем самым выбирая себе номер вопроса. Я зачитываю вопрос всему классу, и даю вам на его командное обсуждение 15 сек. Затем ответ предоставляет команда, которая выбирала себе вопрос. За полный ответ она получает 1 балл. Если ответа нет или ответ будет неполным, команды-соперники имеют возможность получить 0,5 балла за поправку к ответу или сам ответ. Право ответа команды-соперники разыгрывают по жребию: каждая команда называет любое число, я показываю карту с опорным числом, отвечает команда, чьё число стоит ближе к опорному числу. Все члены команды-победителя получат возможность автоматически улучшить результат проверочной работы, которая последует за игрой, на 1,5 балла. Второе место позволит вам улучшить результат на 1 балл, а третье место – на 0,5 балла. Всем желаю удачи!
Вопросы группам:

1. Как взаимодействуют между собой тела, имеющие одноимённые заряды?

2. Как взаимодействуют между собой тела, имеющие разноимённые заряды?

3. Может ли атом водорода лишиться заряда, равного 1,5 заряда электрона?

4. Какие два рода зарядов существуют в природе?

5. Как взаимодействуют между собой две стеклянные палочки, натёртые шёлком?

6. Атом хлора принял один электрон. Как называется полученная частица? Каков её заряд?

7. Как взаимодействуют между собой две эбонитовые палочки, натёртые мехом?

8. Какой заряд приобретает атом железа, если он потеряет один электрон?

9. Как взаимодействуют между собой стеклянная палочка, натёртая шёлком, и эбонитовая палочка, натёртая мехом?

10. Является ли нейтральным атом гелия, если вокруг его ядра обращается один электрон?

11. Можно ли при электризации трением зарядить только одно из соприкасающихся тел? Ответ обоснуйте.

12. Вокруг ядра атома кислорода движется 8 электронов. Сколько протонов имеет ядро атома кислорода?

13. При трении эбонитовой палочки о мех наблюдается явление электризации. Объясните, какой заряд (положительный или отрицательный) сообщён при этом эбонитовой палочке, какой заряд сообщён меху?

14. В ядре атома азота 14 частиц, из них 7 нейтронов. Сколько протонов и электронов содержится в этом атоме?

15. Почему при расчёсывании волос пластмассовой расчёской чистые волосы словно прилипают к ней?

16. Положительно заряженное тело отталкивает подвешенный на нити лёгкий шарик. Можно ли утверждать, что шарик заряжен положительно?

17. Почему металлический стержень нельзя наэлектризовать, если держать его в руке?

18. В результате трения о шёлк стеклянной палочке был сообщён положительный заряд. Изменилась ли масса стеклянной палочки после сообщения ей положительного заряда? Как? Почему?

19. Чем отличается пространство вокруг заряженных тел от пространства вокруг тел незаряженных?

20. Изменяется ли сила, действующая на заряженную гильзу при удалении её от заряженного тела?

21. Как доказать, что электрическое поле материально?
Ответы учащихся:

  1. Тела отталкиваются друг от друга.

  2. Тела притягиваются друг к другу.

  3. Нет. Электрон – частица с наименьшим отрицательным зарядом.

  4. Положительные и отрицательные.

  5. Отталкиваются друг от друга.

  6. Отрицательный ион. Отрицательный.

  7. Отталкиваются друг от друга.

  8. Положительный (положительный ион).

  9. Притягиваются друг к другу.

  10. Нет. Он представляет собой положительный ион.

  11. Нет. При трении электроны переходят с одного тела на другое. На одном теле будет избыток электронов, а на другом – недостаток.

  12. 8 протонов.

  13. При этом эбонитовой палочке сообщён отрицательный заряд, а меху сообщён положительный заряд.

  14. 7 протонов и 7 электронов содержится в этом атоме.

  15. Небольшая часть электронов перейдёт с волос на расчёску и зарядит её отрицательно, а волосы зарядятся положительно.

  16. Да. Необходимо сделать анализ поведения шарика, если он нейтрален или заряжен отрицательно.

  17. Металлический стержень – проводник. Весь заряд уходит в землю.

  18. Да. Она уменьшилась. С неё ушло некоторое количество электронов.

  19. Всякое заряженное тело окружено электрическим полем.

  20. Да. По мере удаления действие поля ослабевает.

  21. Оно действует на всякий находящийся в нём заряд.

Учащиеся занимают свои места. Учитель осуществляет подсчёт баллов.


Номер вопроса

1 гр

2 гр

3гр

1

+







2

+ –







3









4









5










6










7










Сумма баллов










Критерии успеха:

  1. Выделяет в тексте основные части

  2. Определяет основную мысль

  3. Находит НЕ с разыми частями речи, объясняет их правописание

Задание №2 работа в парах

1. Не решая уравнение, определите знаки его корней:

1) х2 + 45х – 364 = 0 –

2) х2 + 36х + 315 = 0 –

3) х2 – 40х + 364 = 0 –

Критерии оценок

Опыты по созданию гальванических элементов.

Опыт 1.

Налейте в стакан раствор воды с солью, в этот раствор опустите медную и цинковую пластины. Между пластинами поместите ластик, чтобы они не касались друг друга. Присоедините пластины к миллиамперметру и обнаружите наличие электрического тока.

Опыт 2.

Соедините последовательно несколько стаканов из предыдущего опыта и получите упрощенный аккумулятор.

. Сообщение.

В 1780 году итальянский ученый Луиджи Гальвани заметил, что электричество вызывает сокращение мышцы лапы лягушки. Дальнейшие исследования привели его к открытию замечательного факта – мышца лягушки сокращалась и без электрического воздействия извне, если мышцы и нервы соединялись разнородными металлическими предметами.



Итальянский ученый Алессандро Вольта обнаружил, что электричество возникает без использования тканей животных, если пластины из различных металлов поместить в сосуды с раствором соли или кислоты. В 1775 году Вольта опубликовал описание устройства, состоящего из пар медных и цинковых пластинок, разделенных кружочками ткани, смоченными проводящим раствором. Подобные устройства до сих пор по имени Гальвани называют гальваническими элементами.

Задание для индвидуальных :

Решить задачи:

  • Если к шарам разноименно заряженных электроскопов одновременно прикоснуться металлическим стержнем, то в них возникнет электрический ток. Чем эта установка принципиально отличается от устройств, которые принято называть источниками тока?

  • Протекает ли ток внутри гальванического элемента, от которого работает электрический фонарь, когда фонарь включен? когда он выключен?



Сформулируем вместе, что же такое электрический ток?
1.
 Электроны и ионы – это…? (Ученики: заряженные частицы).
2. Что с ними происходит? (Ученики: они движутся).
3. Как они движутся? (Ученики: упорядочено, т.е. направлено
).
4. Под действием чего движутся заряженные частицы? (Ученики: под действием электрического поля).

Устно отвечают на вопросы, с объяснением.

Находит ошибки в примерах

формулирует цели и тему урока. Излагает свои мысли.


Стратегия

«Верно - не верно»

Словесная оценка учителя.

Взаимооценивание

Стратегия «Стикер»


Интерактивная доска

ИКТ,

маркеры, флипчарт, стикеры


Подведение итогов урока (5 мин)


Рефлексия

Стратегия «Лестница успеха»

Дает инструкцию: 1.В на столах стикер.2. На доске рефлексивный лист «Лестница успеха» приклейте ваш стикер на понимание темы: на верхней- поняли все, смогу применить; на средней- не совсем поняли; на нижней- не понял.


Ученики показывают умение обосновывать свое понимание
Записывают д.з. в дневники


Самооценивание


Рефлексивный лист, стикеры