ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт
(наименование института полностью) |
Кафедра педагогики и психологии |
(Наименование учебного структурного подразделения) |
37.03.01 Психология |
(код и наименование направления подготовки / специальности) |
Психология |
(направленность (профиль) / специализация) |
Практическое задание № 3
по учебному курсу «Общая психология 1 »
(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)
Обучающегося | К. Н. Сыркина | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ПСХбвд-2102в | |
| | |
Преподаватель | Мишустина С. Ю. | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2023
Задание 1.
Вспомните, как организуется научное исследование в психологии, какова последовательность и логика его этапов.
Посмотрите на предложенный ниже список этапов и подэтапов научного исследования:
А - логика схемы исследования
Б - подбор методов количественного и качественного анализа
В - подбор условий проведения исследования
Г - формулирование гипотезы
Д - постановка проблемы
Е - постановка задач исследования
Ж- подбор методов, способов фиксации данных
З - подбор репрезентативной выборки
И - формулировка цели исследования
К - обработка, анализ, интерпретация
Л – экспериментальное исследование
М - определение объекта и предмета исследования
Н - формулировка выводов и заключения
О - проведение пилотажного эксперимента
Подумайте и правильно определите их временную последовательность, а данные занесите в таблицу 1 в правильной последовательности (впишите букву под номером этапа).
Таблица 1.
Этапы построения психологического исследования.
Последовательность этапов | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Содержание этапа (поставить букву из списка) | Д | М | И | Е | Г | А | В | Ж | Б | З | О | Л | К | Н |
Задание 2.
Методы психологических исследований являются своеобразными инструментами, при помощи которых осуществляются исследования и добываются научные факты. Научный метод позволяет данным быть достоверными, доказательными, надежными. Многообразие методов обусловлено тем, что всегда есть определенная цель исследования и условия его проведения, поэтому возникает необходимость использовать различные формы инструментария, которые будут более соответствовать ситуации. Каждый метод обладает своими преимуществами и недостатками, которые должны отчетливо осознаваться студентами.
Изучив подробное описание методов, занесите данные в таблицу 2 в соответствие с наименованиями столбцов по вертикали.
Таблица 2.
Методы исследований в психологии
№ | Название метода | Суть метода | Достоинства метода | Недостатки метода |
1. | Эксперимент | опыт, проводимый в специальных условиях, при которых экспериментатор целенаправленно вмешивается в жизнедеятельность испытуемого, ставит перед ним задачи, по итогу решения которых формируются новые психологические знания | - выбор момента начала события; - можно повторить событие; - высокая точность результатов; - изменяемость условий, что позволяет выявить закономерности | - испытуемые знают, что являются объектами исследования; - сложность проведения; -условия деятельности испытуемых не соответствуют реальности |
2. | Тесты | краткое испытание, содержащее в себе систему заданий, позволяющих измерить степень развития психических качеств, способностей человека, а также уровень знаний | - возможность компьютеризации; - оперативность; - стандартизация условий, результатов; - оптимальная трудность | - вероятность допущения ошибок вследствие неправильного понимания инструкции или возможность автоматических ошибок, - возможность сознательного влияния испытуемого на результаты |
3. | Беседа | опросный метод исследования личности, подготовленный разговор, в результате которого могут быть получены конкретные сведения об опрашиваемом | - можно получить наиболее полную информацию о личности испытуемого в отличие от других методов, - возможность сделать вывод о достоверности ответов респондента с помощью его невербальных реакций, - эмоциональная разрядка в процессе беседы | -требуется много времени -необходима высокая квалификация психолога |
4. | Анкетирование | письменный вид опроса, при котором контакт между исследователем и респондентом осуществляется посредством анкеты (вопросов, адресованных определенному множеству людей) | - массовость исследования, - получение большого количества информации за короткий промежуток времени, - отсутствие влияния личности исследователя на респондента, - анонимность анкетирования позволяет получить правдивые ответы | - влияние факторов на ответы респондента, поспешность, необдуманность; - влияние личных установок респондента на ответы; - отсутствие личного контакта, при котором можно контролировать процесс заполнения анкеты |
5. | Интроспеция | наблюдение собственных психических процессов без использования дополнительных инструментов (самонаблюдение) | - непосредственное, прямое наблюдение за переживаниями, мыслями человека, рефлексия; - возможность самосовершенствования | - высокая субъективность полученных знаний; - необъективность (приукрашивание, преувеличивание) |
6. | Экспертных оценок | диагностический метод исследования, при котором особенностям психических явлений присваиваются оценки | - возможность посмотреть широко на ситуацию, синтез опыта экспертов; - получение рекомендаций от экспертов с определенными знаниями и опытом | - субъективность оценок, зависящая от опыта и знаний эксперта; - -необходимость высокой квалификации специалистов |
7. | Математической обработки | метод, с помощью которого производится обработка данных исследований. Применяются различные инструменты для оценки и анализа, результатом могут быть таблица, графическое отображение или числовое. | -достоверность результатов -научность результатов исследования -возможность глубже раскрыть качественные характеристики явления -надежность статистической информации | -трудоемкость метода, -негибкость модели (невозможность формирования результата в других условиях) |
8. | Моделирования | метод познания, состоящий в исследовании явлений, процессов путем построения их моделей (имитация жизненных ситуаций) | - наглядность ситуации, - небольшие затраты по времени, - небольшая стоимость, - универсальность | - трудности построения адекватных моделей, искажение естественных условий; - результаты моделирования требуют подтверждения экспериментом в реальных условиях |