Файл: Мы против я. Судьба личности в тоталитарном государстве. Трагедия судеб в романе. Смысл финала.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел | Человек в эпоху тоталитарного режима | |||||
ФИО педагога | Тихая Н.Л. | |||||
Дата | 15.11.2022 | |||||
Класс 11 | Количество присутствующих: | отсутствующих: | ||||
Тема урока | Мы» против «я». Судьба личности в тоталитарном государстве. Трагедия судеб в романе. Смысл финала. | |||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | 11.2.1 определять жанр и его признаки (синкретический жанр), особенности лирики серебряного века; 11.2.3 определять роль композиции в раскрытии авторского замысла (тематики, проблематики, образов героев); | |||||
Цель урока | отвечать на вопросы, выражая собственное мнение; - делать вывод к прочитанному тексту. | |||||
Ход урока | ||||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Оценивание | Ресурсы | ||
Орг момент | Учитель приветствует учащихся, знакомит их с особенностями предмета, требованиями целями обучения иожидаемым результатом. Стадия осмысления. Актуализация знаний. Формирование новых понятий и способов деятельности. Напишите размышлениеотклик на слова поэта-барда А. Галича, вынесенные в эпиграф к уроку (стратегия Телеграмма). Совместное целеполагание, определение целей урока | Настраиваются на положительный настрой урока. | | Интерактивная доска,видеоролик Картинки-пазлы | ||
Изучение нового материала | Применение. Формирование умений и навыков. - Как сумело Единое Государство в романе Е. Замятина удовлетворить материальные и духовные запросы своих граждан? - Дайте определение следующим понятиям, составив глоссарий-словарь произведения: Нумера. Зеленая Стена. Государственная Газета. Бюро Хранителей. Благодетель. - Какова история зарождения Единого Государства? Каково его внутреннее и внешнее устройство? Какими образами-символами оно выражено в романе? - Какова «формула счастья», выведенная в Едином Государстве? Когда герой Д-503 чувствует себя абсолютно счастливым? Какие меры приняло Единое Государство, чтобы сделать людей счастливыми? - Почему Единое Государство обречено на провал? Назовите признаки кризиса антиутопического мира. - Как тип тоталитарного сознания отражается в языке героев? Анализ эпизодов «Разговор об энтропии», «Великая операция». -. В чем смысл финала произведения: выстоит ли человек перед усиливающимся насилием над его совестью, волей, душой? Вопросы для 1 группы: - Что представляла собой формула счастья, построенная по 4-ем правилам арифметики? (Блаженстово) - Как решалась в Едином государстве проблема счастья и как устранялась зависть? (Устрани зависть, и блаженство достигнуто: дробь превращалась в великолепную бесконечность. Всех уравнять!) - Признается ли единым государством любовь? (В Едином государстве всё сведено к приятно полезной функции организма, которая отправляется по разовым талонам в специально отведенные для этого дни и часы) Вопросы для 2 группы: - В чем состоял долг гражданина Единого государства? (Быть счастливыми) - Какая поэзия разрешена в Едином государстве? (Только восхваляющая Благодетеля, Машину, Единое государство) - Как бы мы сегодня назвали такую литературу? (Литературой «Социального заказа»). Какой герой в романе Замятина является таким сладкоголосым одописцем? (Нумер R-13, государственный поэт) - Если находился среди поэтов тот, кто хотел петь по-своему и говорил, что гений, а гений – выше закона, что было с таким смельчаком? (Его ждала Машина Благодетеля, а государственные поэты, должны были воспевать карающую руку Благодетеля) - Чему в Едином Государстве служит наука? Вопросы для 3 группы: - Каково символическое значение стены? - К чему привели условия, созданные для жителей Единого государства? (Разобщенность, отчужденность, управляемость. Отнята возможность интеллектуального и художественного творчества - взамен Единая Государственная наука, механическая музыка и государственная поэзия) - Какие еще пророчества Замятина сбылись? (Газовый колокол, газовая камера гитлеровцев, замена имен и фамилий номерами в лагерях). - От чего предостерегал Замятин и своих современников, и потомков? Выступления групп Ф Взаимооценивание по критериям Критерий оценивания: демонстрирует понимание прочитанного текста Дескрипторы: - дает развернутые ответы на заданные вопросы; - приводит примеры из текста; - выражает своем отношение. Вопрос классу: - Итак, какие проблемы поднимаются в романе автором? (проблема всеобщего счастья, проблема власти, проблема подавления, несвободы личности, проблема опасности для жизни людей бездушной машинизации) - Актуальны ли эти проблемы в сегодняшнем мире? Приведите примеры. - Обратите внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку. Как вы его понимаете? (ответы учащихся) - Можем ли мы назвать ваши ответ | Составляют глоссарий-словарь произведения. Выступают с сообщениями по индивидуальным заданиям. Анализируют значимые эпизоды роман | Стратегия «Верно - не верно» Словесная оценка учителя. Взаимооценивание Стратегия «Стикер» | Интерактивная доска ИКТ, маркеры, флипчарт, стикеры | ||
Подведение итогов урока (5 мин) | Рефлексия. «Благодарю…» Д\З. Эссе («Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю» Своеобразие постановки проблемы любви и долга в романе Е. Замятина "Мы". Художественные особенности романа Е. Замятина как романа-антиутопии. Искусство и Единое Государство. (на выбор) | Ученики показывают умение обосновывать свое понимание Записывают д.з. в дневники | Самооценивание | Рефлексивный лист, стикеры |
Раздел | Человек в эпоху тоталитарного режима | |||||
ФИО педагога | Тихая Н.Л. | |||||
Дата | 15.11.2022 | |||||
Класс 11 | Количество присутствующих: | отсутствующих: | ||||
Тема урока | Е.И.Замятин. Страницы жизни и творчества писателя. Жанр антиутопии. Хронотоп романа «Мы». | |||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | 11.1.1 понимать термины: ретроспекция, серебряный век, имажинизм, символизм, футуризм, акмеизм; 11.1.4 составлять план сочинения на литературные и свободные темы, рецензии ; | |||||
Цель урока | составлять план сочинения на литературные и свободные темы, рецензии; - определять способы выражения авторского отношения к героям, проблемам, сопоставляя позицию автора с собственным мнением. | |||||
Ход урока | ||||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Оценивание | Ресурсы | ||
Организационный этап | Организационный этап. 2. Повторение пройденного материала. Викторина по роману Е. Замятина "Мы". Как зовут главного героя романа Замятина «Мы»? Как называется документ, строго регламентирующий жизнь Единого Государства? Почему Д-503 собирается донести на I-330? Какую болезнь обнаруживает у Д-503 S-4711? Что хочет сделать I-330 с помощью Д-503? Какой великой операции должны подвергнуться нумера? Что сделали с Д-503 за участие в заговоре? Заканчивается роман записью Д-503: «Я уверен – мы победим. Потому что ... ». Совместное целеполагание. | Показывают решения задач, при возникновении вопросов разбирают с учителем | Интерактивное обучение | Диалогическое обучение Саморегулируемое обучение Критическое мышление | ||
Изучение нового материала | Применение. Формирование умений и навыков. - Какие черты личности писателя вас поразили? - Какие из высказываний о Е. Замятине касаются поэтики его произведений, их художественных особенностей? - Выпишите определенияхарактеристики, которые относятся к Замятину-человеку и Замятину-писателю. - Используя ПОПС-формулу, определите главные черты личности Е. Замятина и его творческое кредо. - Как вы понимаете высказывание современного ученого, писателя Д. Быкова? Согласны ли вы с его определением роли романа Е. Замятина «Мы»? Задание: ответьте на вопросы, представляя свои ответы в виде несплошного текста (таблица или постер). Вопросы для 1 группы: - Как называется стиль литературного языка, в котором поднимаются проблемы, касающиеся каждого из нас? Где используется этот стиль? - В чём заключаются особенности публицистического стиля? - Дайте определение эссе. - В чём заключаются его жанровые особенности? Вопросы для 2 группы: - Какие художественно-выразительные используются в эссе? Назовите их и дайте их определения, приведите примеры. Вопросы для 3 группы: - В чём заключается назначение эссе? Каким оно должно быть? - Какова структура эссе? Выступления групп. Ф Взаимооценивание "Похвальный бутерброд" Обратная связь учителя 2) Вопросно-ответная беседа. Учитель: «Настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные и благодушные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики», - писал Евгений Замятин в статье «Я боюсь». Это было писательское кредо Замятина. И роман «Мы», написанный в 1920 году, стал художественным его воплощением. - Почему роман-антиутопия «Мы» - это роман-предупреждение? - От чего предостерегает Евгений Замятин своим произведением современного человека? Ответы учащихся: Содержание романа направлено против опасности, которая подстерегает любое общество, в котором произошло смещение ценностей, а значение отдельной личности «низведено до уровня винтика в государственном механизме». Замятин показал трагедию преодоления человеческого в человеке, потери имени как потери собственного «я». От этого и предостерегает писатель своим романом - предупреждением «Мы». 3) Составление плана эссе. - Ребята, сегодня я предлагаю вам написать в парах эссе на одну из предложенных тем: 1) «Я» и «мы» в романе Замятина. 2) Тревога за будущее в антиутопии Замятина «Мы». 3) Предсказание или предупреждение? Задание: составьте план эссе по выбранной теме. Ф Комментарий учащихся Критерий оценивания: составляет план творческой работы Дескрипторы: - составляет план эссе; - дает заглавие каждой части плана; - использует односоставные/вопросительные предложения; - пункты плана соответствуют выбранной теме. Дифференциация: учитель делит учащихся таким образом, чтобы в паре были сильный ученик и ученик с низкой мотивацией. Работа по составлению плана проводится при помощи приемы "Пилот и навигатор", где сильный ученик направляет менее способного. Обратная связь учителя Задание: в парах напишите творческую работу (эссе) по выбранной вами теме, соблюдая нормы языка. Четко соблюдайте структуру, используйте художественно-выразительные средства языка. Работа должна соответствовать вашему плану, объем - 180-200 слов. Ф Взаимооценивание, оценивание учителя Критерий оценивания: демонстрирует умение писать творческую работы (эссе), опираясь на литературный материал и свой жизненный опыт, выражая свое мнение об актуальности проблемы Дескрипторы: - соблюдает структуру эссе; - соблюдает логичность и последовательность работы; - эссе соответствует составленному плану; - выражает свое мнение об актуальности проблемы; - использует художественно-выразительные средства языка; - в работе прослеживает связь с жизнью; - соблюдает пунктуационные и грамматические нормы языка. Дифференциация: учитель может дать некоторым ученикам речевые клише: • Автор затрагивает важную проблему... • Автора романа размышляет над проблемой... • Проблема, затронутая автором, без сомнения, сложна и серьёзна, так как… • Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что... • Этот роман заставил меня задуматься над проблемой ... • Проблема... не может не волновать современного человека. • Что такое...? (В чем заключается...? Какую роль в жизни человека играет...?) Эту важную проблему поднимает автор. Примечание: Учитель может попросить некоторых учеников прочитать их работы, класс должен оценить | Разбирают совместно с учителем понятие Работа с высказываниями о Е. Замятине, выписки, составление ПОПСформулы. Участие в обсу | Словесная оценка учителя . Взаимооценивание Стратегия «Стикер | Критическое мышление. Саморегулируемое обучение (самонаправленность в процессе работы над заданиями). | ||
Рефлексия | В конце урока учащиеся проводят рефлексию: - что узнал, чему научился - что осталось непонятным - над чем необходимо работать | Учащиеся подытоживают свои знания по изучаемой теме. | | |