Файл: Общая культурноисторическая характеристика эпохи династии Мин 1 Историческая характеристика эпохи династии Мин.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Общая культурно-историческая характеристика эпохи династии Мин
§ 1 Историческая характеристика эпохи династии Мин
§ 2 Национальная китайская одежда, как часть истории Китая
Глава 2. Китайская роспись в художественном проектировании костюма
§ 1 Орнамент, декоративные особенности и символика костюма
§ 2 Китайская роспись
Заключение
Список литературы
Список иллюстраций
Иллюстрации
Приложение
Введение
Китай - страна древней истории, населенная множеством народностей. Почувствовать ритм его современного развития и реформ можно, проследив длительную эволюцию богатой культуры костюма. Из поколения в поколение китайские мастера одежды вносили свою лепту в это направление декоративно-прикладного искусства. Самобытная китайская одежда уже стала важной частью культуры всей нации, с ней постепенно знакомится все больше и больше людей в мире посредством вернисажей, фильмов, художественных альбомов.
Одежда имеет широкую область бытования, поэтому искусство украшения костюма интересно тем, что в этом виде материальной культуры отчетливо проявляются художественные тенденции определенной исторической эпохи. Китайский императорский двор поражал непосвященных роскошью и великолепием. Огромную роль в восприятии величия и могущества государственной власти играл придворный костюм. В определенных ситуациях он предписывал весьма строгие правила этикета самому императору, всей императорской семье, а также и высшим государственным чиновникам, представлявшим для простого народа сильную и могущественную государственную власть и служащим как бы связующим звеном между великим императором и остальным населением огромной страны.
Одежда китайцев была очень разнообразна и различалась в зависимости от места проживания, времени года, положения в обществе; но вместе с этим она имела постоянные формы и практически не подвергалась влиянию моды.
Знатные и богатые люди одевались в многослойные пышные одеяния: короткая рубаха, короткие или длинные штаны, кофта, жилет, чулки, башмаки, шапочка и длинный верхний халат.
Люди среднего сословия обоего пола обязательно носили штаны и кофту, а кроме того - нижнюю сорочку, верхний халат или куртку. Куртка и кофта запахивались и перепоясывались. К этому наряду добавлялись соломенные сандалии или закрытая обувь и шляпа с полями из тростника или соломы. Низшие классы населения едва прикрывали свое тело.
Государственные иерархические отношения требовали четко оформленного канона, воплощенного в костюмных ансамблях, отразивших необходимые сословные различия.
Цель данной работы:
· создание художественного проекта костюма с использованием китайской росписи, разработать коллекцию костюмов с использованием китайской росписи.
Задачи:
· рассмотреть конструктивные особенности китайского костюма эпохи династии Мин;
· выявить принципы художественного оформления костюма, их самобытность;
· спроектировать китайский костюм, используя основные традиции создания костюма эпохи династии Мин.
Объект исследования - китайский костюм эпохи династии Мин.
Предмет исследования - роль и место китайской росписи в художественном оформлении костюма.
Методы:
· Теоретические - изучение литературы по теме, обобщение, сравнение;
· Практические - создание проекта костюма.
Научная новизна работы заключается в том, что полученные результаты могут помочь найти новые оригинальные решения современным модельерам одежды.
Глава 1. Общая культурно-историческая характеристика эпохи династии Мин
§ 1 Историческая характеристика эпохи династии Мин
В 1368 году Чжу Юаньчжан создал династию Мин. Он не был представителем «шэньши» и считал интересы этого сословия, а равным образом и господство чиновничества в управлении страной опасными для той формы государственного аппарата, которую он собирался осуществить. Тенденция к узаконенной централизации правления, заметно проявившаяся уже в сунский период, получила приоритетное развитие в минскую эпоху. После смерти Чжу Юаньчжана сын императора вступил на трон, затем его дядя Чжу-Ди стал императором. В 1421 году он перенес столицу из Нанкина в Пекин.
Даже должность канцлера - главного политического советника императора при всех китайских династиях - не была сохранена при Минах. Никогда еще с подданными страны не обращались с такой жестокостью. Наказание палками высокопоставленных чиновников в присутствии всего двора стало обычной практикой. Известны случаи, когда чучело казненного чиновника вешали в кабинете его преемника. Деспотический режим мог сохраняться лишь во времена правления сильных и энергичных императоров. Однако вскоре правителей стала привлекать роскошь дворцовой жизни, и власть оказалась в руках евнухов. Время от времени между чиновничеством и евнухами вспыхивали ожесточенные схватки, в которых обычно поражение терпели конфуцианцы, как это уже случалось в годы правления императоров династии Хань.
В эпоху Минской династии появился известный политик Чжан Цзюйчжэн. Он провел реформу с целью смягчения противоречий в обществе и спасения минских властей. Он упорядочил методы управления, развивал сельское хозяйство, чтобы снять тяготы с крестьян.
В этот период сельское хозяйство быстро развивалось. Были развиты текстильная промышленность, производство фарфора. Железодобывающая промышленность, бумажное производство и судостроительная промышленность тоже получили быстрое развитие. Расширился внешний обмен в области экономики и культуры. Флотоводец Чжэн Хэ 11 июля 1405 году вышел в море во главе эскадры в 208 кораблей, на борту которых было 28 тысяч матросов. За свою почти тридцатилетнюю морскую карьеру Чжэн Хэ побывал в южной части Тихого океана, в Индийском океане, Персидском заливе и около берегов Восточной Африки. В Китае считают, что именно Чжэн Хэ открыл Америку, опередив на 70 лет Колумба, достигшего берегов Нового света в 1492 году.
При династии Мин быстро развивалось товарное хозяйство. Появились первые ростки капитализма. В начале династии Мин Чжу Юаньчжан уменьшил налоги. Он также привлек людей к возделыванию новых видов сельскохозяйственных культур, например, табак, томаты, кукурузу и арахис, заведенные из других стран в Китай. В текстильной промышленности появились мануфактуры, в которых имелось более 10 ткацких станков, и наемные рабочие. Все это свидетельствует о ростках капитализма в Китае. При династии Мин увеличилось производство разнообразных товаров. Были созданы коммерческие центры в местах, которые имели удобное сообщение. Появились процветающие города --- Пекин, Нанькин, Сучжоу, Ханчжоу и Гуанчжоу.
В этот период было распространено написание экзаменационных сочинений --- восьмичастных письменных работ, ради получения должности государственного чиновника появились известные классические романы, например, «Речные заводи», «Троецарствие», «Путешествие на Запад» и «Цветы сливы в золотой вазе». Кроме того, было создано «Путешествие Сюй Сякэ» - литература по географии, а в области медицины появилась книга «Китайская фармакопея лекарственных растений»; вышла в свет «Сельскохозяйственная энциклопедия», трактат «Работа природных сил», а также знаменитая «Энциклопедия Юнлэ».
В поздний период правления династии Мин сильно увеличилась концентрация земель. Вскоре у северо-восточных границ Китая возник новый и могущественный противник. Вождь потомков чжурчжэней Нурхаци в 1616 году объявил себя ханом и основал династию Цзинь («Золотая»).
Таким образом была создана маньчжурская империя, типично приграничная империя, однако Нурхаци в гораздо большей степени использовал китайский опыт в административной и военной областях для укрепления собственного господства. В организации его вооруженных сил наблюдались черты, присущие войскам степных народов, и способы ведения боевых действий сочетались с китайскими методами жесткого управления и контроля.
§ 2 Национальная китайская одежда, как неотъемлемая часть Китая
Каждая династия в Китае имела свою собственную культуру, оставившую неизгладимый след в истории. Господство каждой династии отмечено преобладанием своего изысканного цвета и художественного замысла, что сделало все предметы китайской культуры, включая одежду, высоко ценимыми произведениями искусства.
Костюм древнего Китая, как и всё прочее, составляющее историю и культуру каждой династии, стал своеобразной эмблемой китайской традиции. Костюм занимал важное место в китайской культуре в течение более трех тысяч лет. Китай являет собой образец древней, хорошо сбалансированной, блестящей, великолепной культуры. Соответственно и костюм - роскошен и красочен. В истории Китая было много династий; каждая имела ее собственный уникальный стиль одежды. И каждый стиль следовал за изменениями или исчезновением династии.
Одежда была показателем социального статуса: уровень статуса определялся по ширине рукава, длине юбки и украшениям. Это же относится и к цветовой гамме костюма. Так желтые расцветки носили представители императорской фамилии, белые и красные - воины, голубые - молодые воины, коричневые - сановники.
В период династии Мин (1368-1644 гг.) расцвета достигла архитектура, окончательно утвердились принципы регулярной планировки городов с огромными комплексами дворцовых и храмовых зданий (Пекин, Нанкин). Сооружения приобретают динамичность, декоративность, расписываются яркими красками с применением позолоты и введением жанровых и пейзажных мотивов.
Также значительно преобразовываются традиции костюма. Упраздняется одежда чиновников по рангам, новые времена вносят новые мысли в искусство одежды. Отдается должное красоте природы, что вносит жизненность в культуру костюма того времени.
В искусстве костюма и его орнаментального украшения в эпоху Мин нашли отражение - искусство орнамента достигло больших высот, собрав лучшие традиции предыдущих периодов. Влияние минского орнамента на искусство следующих периодов, вплоть до сегодняшнего дня, было значительным.
Древние китайцы носили по несколько одежд, так как климат на севере был суровым, а на юге чередовались сильная жара и холод. Уже за две тысячи лет до нашей эры китайцы умели изготовлять цветную шелковую ткань, тонкие ткани из конопли и хлопка.
При династии Мин женская верхняя одежда имела три воротника и узкие рукава. Эту модель называли «Цветочная шляпа, юбка и одежда с большими рукавами и круглым воротником». В ранние годы династии Мин в юбках часто использовались вставки светлых тонов. Во время Чун Чжень были очень распространены белые юбки. Подол юбки окаймляла вышитая кайма в несколько сантиметров.
В моду вошли юбки в складку. Складки были мелкими и широкими. Юбки были обильно украшены. Одну из моделей называли «полосатая юбка гирлянды», другую «юбка - хвост Феникса». Складки могли быть не сшитыми, то есть полосками, и изготовлялись из атласа разного цвета с вышитыми золотой нитью «цветами и птицами». Такая же полоска ткани использовалась как пояс. Если несколько из этих ярких полос или «гирлянд» были закреплены у пояса по форме юбки, они трепетали и танцевали на ветру, отсюда и название «юбка - хвост Феникса». Другим распространенным типом юбки в складку были юбки, сшитые вручную из целого куска шелка. Юбка с 24-мя складками называлась «нефритовой юбкой».
При династии Мин существовал также особый тип накидки. Из-за ее красивой формы она называлась «розовой облачной накидкой». Типичная одежда мужчин имела круглый воротник и квадратную пройму рукава. Этот куртка отличалась широкими рукавами, имела черную оторочку, круглый «синий воротничок» и свисающий пояс из черной ленты. Только самые простые работники носили штаны из ткани черного цвета. Они также носили длинные черные тканевые накидки и широкие халаты. Одежды чиновников были из тонкого атласа с круглым воротником. Эти платья называли «одежда облачного атласа». Такой халат должен был только на дюйм не доставать до земли. Рукава были также широкими и длинными, и спускались ниже рук. В моде была яркая красная обувь.
ГЛАВА 2. КИТАЙСКАЯ РОСПИСЬ В ХОДОЖЕСТВЕННОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ КОСТЮМА
§ 1 Орнамент, декоративные особенности и символика костюма
В представлениях древних китайцев-земледельцев началом жизни является единство двух противоположных сил: Неба и Земли. Конкретным выражением их слияния был дождь. Отсюда основной мотив китайского орнамента: волны, облачные ленты и спирали - символы грома и молнии. Отсюда и образ дракона - повелителя дождя, плывущего в волнах или парящего среди облаков и в то же время объятого пламенем. Дракон считается повелителем дождя и воплощением "ян" (Небо). "Ян" сливается со стихией "инь" (Вода) - дракона изображали парящим в облаках, играющим пылающей жемчужиной, рождающей молнии. Халат, украшенный вышивкой в виде драконов, могли носить лишь только императоры. Обычай вышивать драконов на императорской одежде уходит своими корнями в глубокую древность, ко временам правления династии Чжоу (11в. - 256г. до р.х.). В период и Мин императоры уже носили одежды с вышитыми узорами драконов на них, но только при Цин такое императорское платье получило название "одеяние дракона" и стало частью официальной парадной одежды правителя.