Файл: Теоретический анализ проблемы изучения особенностей развития у детей 45 лет с задержкой психического развития.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, можно прийти к выводу, что физическое и умственное развитие детей 4-5 лет с задержкой психического развития, безусловно, отличается от развития здорового ребёнка. Однако, все поведенческие реакции ребёнка с задержкой психического развития, в первую очередь, зависят, нет от его возраста, а от степени тяжести его заболевания.
1.3 Особенности развития игровой деятельности 4-5 лет с задержкой психического развития.

Игровая деятельность у детей с задержкой психического развития складывается иначе, чем у здоровых детей. Во многом, это обусловлено тем, что ребенок, страдающий задержкой психического развития, особенно с глубокой и тяжелой степенью, не владеет речью.

В детском коллективе, такие дети бывают, отвержены коллективом, они предпочитают уединение.

Все особенности, которые характерны детям с задержкой психического развития, особенно выражено демонстрируются в игре. Анализ детей показывает , что игра дошкольников с задержкой психического развития имеет свое своеобразие и значительно отличается от игровой деятельности нормально развивающихся сверстников.

Особое значение следует уделить специфики сюжетно-ролевой игры, так как именно в ней можно увидеть проявление:

1) Знаний о мире, который окружает ребенка;

2) Пониманий отношений между людьми и их действий;

3) Умений использовать свои знания в рамках игры;

4) Способностей подчинять свое поведение с учетом роли и правил игры;

5) Умений взаимодействовать с другими участниками игры;

6) Отношений ребенка к собственной деятельности и действиям своих сверстников.

В сюжетно-ролевой игре проявляются познавательная, волевая и эмоциональная сфера дошкольников.

Изучением игровой деятельности дошкольников с задержкой психического развития занимались такие исследователи как Е.С. Слепович, Л.В. Кузнецова, Н.Ю. Борякова и др. Из их работ нам известно, что у детей с задержкой психического развития не сформированы все компоненты игровой деятельности. Степень нарушения компонентов игры зависит от выраженности формы задержки психического развития. Так, у дошкольников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза формирование развернутой сюжетно-ролевой игры самостоятельно не происходит. Дошкольники не могут без помощи взрослого определиться с выбором ролей, подобрать тему игры, выбрать атрибуты и подчиняться правилам.


Специалисты отмечают, что сюжеты игр дошкольников с задержкой психического развития ограничиваются бытовыми темами и характеризуются стереотипами. Со сложностями образуются темы и замысел игр. Игрушки не вызывают любопытства и интереса у детей данной категории, у них нет любимой игрушки, в отличие от здоровых сверстников. Роли обычно разделяются нечетко, игровые правила строго не выполняются. Дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития играют так же как нормально развивающиеся дети в младшем дошкольном возрасте.

В своих работах Н.Ю. Борякова отмечает, что поведение детей с задержкой психического развития, которое определяется ролью, характеризуется импульсивностью. Уровень общения детей между собой в игре снижен, в групповой игре возникает конфликтность, игра как совместная деятельность не складывается.

Всем дошкольникам данной группы характерно снижение активности в самостоятельной игре. Е.С. Слепович в своем исследовании показала, что у детей с задержкой психического развития самостоятельная организация сюжетной игры не происходит.

Без помощи взрослого не определяется тема игры, дети не объединяются в игровые сообщества, роли не распределяются. Самостоятельно организация игры не происходит, без вмешательства взрослого дети склонны конкретную схему игры переносить в предметные действия с игрушками.

Так же в связи с бедностью образной сферы, возникают сложности, когда перед ребенком встает задача формирования воображаемой ситуации, которая наделяет игру смыслом. В таком случае игра реализуется в совершении игровых действий с предметами.

Вследствие недостаточного представления о мире, который окружает детей с задержкой психического развития, их игровые действия скудны и невыразительны. Преобладают стереотипность и невротический характер игры.

Все проявления несовершенства игры сочетаются со снижением эмоциональности в игровой ситуации.

В игре у детей с задержкой психического развития плохо сформированы действия замещения. Замещающие предметы используются в редких случаях, они приобретают фиксированное значение и уже вряд ли будут применяться в других ситуациях. Сюжетно-ролевая игра, которая требует соблюдения правил проявляется в сжатой форме. Дети отдают предпочтение более простым играм.

Исследуя, игровую деятельность детей данной категории Е.С. Слепович сделала вывод, что у детей с задержкой психического развития с разной клинической формой нарушения, проявления недостаточности игры будет особенным.



Так, например, задержка психического развития церебрально-органического генеза будет характеризоваться фактическим не формированием сюжетно-ролевой игры. У детей данной категории с преобладанием выступают предметные и предметно-игровые действия. Роль отсутствует, сюжет не выделяется. Можно наблюдать только условия к игре с сюжетом, это ряды игровых действий. Дети берут на себя роль, если инициатива исходит от взрослого.

У детей 4-5 лет с более легкими формами задержки психического развития наблюдать предметную игру с зарождением сюжета. Игра имеет уровень предметно-игровой и отобразительно-игровой. Игра наполнена объединенными игровыми действиями. Замещающие предметы применяются крайне редко. Можно отметить единичные случае ролевых отношений, если ребенок играет с игрушкой. Игровые действия бедны. Сюжет игры характерен ситуативностью и неустойчивостью. Наблюдается сниженная мотивация, ребенок втягивается в игру только по инициативе взрослого.
Из всего вышесказанного следует, что игра с детьми 4-5 лет данной категории имеет низкий уровень развития и сходна с игрой нормально развивающихся младших дошкольников. Когда перед ребенком встают учебные задачи, игра принимает качество ведущей деятельности и игровые мотивы превосходят.

В отличие от сверстников с умственной отсталостью у детей с задержкой психического развития сюжетно-ролевая игра имеет более высокий уровень развития и возникает самостоятельно в дошкольном возрасте. Так же дети с задержкой психического развития всегда совершают действия, которые соответствуют тем предметам и игрушкам, которые они использует. Из этого можно сделать вывод, что игра детей с задержкой психического развития качественно превосходит игровую деятельность умственно отсталых ровесников.

Таким образом, такая несформированность игровой деятельности детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте не может послужить к переходу к специфической учебной деятельности.

Основная задача воспитателя или педагога - создать условия, которые помогут интегрировать такому ребёнку в детский коллектив, чтобы он не чувствовал себя как-то иначе. Специалистами доказано, что если умственно отсталый ребёнок, который имеет незначительные отклонения в развитии, будет находиться в социальной среде со здоровыми детьми, он на подсознательном уровне будет адаптироваться и подстраиваться под их привычки и поведение, и так он будет лечиться.


Установлено, что дети с задержкой психического развития, самостоятельно практически не проявляют стремления завязать контакт со сверстниками. Во многом, это связано тем, что у детей отмечается общее речевое недоразвитие, отсутствие мотивов и низкий круг интересов. Дети с задержкой психического развития застенчивы, не могут самостоятельно завести разговор, а также поднять вопрос, спросить у собеседника. Поэтому, для таких детей, необходимо проводить различные коррекционно-развивающие занятия, которые будут способствовать формированию у них навыков общения .

Очень важно, что при организации коррекционно-развивающей работы, которая направлена на формирование навыков общения со сверстниками у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, педагог учитывал особенности таких детей. Прежде всего, педагог в работе с такими детьми, должен организовать предметно-игровую деятельность, создавать условия для развития сюжетно-ролевых игр. Педагог должен стараться создать такие условия, чтобы дети, как можно больше взаимодействовали друг друга посредством общения.

В возрасте 4-5 лет основной формой взаимодействия детей друг с другом является игра. Именно в играх активизируются и развиваются все стороны развития детей. В игре, дети учиться совершать действия, говорить друг с другом, строить планы, воспринимать окружающую действительность, размышлять и так далее. В игре, могут быть задействованы все психические процессы ребенка: память, мышление, интеллект, воображение, воля, эмоции и так далее.

С помощью игры, можно воссоздать реальную жизненную ситуацию в игре. Для детей, игра является сферой, где они могут проявить и реализовать своё социальное творчество, выразить свои скрытые страхи, обиды или эмоции. Игра является главной сферой общения детей, в ней они пытаются решить проблемы межличностных отношений, выстраивают дружбу или партнёрство. Через игру у детей приобретается опыт социальных контактов.

В процессе игры дети 4-5 лет, учиться действовать сообща, оказывать помощь своему товарищу, у них развивается чувство коллективной работы, дети учатся нести ответственность за свои действия .

Основная работа педагога, направлена на выстраивание правильного планирования игр. Например, подвижные игры, также направлены на развития общения детей, так как любая игра содержит диалог. Дети учатся проявлять активность, и общаться друг с другом. Ещё один вид игр - дидактические игры, они помогают не только развить общение, но и также положительно повлиять на общее развитие ребёнка.


Хорошо влияет на развитие общение детей в возрасте 4-5лет, игры в команде, когда педагог разделяет группу на две или три подгруппы, у детей при разделении, выстраивается более близкий круг общения, они объединяются для достижения одной общей цели.

Основным элементом педагогической работы, направленной на работу с задержкой психического развития с детьми, выступает важность научить детей, правильно воспринимать различные проявления своих сверстников, их движения, действия, слова, которые адресуется в адрес ребёнка. Часто дети в возрасте 4-5 лет, не могут правильно оценить и понять чувства, которые выражает их оппонент. Зачастую, они могут перепутать и неправильно воспринять эмоции, которые передают им другие лица. Доброту они воспринимают за злобу, искренность они воспринимают за насмешку и так далее. Поэтому, педагогу, важно научить ребёнка правильно воспринимать отношения окружающих людей.

Ещё одним педагогическим условием, является возможность дать ребенку, самому выразить и оказать поддержку своим сверстникам. Дать ребенку возможность помочь им в каких-либо затруднительных обстоятельствах, когда ребёнок оказывает поддержку, он получает удовлетворение от совершенного им доброго поступка, в будущем помогает завязать общение .

Вывод. Чтобы дети с задержкой психического развития, смогли легче обучиться общению и в целом интегрироваться в социум, необходимо, ещё на раннем этапе создать педагогические условия, которые будут способствовать такой интеграции. Основная роль принадлежит не только родителям, но и педагогам и воспитателям, так как они обладают необходимым опытом и навыками, для создания таких условий. Ребёнок, находясь в условиях дошкольного образовательного учреждения, с задержкой психического развития, сможет легче интегрироваться и освоить игровую деятельность, если будут созданы для этого необходимые условия. Вывод из главы первой свидетельствует о том, что взаимодействие ребенка и сверстников является главным фактором развития ребенка и его адаптации к обществу. Успешность ребенка в игре во многом помогает ему успешно пройти дошкольное обучение. Таким образом, проблемы детской игровой деятельности с задержкой развития психических процессов должны быть изучены в зависимости от особенностей этого дефекта, а также сосредоточиться на создании психологической коррекции.