ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт

(наименование института полностью)

Кафедра педагогики и психологии

(Наименование учебного структурного подразделения)

37.03.01 Психология

(код и наименование направления подготовки / специальности)

Психология

(направленность (профиль) / специализация)



Практическое задание № 3
по учебному курсу «Общая психология 1 »

(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)


Обучающегося

К. Н. Сыркина







(И.О. Фамилия)




Группа

ПСХбвд-2102в













Преподаватель

Мишустина С. Ю.







(И.О. Фамилия)





Тольятти 2023

Задание 1.

Вспомните, как организуется научное исследование в психологии, какова последовательность и логика его этапов.

Посмотрите на предложенный ниже список этапов и подэтапов научного исследования:

А - логика схемы исследования

Б - подбор методов количественного и качественного анализа

В - подбор условий проведения исследования

Г - формулирование гипотезы


Д - постановка проблемы

Е - постановка задач исследования

Ж- подбор методов, способов фиксации данных

З - подбор репрезентативной выборки

И - формулировка цели исследования

К - обработка, анализ, интерпретация

Л – экспериментальное исследование

М - определение объекта и предмета исследования

Н - формулировка выводов и заключения

О - проведение пилотажного эксперимента

Подумайте и правильно определите их временную последовательность, а данные занесите в таблицу 1 в правильной последовательности (впишите букву под номером этапа).

Таблица 1.

Этапы построения психологического исследования.


Последовательность этапов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Содержание этапа

(поставить букву из списка)

Д

М

И

Е

Г

А

В

Ж

Б

З

О

Л

К

Н

Задание 2.

Методы психологических исследований являются своеобразными инструментами, при помощи которых осуществляются исследования и добываются научные факты. Научный метод позволяет данным быть достоверными, доказательными, надежными. Многообразие методов обусловлено тем, что всегда есть определенная цель исследования и условия его проведения, поэтому возникает необходимость использовать различные формы инструментария, которые будут более соответствовать ситуации. Каждый метод обладает своими преимуществами и недостатками, которые должны отчетливо осознаваться студентами.

Изучив подробное описание методов, занесите данные в таблицу 2 в соответствие с наименованиями столбцов по вертикали.

Таблица 2.

Методы исследований в психологии




Название

метода

Суть метода

Достоинства

метода

Недостатки метода

1.

Эксперимент

опыт, проводимый в специальных условиях, при которых экспериментатор целенаправленно вмешивается в жизнедеятельность испытуемого, ставит перед ним задачи, по итогу решения которых формируются новые психологические знания

- выбор момента начала события;

- можно повторить событие;

- высокая точность результатов;

- изменяемость условий, что позволяет выявить закономерности


- испытуемые знают, что являются объектами исследования;

- сложность проведения;

-условия деятельности испытуемых не соответствуют реальности

2.

Тесты

краткое испытание, содержащее в себе систему заданий, позволяющих измерить степень развития психических качеств, способностей человека, а также уровень знаний

- возможность компьютеризации;

- оперативность;

- стандартизация условий, результатов;

- оптимальная трудность


- вероятность допущения ошибок вследствие неправильного понимания инструкции или возможность автоматических ошибок,

- возможность сознательного влияния испытуемого на результаты

3.

Беседа

опросный метод исследования личности, подготовленный разговор, в результате которого могут быть получены конкретные сведения об опрашиваемом

- можно получить наиболее полную информацию о личности испытуемого в отличие от других методов,

- возможность сделать вывод о достоверности ответов респондента с помощью его невербальных реакций,

- эмоциональная разрядка в процессе беседы

-требуется много времени

-необходима высокая квалификация психолога


4.

Анкетирование

письменный вид опроса, при котором контакт между исследователем и респондентом осуществляется посредством анкеты (вопросов, адресованных определенному множеству людей)

- массовость исследования,

- получение большого количества информации за короткий промежуток времени,

- отсутствие влияния личности исследователя на респондента,

- анонимность анкетирования позволяет получить правдивые ответы


- влияние факторов на ответы респондента, поспешность, необдуманность;

- влияние личных установок респондента на ответы;

- отсутствие личного контакта, при котором можно контролировать процесс заполнения анкеты


5.

Интроспеция

наблюдение собственных психических процессов без использования дополнительных инструментов (самонаблюдение)

- непосредственное, прямое наблюдение за переживаниями, мыслями человека, рефлексия;

- возможность

самосовершенствования


- высокая субъективность полученных знаний;

- необъективность (приукрашивание, преувеличивание)


6.

Экспертных оценок

диагностический метод исследования, при котором особенностям психических явлений присваиваются оценки

- возможность посмотреть широко на ситуацию, синтез опыта экспертов;

- получение рекомендаций от экспертов с определенными знаниями и опытом

- субъективность оценок, зависящая от опыта и знаний эксперта;

- -необходимость высокой квалификации специалистов


7.

Математической обработки

метод, с помощью которого производится обработка данных исследований. Применяются различные инструменты для оценки и анализа, результатом могут быть таблица, графическое отображение или числовое.

-достоверность результатов

-научность результатов исследования

-возможность глубже раскрыть качественные характеристики явления

-надежность статистической информации


-трудоемкость метода,

-негибкость модели (невозможность формирования результата в других условиях)

8.

Моделирования

метод познания, состоящий в исследовании явлений, процессов путем построения их моделей (имитация жизненных ситуаций)

- наглядность ситуации,

- небольшие затраты по времени,

- небольшая стоимость,

- универсальность


- трудности построения адекватных моделей, искажение естественных условий;

- результаты моделирования требуют подтверждения экспериментом в реальных условиях