Файл: Практикум по психокоррекции (часть 11) Группа мм20П175 Студент И. В. Ножкин москва 2022 Практическое занятие.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. Тест «Склонность к риску». Для получения достоверных данных об агрессии и агрессивности в процессе работы необходимо применять специальный тест склонности к риску, построенный К. Левитиным в форме личностного опросника. Данный тест несёт определённую информацию о склонности подростков к риску.
Преимуществом данного теста является его простота, возможность проведения без бланков. Эта методика является модификацией широко распространённого вопросника для изучения принятых рискованных решений и строится по типу проективных тестов: подростку предлагается набор гипотетических жизненных ситуаций, в которых он должен идентифицировать себя с одним из персонажей и принять решение о рискованном (или наоборот, осторожном) поведении.
5. Методика определений акцентуаций характера К. Леонгарда позволяет выделить и охарактеризовать доминирующие признаки акцентуации у подростков с формами девиантного поведения, а также даёт возможность определить один из психотипов личности подростка:
-
гипертимы; -
застревающие, ригидные; -
эмотивные, лабильные; -
педантичные; -
тревожные; -
циклотимные; -
демонстративные; -
неуравновешенные, возбудимые; -
дистимичные; -
экзальтированные
6. Методика «Стили семейного воспитания» позволяет изучить, какой стиль отношений преобладает в семье, где есть подростки с формами девиантного поведения.
Применение разноплановых методик для исследования форм девиантного поведения подростков даёт возможность получить широкую и разнообразную информацию об изучаемой проблеме. Вместе с тем, названные методики выявляют лишь наличие девиантных компонентов, позволяя диагностировать формы девиантной тенденции. Но истолкование полученных данных требует как дополнительного теоретического анализа, так и создания специальных экспериментальных ситуаций для раскрытия условий и возможностей коррекции подростковой девиантности.
2. Основные направления программы «Коррекция девиантного поведения подростков»
Первый блок
«Коррекция эмоционально-волевой сферы подростка с формами девиантного поведения»
1. Форма работы: Сказкотерапия
Содержание деятельности:
-
снижение уровня тревожности и агрессивности у подростков; -
развитие умения преодолевать трудности и страхи у подростков; -
выявление и поддержка творческих способностей подростков; -
формирование навыков конструктивного выражения эмоций у подростков; -
развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации подростков; -
формирование навыков преодоления конфликтных ситуаций.
Методы работы: Путешествие в страну «Сказок».
Методическое сопровождение: Коношенко, О. Л. Домашний психолог. Сказкотерапия [Текст] / О. Л. Коношенко, М.: ЭКСМО, 2002. – 72 с.; Соколов, Д. Сказки и сказкотерапия [Текст] / Д. Соколова, М., 1997. – 120 с.;
2. Форма работы: Музыкотерапия
Содержание деятельности:
-
формирование навыков психологической саморегуляции для предупреждения и преодоления эмоционального стресса у подростков; -
способствует развитию воображения для снятия психо-эмоционального напряжения; -
развивает активность внимания для координации слухового и двигательного анализаторов.
Методы работы: Применение музыкальных произведений с элементами АРТ-терапии.
-
Классические произведения в современной аранжировке
Данная методика рассчитана на совместную деятельность психолога с социальным педагогам и преподавателями музыки.
Методическое сопровождение: Чистякова, М. И. Психогимнистика [Текст] / М. И. Чистякова. – М., 1990. – 128 с.,; Карелин, А. А. Психогимнастика [Текст] / А. А.Карелина – М,, 1994. – 146 с.
3. Форма работы: Танцевально-двигательные и телесно-ориентированные техники
Содержание деятельности:
-
развитие личности, гибкости и лёгкости тела для снятия мышечных зажимов; -
стимулирование моторного и эмоционального самовыражения, -
формирование навыков сплочения и доверия у подростков; -
способствует выходу агрессии и страхов; -
снятие психо-эмоционального напряжения.
Метод работы: Движение и танцы (в сопровождении музыкальных классических произведений).
-
«Сочини свой танец». -
«Подари движение». -
«Джаз тела». -
«Походка и настроение». -
«Зеркальный танец».
Данная методика рассчитана на совместную деятельность психолога с социальным педагогом, преподавателями ритмики и музыки, классным руководителем и родителями.
Методическое сопровождение: Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст] / Н. Л. Кряжева. – М., 1996. – 134 с.; Чистякова, М. И. Психогимнастика [Текст] / М. И. Чистякова. – М., 1990. – 128 с.
4. Форма работы: АРТ-терапия.
Содержание деятельности:
-
способствует «проникновению» во внутренний мир подростка; -
позволяет подростку свободно выражать свои мысли и чувства; -
способствует формированию навыков осознания и понимания своего «Я»; -
развивает способности к глубокому образному мышлению, установление причинно-следственных связей; -
развитие творческого мышления подростка.
Методы работы: используется пластилин, цветная бумага, картон, клей, ножницы, природный материал.
Данная методика рассчитана на совместную деятельность психолога с социальным педагогом, родителями и классным руководителем.
Методическое сопровождение: «Работа с проблемным ребёнком» (интегрированный психологический подход), материалы семинара, ведущие: Мэри Алворд, Патрисия Бэйкер.
5. Форма работы: Игровой комплекс.
Содержание деятельности:
-
способствует осознанию способов поведения в стрессовых ситуациях; -
формирует условия для приобретения подростками навыков адекватного эмоционального реагирования за счёт освоения способов самоконтроля и саморегуляции; -
позволяет подростку принять правильное решение в конфликтных ситуациях; -
способствует развитию коммуникативных навыков.
Методы работы: Применяются игровые упражнения.
-
«Поиск общего» (игровое упражнение). -
«Выражение мысли другими словами» (игровое упражнение). -
«Ситуация» (игровое упражнение). -
«Учитесь управлять собой» (ролевая игра)
Данная методика рассчитана на совместную деятельность психолога с социальным педагогом и родителями.
Методическое сопровождение: Самоукина, Н В. Игры, в которые играют…[Текст] / Н. В. Самоукина. – г. Дубна, 1996. – 160 с.; еженедельное приложение к газете «Первое сентября» «Школьный психолог» № 42 от 17 октября 2002 г.
Второй блок
«Оптимизация детско-родительских отношений»
1. Форма работы: Индивидуальное консультирование родителей.
Содержание деятельности:
-
установление доверия между психологом и родителями (родителем). Специалист внимательно выслушивает родителя, проявляя заинтересованность, эмпатию, а также выражает поддержку в понятной для родителя форме; -
исследование и определение проблемы. Родитель описывает ситуацию, причины её возникновения. Специалист задаёт вопросы уточняющего характера, информирует о результатах обследования подростка. Уточнение проблемы ведётся до того момента, пока не будет достигнуто одинакового её понимания. Формулировка проблемы должна быть ясной и конкретной; -
определение вариантов решения проблем и планирование деятельности по её решению. Обозначаются возможности и ограничения родителей в решении проблемы, определяются цели, методы и конкретные пути разрешения проблемы. Особое внимание социальный педагог обращает на формулировку целей, которые ставит перед собой родитель. Цели должны быть достижимыми, конкретными, измеримыми (по каким признакам можно судить, что цель достигнута), проверяемыми (должно быть понятно, есть ли движение к этой цели) и привлекательными (чтобы родитель хотел их достигать). Специально обсуждается вопрос о том, насколько родители верят в себя и свои возможности и каковы их ограничения; -
анализ и оценка достигнутых результатов осуществляется на основе критериев, по которым родитель может судить о том, что проблема решена.
Методы работы: Беседа. Наблюдение.
Цель: достижение возможного более глубокого и объективного понимания подростка.
Беседа, проводимая психологом по итогам изучения ситуации, направлена на:
-
обсуждение общего состояния подростка, а также характера, степени и причин выявленных трудностей; -
обсуждение проблем родителей, их отношение к трудностям подростка; -
совместная разработка системы конкретных мер помощи или специальной коррекционной, развивающей или тренинговой работы для подростка; -
планирование следующих встреч (в случае необходимости).
Данная методика рассчитана на совместную деятельность психолога с родителями и педагогами.
Методическое сопровождение: Клюева, Н. В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг [Текст] / Н. В. Клюева. – М., 2002. – 170 с.; Минияров, В. М. Психология семейного воспитания [Текст] / В. М. Миниярова. – М., 2000. – 256 с.
2. Форма работы: Групповое консультирование родителей.
Содержание деятельности:
-
знакомство с типами взаимодействия, основанных на принципах равенства между подростками и взрослыми; -
помочь родителям выйти на новый уровень понимания подростков, более внимательно относиться к их потребностям, более открыто и честно строить взаимодействие; -
дать возможность подросткам отвечать за свои поступки; -
обсудить наиболее часто встречающиеся при общении с подростками трудности.
Родителям необходимо научится принимать подростка таким, какой он есть, оказывать ему поддержку, разрешать конфликты и решать проблемы, связанные с дисциплиной вместе с подростком.
Методы работы: Дискуссия (обсуждение).
Для данного метода работы предлагаются следующие правила общения с подростком (Ю. Б. Гиппенрейтре «Общаться с ребёнком. Как?»).
-
Выражать своё недовольство отдельными действиями подростка, но не подростком в целом. -
Осуждать действия подростка, но не его чувства, какими бы непозволительными они ни были. -
Не требовать от подростка невозможного или трудновыполнимого. Лучше посмотрите, что можно изменить в окружающей обстановке. -
Недовольство действиями подростка не должно быть постоянным, иначе оно перестаёт восприниматься. -
Не присваивайте себе эмоциональные проблемы подростка. -
Не вмешивайтесь в дело, которым занят подросток, если он не просит о помощи. Если ему трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно окажите её. -
Если подросток вызывает у вас отрицательные переживания, сообщите ему об этом. -
Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соизмеряйте собственные ожидания с возможностями подростка. -
Позволяйте подростку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или бездействия). -
Постепенно, но неуклонно снимайте с себя ответственность за личные дела подростка, пусть он почувствует себя ответственным за их выполнение. -
О своих чувствах говорите подростку от первого лица. Сообщайте о себе, своих мыслях и чувствах, а не о нём и его поведении.
Методическое сопровождение: Клюева, Н. В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг [Текст] / Н. В. Клюева. – М., 2002. – 170 с.; Петрушин, В. И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя [Текст] / В. И. Петрушина. – М., 1998. – 120 с.
3. Форма работы: Групповая работа с родителями.
Содержание деятельности:
Групповая работа с родителями обеспечивает:
-
понимание социальных особенностей воспитания; -
привлечение родителей к совместному планированию, определению целей работы класса; -
возможности для положительных изменений в семье; -
привлечение родителей к активному участию в классных и школьных мероприятиях.
Методы работы: организация обсуждения конкретных ситуаций, просмотр видеоматериалов, предлагая родителям высказаться; проведение небольших ролевых игр.
Родительское собрание, как форма организации и сотрудничества, будет эффективна, если:
-
верить в важность и необходимость совместных действий семьи и образовательного учреждения; -
верить, что семья способна к позитивным изменениям; -
учитывать интересы и возрастные особенности подростков и их родителей; -
не констатировать ошибки и неудачи родителей и подростков, а совместно их исследовать; -
не обсуждать и не осуждать личность родителя и подростка; -
опираться на жизненный опыт родителей; -
проводить собрание в активной форме.
Данная методика рассчитана на совместную деятельность психолога с социальным педагогом, родителями, подростками и педагогами.
Методическое сопровождение: документы «Конвенция о правах ребенка», принятая 20 ноября 1989 г., «Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации», Клюева Н. В. «Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг», «Игры: обучение, тренинг, досуг» под ред В. В. Петрусинского, Кэмбелл Р. «Как по-настоящему любить своего ребёнка».
Третий блок
«Вовлечение подростков с формами девиантного поведения
в систему социально признаваемой и социально одобряемой деятельности»
1. Форма работы: Групповые консультации с подростками.
Содержание деятельности:
-
поможет понять те изменения, которые происходят в организме подростка в процессе взросления; -
поможет справиться с опасениями и понять то, что волнует каждого подростка в этот важный период его жизни; -
поможет подростку приобрести уверенность в себе по мере того, как он вступает в зрелую жизнь; -
даёт хорошую возможность начать разговор на эту тему, если подростка что-то волнует или что-то непонятно; -
тактично, рационально и доходчиво разъяснять подросткам в школах вопросы, связанные со столь важным для них периодом полового созревания.