Файл: Теоретический анализ проблемы изучения особенностей развития у детей 45 лет с задержкой психического развития.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3 уровень — наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение.

4 уровень — развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свою роль.

7) Выполнение правил

1 уровень — отсутствие правил.

2 уровень — правила явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают.

3 уровень — правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации.

4 уровень — соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры.

Результаты наблюдения удобно представлять в сводную таблицу. Против фамилии каждого ребенка отмечается его возраст и уровень игровых навыков по каждому критерию, который он демонстрирует в игровой деятельности. При этом если уровень игровых навыков по тому или иному критерию соответствует возрастной норме, следует закрасить клеточку, например, в з­еленый цвет, если опережает возрастную норму — в красный, если отстает — в синий. 

Описание:

Для того чтобы сюжетно-ролевая игра стала ведущим видом деятельности дошкольников с ЗПР, требуется специально организованная коррекционно-развивающая работа. Первым и немаловажным этапом коррекции игровой деятельности является  диагностика уровня сформированности игровых навыков у детей.

2.2 Анализ результатов динамика игрой деятельности у детей 4-5 лет с задержкой психического развития.

Игра занимает важное место в жизни ребёнка дошкольного возраста, являясь ведущим видом их деятельности. Все дети живут в мире игры, она их мир и бытие…Часто произнося эти фразы, задаются вопросом: «А все ли дети живут в игре? Для всех ли она становиться миром?..» и «Как сделать так, чтобы игра стала неотъемлемым элементом жизни каждого ребёнка, оказывала на него развивающее воздействие?». Эти вопросы возникают  закономерно, так как в поле  изучения находятся дети с задержкой психического развития.

Результаты исследования показали, что все нормально развивающиеся дети в большинстве своём спокойно принимали задание, вступали в эмоциональный контакт с экспериментатором, тогда как большая часть детей с ЗПР, при общении с взрослым формально отвечали на вопросы. Наибольшее различие между группами детей мы получили  по критерию «понимание вопросов»: нормально развивающиеся дети сразу активизировали эмоциональные впечатления из окружающей жизни, прочитанных книг; воспитанники с ЗПР чаще затруднялись в ответах, требуя подкрепления знаний со стороны взрослого. Различия между группами детей ещё более очевидно по критерию «качество ответов»: если нормально развивающиеся дети в ответах чаще пользовались распространенной фразой, то дети с ЗПР использовали фразу в ответах крайне редко, чаще пользовались словосочетаниями, отдельными словами.


Проанализируем игровые предпочтения детей с ЗПР экспериментальной группы:

  • утвердительно выражают свою любовь к игре не все дети, некоторые попросту затрудняются ответить на этот вопрос;

  • большая часть детей предпочитает играть в группе, есть дети которые так же не смогли ответить на этот вопрос;

  • больше половины детей предпочитают играть в подвижные и дидактические игры и игры с отдельными предметами, тогда как нормально развивающиеся сверстники отдают предпочтения ролевым и строительным играм;

  • дети с ЗПР чаще всего выбирают роли людей: «дочки-матери», «мальчики-девочки», когда как среди нормально развивающихся сверстников, больше половины выбирали роли людей разных профессий; роли животных предпочитает почти половина детей с ЗПР, тогда как сре6ди «нормы» эта группа значительно меньше;

  • дети практически в равной степени отдают предпочтение как игре с педагогом, так и игре со сверстниками, что наблюдалось как у воспитанников с ЗПР так и в «норме».

Если у нормально развивающихся дошкольников характерно выражено активное проявление игровых интересов, то у дошкольников с ЗПР отмечается качественное своеобразие игровых предпочтений или же несформированность игровых предпочтений.

Для игровых предпочтений детей с ЗПР характерны: повышенная ситуативность, отсутствие стойкого интереса к сверстнику, желание играть с воспитателем, затруднённость процесса понимания обращённой речи, наличие сопровождающей речи примитивно-фиксирующего характера (бедность словаря, обилие штампов в самостоятельной речи).

Проанализируем игровые умения группы детей с ЗПР:

  • при оценке умения предложить тему игры, был отмечен репродуктивный уровень, то есть большинство этих детей могут лишь предложить тему игры, но она не будет отличаться новизной, оригинальностью; они чаще всего пассивно принимают предложенные темы игр;

  • результаты наблюдения за умением согласовывать действия с партнёром, показывают, что большая часть детей, играя в привычные игры, стараются не обсуждать в ходе игры своих действий с партнёрами; некоторые предпочитают играть одни;

  • даже в старшем дошкольном возрасте характерными для них остаются условные действия предметного характера, тогда как большая часть нормально развивающихся детей в ходе игры обмениваются с партнёрами ролевыми условными действиями;

  • в сюжетно-ролевых играх они почти не используют словесное описание ролевой ситуации, чаще предпочитают её проигрывание; обмениваются с партнёрами по игре упрощенным ролевым диалогом;

  • характерным является неумение принять позицию партнёра по игре, трудной является смена ролевого поведения; характерно отсутствие желания изменять своё ролевое поведение в процессе игры;

  • испытывают трудности в придумывании роли для нового участника.


Полученные нами результаты в оценке игровых умений детей с ЗПР, свидетельствуют о том, что для большинства популярными являются темы: у девочек – «Семья», «Больница», «Магазин»; у мальчиков – «Шофёр». При этом формально сюжетная игра сводится лишь к однотипным предметным действиям или цепочке сюжетных действий, связанных с обыгрыванием определённой игрушки. Для многих детей характерна индивидуальная форма игры с обязательным присутствием игрушки, соответствующей сюжету. Взаимодействие детей в игре носят либо предметный характер, либо направлены на обустройство игры. Ролевые обращения к партнёру-сверстнику встречаются редко и характеризуются эпизодичностью.

Результаты проведённого исследования показали, что игровая деятельность детей с ЗПР не соответствует возрастному уровню, имеет своеобразный характер. Значительная часть детей данной группы в отличие от своих нормально развивающихся сверстников, в свободное время не играла, а демонстрировала отдельные предметные действия (катание машинок, бросание мяча, хождение по группе с какой либо игрушкой), они рассматривали книжки, рисовали, занимались с конструктором (механически соединяли между собой отдельные детали).

У детей с ЗПР на первый план выступают трудности, связанные с их неумением организовать сюжет игры. Большая часть детей бродила по игровому уголку, выполняя с игровыми предметами не соответствующие их функциональному назначению действия. На вопрос экспериментатора «Во что бы ты хотел поиграть?» они часто отвечают: «Не знаю».

В ходе исследования обнаружилось, что дети практически не используют профессиональные и общественные сюжеты игр. Социальная и профессиональная жизнь взрослых становится для них закрытой, игровой опыт дошкольников с ЗПР ограничивается повседневным бытом. Заметно, что у детей быстро угасает интерес к игре: они начинают и не заканчивают одну игру, берутся за другую.

Другой особенностью игры детей с ЗПР является то, что такая игра у них проходит с одними и теми же атрибутами, хотя в игровом уголке достаточно других предметов. Характерными показателями при этом являются отсутствие постепенного усложнения игры, недостаточность конструктивного творчества, снижение инициативности в игре. Часто дети не способны самостоятельно соблюдать правила игры, владеть своим поведением, сдерживать свои непосредственные желания.


Следует отметить трудности организации игр, связанные с их неумением распределять роли между участниками (детям сложно договориться между собой). Из-за бедности и примитивности игры у детей с ЗПР в отличие от «нормы» не формируется коммуникативное общение. Следует отметить, что дошкольники с ЗПР, не умеющие играть, не могут содержательно общаться, они не способны к совместной деятельности, не интересуются нуждами и проблемами сверстников, иногда проявляют агрессивность и враждебность к сверстникам и взрослым, в некоторых случаях отчуждённость.

В ходе исследования мы проследили отклонения в развитии игровой деятельности детей с ЗПР, проведя сравнения с нормально развивающимися детьми. Нам представляется очевидным, что именно игры должны стать одним из средств коррекции развития воспитанников с ЗПР, так как в условиях игр происходит формирование как отдельных психических функций (и их коррекция), так и личность в целом.  

Рассмотрев  и изучив необходимый материал, проведя констатирующий эксперимент, следует сделать выводы, обосновав актуальность выбранной темы.

Вывод по главе второй: наша гипотеза о том, что детям, имеющим задержку психического развития, свойственно различные отклонения и нарушения развития игровой деятельности, полностью подтвердилась. Особенности игровой деятельности дошкольников с задержкой психического развития проявляются в низкой игровой активности, в сравнительно низком уровне уверенности в себе и в ограниченности игровых ролей.
Заключение
В заключении следует сделать следующее вывод: задержка интеллектуального развития является понятием, которое не говорит о стойком и, в сущности, необратимом психическом несовершенстве, а замедление темпа его развития, чаще всего обнаруживаемом при обучении и выражено в недостатке общего знания, ограничении представлений, несовершенности мышления, малой интеллектуальной целесообразности, доминировании игровых интересов, быстрой утомляемости в интеллектуальном творчестве. Игровая деятельность детей с ЗПР значительно отстает в своем развитии от игровой деятельности здоровых детей того же возраста.

Становление игровой деятельности у детей с задержкой психического развития подчиняется тем же общим закономерностям, что и у нормально развивающихся детей, но идет значительно медленней и имеет ряд специфических особенностей.

Если у нормально развивающихся детей к шести годам сюжетно-ролевая игра достигает своего высшего расцвета, то у всех детей с задержкой психического развития этого возраста она находится на значительно более ранних этапах своего развития, которые обычно отмечаются в преддошкольном, младшем дошкольном возрасте. У всех детей с задержкой психического развития различной степени выраженности вычленяются особенности мотивационно-целевой основы игровой деятельности. Это проявляется в первую очередь в снижении активности в области игрового поведения.

Игра для детей 4-5 лет, с задержкой развития психики, характерна предметно-деятельному способу ее создания. В большинстве случаев игры для детей, задержанных в психическом развитии различной формы выраженности, имеют неречевую природу, очень редко используют заменители. Игровое поведение у детей с задержкой психического развития часто носит недостаточно эмоциональный характер, дети испытывают трудности в построении межличностного