Файл: Занятие на тему управление профессиональным развитием педагогов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Кафедра менеджмента общего и профессионального образования ОГАОУ ДПО «БелИРО»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГОВ
Цель – усовершенствовать профессиональные компетенции в управлении профессиональным развитием педагогов, отработать способы фасилитации профессиональным развитием педагогов в современном образовательном пространстве.

Задачи:

  1. определить способы управления профессиональным развитием педагогического персонала образовательного учреждения;

  2. научиться различать факторы, оказывающие влияние на профессиональное развитие педагогических работников;

  3. познакомится с основными аспектами и техниками фасилитации в усовершенствовании профессиональной компетентности педагогов;

  4. познакомиться с моделями управления профессиональным развитием педагогов;

Общая постановка задачи:

  1. Ознакомиться с теоретическим материалом.

  2. Ознакомиться с возможными упражнениями, которые можно использовать в практической деятельности.

  3. Провести анализ эффективности данных упражнений для профессионального развития педагогов.

  4. Выполнить практическое задание.


Теоретическая часть
Управление персоналом как устойчивый термин менеджмента, активно используется современной педагогической наукой и практикой применительно к задачам профессионального развития педагогов и требует особого анализа, поскольку работники организации – один из наиболее значимых ее ресурсов.

В полной мере это положение относится и к образовательным учреждениям. Успешная деятельность образовательного учреждения зависит от умелого использования ресурсов педагогических кадров, эффективности управления ими. Эффективность управления кадрами зависит от того, насколько администрация образовательного учреждения уделяет внимание профессиональному развитию педагогов, ведь именно они подразумеваются под термином «педагогический персонал образовательного учреждения». Профессиональное развитие педагогического персонала образовательного учреждения осуществляется двумя взаимосвязанными способами: самообразованием педагогов и правильно организованной, планомерной, персонифицированной методической (научно-методической) работой. При этом методическая работа складывается из комплекса мероприятий, направленных на совершенствование профессиональных компетентностей педагога, который вправе сам выбирать оптимальное для него содержание, формы и методы. Профессиональное развитие работника при работе на определенной должности может считаться состоявшимся только при условии его полного удовлетворения своим трудом, так как в противном случае работник не может в полной мере соответствовать требованиям, предъявляемым к нему организацией.


Следовательно, управление профессиональным развитием педагогического персонала – это процесс целенаправленной реализации в образовательном учреждении стратегии управления, направленной на формирование определенных компетенций педагогов.

Управление профессиональным развитием педагогического персонала представляет собой систему, основными подсистемами которой являются: деловая карьера; обучение персонала; мотивация и стимулирование; работа с резервом; мониторинг развития и аттестация; ресурсное обеспечение профессионального развития; управление саморазвитием работника.

Основная цель профессионального развития педагогического персонала, с точки зрения интересов образовательного учреждения, – повышение эффективности результатов использования возможностей каждого педагога посредством реализации поставленных образовательным учреждением целей, повышения профессионального уровня коллектива.

С позиции отдельного педагога как субъекта организации, профессиональное развитие заключается в развитии и постоянном обогащении личностных характеристик, профессиональных знаний, навыков и умений, которые необходимы ему для эффективного исполнения своих должностных функций, прав и обязанностей. Значит, профессиональное развитие педагогического персонала есть результат взаимодействия потребностей и требований образовательного учреждения с характеристиками и интересами конкретного педагога – только в этом случае этот процесс будет эффективным.

Управление профессиональным развитием педагогического персонала включает ряд этапов, среди которых можно выделить следующие:

1. Привлечение, подбор, отбор, оформление на работу педагогического персонала.

2. Анкетирование новых (в том числе молодых специалистов) с целью ознакомления всех работников и оценки социально-психологического климата, выработки предложений по оптимизации организационной культуры.

3. Своевременная аттестация педагогического персонала с целью определения степени соответствия компетенций и личностных характеристик педагогов выполняемой работе и интенсивности рабочей нагрузки, и формирование плана обучения педагогического персонала по приоритетным направлениям профессионального развития.

4. Включение отдельных педагогов в кадровый резерв по разным видам деятельности и времени.

5. Психологическая диагностика с целью характеристики личностных качеств педагогов.


Технология управления развитием педагогического персонала в организации представляет собой профессионально реализуемый процесс управления персоналом организации в условиях рыночной экономики независимо от сферы хозяйственной деятельности.

Понятие, цели, принципы и структура развития персонала.

Термин «развитие» часто применяют к персоналу или человеческим ресурсам. П. Юнг дает следующее определение этого термина: «Развитие персонала является систематическим процессом, ориентированным на формирование сотрудников, отвечающих потребностям предприятия, и в то же время на изучение и развитие производительного и образовательного потенциала сотрудников предприятия»2

А. П. Егоршин определяет развитие человеческих ресурсов как «комплексный и непрерывный процесс всестороннего развития личности работников организации с целью повышения эффективности их работы»

По мнению В. М. Масловой, «развитие персонала – это совокупность мероприятий, направленных на развитие человеческого потенциала предприятий»

В трактовке П. Э. Шлендера «развитие человеческих ресурсов – это система мероприятий, направленных на поддержку способных к обучению работников, распространение знаний и передового опыта, обучение молодых квалифицированных сотрудников, осознание управленческим персоналом важности развития сотрудников и снижения текучести кадров».

Согласно определению Р. Харрисона, стратегическое развитие персонала, трудовых ресурсов представляет собой «развитие, происходящее от четкого представления о способностях и потенциале, которое работает в стратегической структуре бизнеса в целом».

Аккумулируя труды других исследователей, можно выделить следующие определения в рамках данного вопроса.

Развитие персонала представляет собой комплекс мер, содержащих профессиональное обучение, повышение квалификации и переподготовку кадров, включающих планирование персональной карьеры работников в организации.

Профессиональное развитие раскрывается как процесс подготовки персонала к выполнению производственных задач и обновленных функций, построения карьеры путем занятия новых должностей.

Развитие персонала – это система взаимосвязанных действий, которые включают разработку стратегии, процессы прогнозирования и планирования запроса и потребности в персонале, управление профессиональным ростом и карьерой, а также организацию процесса тренинга, обучения, формирование организационной культуры, адаптации.


В развитие персонала включают такие компоненты, как повышение квалификации и переподготовка, профессиональное обучение, ротация, планирование карьеры, делегирование полномочий.

Профессиональное развитие работника при работе на определенной должности может считаться состоявшимся только при условии его полного удовлетворения своим трудом, так как в противном случае работник не может в полной мере соответствовать требованиям, предъявляемым к нему организацией. Следовательно, управление профессиональным развитием педагогического персонала – это процесс целенаправленной реализации в образовательном учреждении стратегии управления, направленной на формирование определенных компетенций педагогов.

Управление профессиональным развитием педагогического персонала представляет собой систему, основными подсистемами которой являются: деловая карьера; обучение персонала; мотивация и стимулирование; работа с резервом; мониторинг развития и аттестация; ресурсное обеспечение профессионального развития; управление саморазвитием работника.

Основная цель профессионального развития педагогического персонала, с точки зрения интересов образовательного учреждения, – повышение эффективности результатов использования возможностей каждого педагога посредством реализации поставленных школой целей, повышения профессионального уровня коллектива. С позиции отдельного педагога как субъекта организации, профессиональное развитие заключается в развитии и постоянном обогащении личностных характеристик, профессиональных знаний, навыков и умений, которые необходимы ему для эффективного исполнения своих должностных функций, прав и обязанностей. Значит, профессиональное развитие педагогического персонала есть результат взаимодействия потребностей и требований образовательного учреждения с характеристиками и интересами конкретного педагога – только в этом случае этот процесс будет эффективным.

Цель развития персонала – повышение трудового потенциала работников для решения личных задач и задач в области функционирования и развития организации.

Задачи развития персонала:

  • повышение уровня квалифицированности, корректного использования технических средств;

  • обучение современным технологиям, подготовка и переподготовка кадров;

  • содействие пониманию роли рабочей, трудовой, финансовой, производственной, технологической, дисциплины, в том числе в смысле неукоснительного выполнения действий, направленных на обеспечение работы учреждения, подразделения, оборудования, содействие критическому отношению персонала к трудовым предписаниям, формирование умений и навыков по оптимизации отношений с получателями услуг и процессов труда;

  • формирование ответственного отношения к труду как системного профессионального качества работника;

  • развитие коммуникативных способностей для групповой работы;

  • поддержка и помощь в самостоятельном развитии работником своих профессиональных знаний, умений и навыков.


Структура целей и задач развития персонала организации представлена в таблице1.

Таблица 1

Структура целей и задач развития персонала организации

Область развития

Задачи

Личность

Организация

Стратегические цели

Повышение способностей адаптироваться и развитие качеств работников на новом уровне

Расширение и углубление персональной стабильности и само безопасности. Развитие потенциалов работника

Создание команды на уровне объекта группового управления. Формирование и развитие кадрового потенциала

Оперативные и тактические цели

Повышение уровня профессиональных умений, навыков

и способностей. Тактическая работа с персоналом с целью его обучения

Ориентирование персонала на внутриорганизационную профессиональную карьеру. Формирование креативного потенциала работника

Развитие и качественная трансформация персонала

в соответствии с организационными изменениями

Развитие персонала в идеале должно направляться на оптимизацию результативности его профессиональной деятельности. Для этого необходимо создать условия. Управленческий аспект развития персонала в данном случае представляет особый интерес. Здесь важно отметить необходимость создания системы/системного подхода к развитию персонала в организации и дальнейшего управления ею. Развитие персонала представляет собой проект деятельности, который включает систему управленческих мероприятий, методов и технологий, направленных на повышение уровня профессионального потенциала работника для повышения эффективности функционирования учреждения.

Успешность достижения поставленной цели зависит от готовности работников организации стать субъектами такого развития. Субъект развития говорит о том, что человек понимает и принимает важность всестороннего развития и социального роста, проявляет интерес, саморефлексию, являясь ответственной личностью.

Субъекта развития характеризуют следующие качества:

  • личный интерес к развитию организации, внутренняя мотивация при участии в действиях, принимаемых руководством;

  • квалифицированность, наличие необходимых личных качеств для осуществления инновационной для себя деятельности;

  • ответственность за результат, поскольку в случае недостижения цели именно субъект развития несет ощутимый ущерб.