Файл: Контрольная работа по дисциплине Экспертные системы в управлении качеством.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«Рыбинский государственный авиационный технический университет имени П.А. Соловьева»

(РГАТУ имени П.А. Соловьева)
Факультет заочного обучения

Кафедра «организация производства и управление качеством»

(ОПиУК)


Контрольная работа
по дисциплине «Экспертные системы в управлении качеством»
Вариант №




Студент:

Группа:

Преподаватель:




Оценка _______________________

Подпись

преподавателя__________________

Дата __________________________



Содержание:

1.

Выбор и обоснование проблемы в профессиональной деятельности для решения на основе экспертной системы………………………………………………………..

3

2.

Разработка прототипа ЭС……………………………………………………….

4

2.1

Идентификация проблемы……………………………………………………….

4

2.2

Извлечение знаний………………………………………………………………..

4

2.3

Структурирование знаний……………………………………………………….

5

2.4

Формализация знаний…………………………………………………………….

6

2.5

Стадия реализации прототипа…………………………………………………..

8

2.6

Стадия тестирования…………………………………………………………….

8




  1. Выбор и обоснование проблемы в профессиональной деятельности для решения на основе экспертной системы.

Рассмотрим применение экспертной системы в сервисном центре по ремонту стиральных машин.

Основными функциями сервисного центра являются техническое обслуживание, гарантийное обслуживание и ремонт стиральных машин.


Основными характеристиками, характеризующими качество услуг, предоставляемых сервисными центрами, являются: режим работы, надежность и сроки выполнения работ, предоставление дополнительных гарантий на отремонтированную технику, квалификация персонала, материально-техническое обеспечение деятельности центра.

Требования потребителей к качеству услуг сервисного центра включают: обеспечение надлежащего качества ремонта техники, соблюдение установленных сроков выполнения работ. Выполнение обозначенных требований во многом определяется квалификацией персонала центра, который должен быть способен своевременно и правильно установить вид и причины отказа техники, подобрать адекватные методы и средства выполнения работ по ремонту и обслуживанию телевизоров, а также оценить результаты выполненных работ.

Анализ, проведенный в ряде сервисных центров, позволил выявить следующую проблему: недостаточно опыта по выявлению причин неисправностей стиральных машин и по их устранению.

Применение экспертной системы позволит поддержать процесс принятия решений специалистами центра на стадии диагностики видов и причин отказов техники, а также определения видов работ, необходимых для их успешного устранения.

Присвоим разрабатываемой экспертной системе название «Выявление и устранение причин неисправностей стиральных машин».

Коллектив разработчиков:

Эксперт: руководитель группы по ремонту техники.

Пользователи: специалисты группы.

Инженер по знаниям: инженер по качеству.

Программист: системный администратор сервисного центра.

С учетом выбранного состава коллектива разработчиков подготовим подробный план разработки прототипа экспертной системы с указанием стадий разработки, ответственных исполнителей и сроков разработки (табл. 1).

Таблица 1

План разработки ЭС «Выявление и устранение причин неисправностей стиральных машин».

Стадии разработки

Ответственные

Сроки

Идентификация проблемы

Руководитель группы по ремонту техники, специалисты группы, инженер по качеству

с 08.01.2019

по 17.01.2019

Извлечение знаний

Руководитель группы по ремонту техники, инженер по качеству

с 18.01.2019

по 17.04.2019

Структурирование знаний

Инженер по качеству

с 18.04.2019

по 09.05.2019

Формализация

знаний

Инженер по качеству, системный администратор сервисного центра

с 10.05.2019

по 30.05.2019

Реализация

прототипа

Системный администратор сервисного центра

с 31.05.2019

по 16.06.2019

Тестирование

Руководитель группы по ремонту техники, специалисты группы, инженер по качеству, системный администратор сервисного центра

с 17.06.2019

по 30.06.2019



2. Разработка прототипа ЭС

В соответствии с представленным планом разрабатывается прототип ЭС.

2.1 Идентификация проблемы.

Цель ЭС «Выявление и устранение причин неисправностей стиральных машин»: распространение опыта по анализу выявленных неисправностей стиральных машин, определению их причин и выбору действий по их устранению.

Необходимые ресурсы: время, люди.

Источники знаний: руководства по эксплуатации, руководства то техническому обслуживанию и ремонту, специалисты центра, внешние эксперты.

2.2 Извлечение знаний.

Наблюдение. В процессе наблюдений инженер по знаниям находится непосредственно рядом с экспертом во время его профессиональной деятельности или имитации этой деятельности. При подготовке к сеансу извлечения эксперту необходимо объяснить цель наблюдений и попросить максимально комментировать свои действия. Непременное условие этого метода – невмешательство аналитика в работу эксперта хотя бы на первых порах.

Протокол мыслей вслух. Эксперт не просто комментирует свои действия и решения, но и объясняет, как это решение было найдено, то есть демонстрирует всю цепочку своих рассуждений. Во время рассуждений эксперта все его слова, весь «поток сознания» протоколируется инженером по знаниям.

Свободный диалог. Проходит в виде беседы инженера по знаниям и эксперта.

Текстологические методы. Анализ специальной литературы, анализ методик.

2.3 Структурирование знаний.

Терминология: определена в технической документации на стиральные машины.

Входная информация: краткое описание неисправности.

Выходная информация: причина неисправности и возможные действия по устранению неисправности.

Поле знаний ЭС в виде графа представлено на рис. 1.


Не исправна розетка, вилка или провод



Замена датчика уровня воды

Неисправен датчик уровня воды

Если количества поступившей воды недостаточно для стирки

Исправить розетку, вилку или провод

Не включается электродвигатель


Рис. 1. Поле знаний ЭС «Выявление и устранение причин неисправностей стиральных машин»
2.4 Формализация знаний

При разработке ЭС «Выявление и устранение причин неисправностей стиральных машин» воспользуемся продукционной моделью, т. к. предметная область наиболее полно подходит под правила «ЕСЛИ условие, ТО действие».

Представим базу знаний ЭС «Выявление и устранение причин неисправностей стиральных машин» в виде рисунка (рис.2)



Рисунок 2. База знаний ЭС «Выявление и устранение причин неисправностей стиральных машин»

Рассмотрим правила логического вывода в ЭС. К логическому выводу ведут 8 путей:

1 – 1;

2 – 2, 3;

3 – 2, 4, 5;

4 – 2, 4, 6, 7;

5 – 2, 4, 6, 8, 9;

6 – 2, 4, 6, 8, 10, 11;

7 – 2, 4, 6, 8, 10, 12, 13;

8 – 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14.

База знаний ЭС «Выявление и устранение причин неисправностей плазменных телевизоров»:

Правило 1. ЕСЛИ машина работает исправно = ДА, ТО выход.

Правило 2. ЕСЛИ машина работает исправно = НЕТ, машина включается = НЕТ, ТО причины неисправности: повреждён провод, неисправность розетки, блока питания инвертора или блока строчной и кадровой развертки.

Правило 3. ЕСЛИ машина работает исправно = НЕТ, машина включается = ДА, Вода поступает? = НЕТ, ТО причины неисправности: неполадки с ТЭНом, сбой датчика, регулирующего подачу воды, накипь.


Правило 4. ЕСЛИ машина работает исправно = НЕТ, машина включается = ДА, вода поступает = ДА, вода нагревается = НЕТ, ТО причины неисправности: отсутствует давление, неисправный клапан, поломка блока управления.

Правило 5. ЕСЛИ машина работает исправно = НЕТ, машина включается = ДА, вода поступает = ДА, вода нагревается = ДА, отжим воды хороший = НЕТ, ТО причины неисправности: поломка таходатчика, оборвана цепь, отсутствует контакт.

Правило 6. ЕСЛИ машина работает исправно = НЕТ, машина включается = ДА, = вода поступает ДА, вода нагревается = ДА, отжим воды хороший = ДА, Машина работает без постороннего звука? = НЕТ, ТО причины неисправности: вещи внутри барабана распределились неравномерно, попал посторонний предмет, пришел в негодность подшипник, неправильно установлена машинка.

Правило 7. ЕСЛИ машина работает исправно = НЕТ, машина включается = ДА, вода поступает = ДА, вода нагревается = ДА, отжим воды хороший = ДА, Машина работает без постороннего звука? = ДА, Барабан вращается? = НЕТ, ТО причины неисправности: разрыв ремня привода, поломка двигателя, обрыв проводов, поломка тахогенератора мотора.

Правило 8. ЕСЛИ машина работает исправно = НЕТ, машина включается = ДА, вода поступает = ДА, вода нагревается = ДА, отжим воды хороший = ДА, Машина работает без постороннего звука? = ДА, Барабан вращается? = ДА, ТО другие причины.

Для использования базы знаний необходимо воспользоваться составленными правилами и получить заключение.

Например, после получения запроса о работе машины и проведения анализа неисправности, пользователь получил следующую информацию: машина включается, вода поступает, но вода не нагревается. В результате ведения диалога с ЭС пользователь вводит ответы на все вопросы и срабатывает 4 правило:

ЕСЛИ машина работает исправно = НЕТ,

машина включается = ДА,

вода поступает = ДА,

вода не нагревается = ДА,

ТО необходимо проверить:

  • отсутствует давление,

  • неисправный клапан,

  • поломка блока управления.

2.5 Стадия реализации прототипа. На стадии реализации программист превращает формализованные знания в работающую компьютерную программу. Написание программы требует содержания, формы и согласования. Содержание берется из структур знаний (формализованных предметных знаний), правил вывода и стратегий управления, необходимых для решения задачи. Форма задается языком