ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Информатика как учебный предмет в начальной школе
1.1. Структура начального курса информатики
1.2. Цели преподавания информатики в начальной школе
Глава 2. Использование развивающих задач на уроке информатики в начальной школе
2.1. Особенности применения «развивающих задач» в начальной школе
2.2. Урок информатики с использованием развивающих задач в начальной школе
Интеграционные связи информатики позволяют более полно реализовать цели развивающего обучения. В процессе изучения большинства тем курса учащимся приходится решать учебные задачи, многие из которых опираются на дидактический материал математики, русского языка, искусства и других предметов, сравнивать традиционные (ручные) и компьютерные технологии обработки текста и графической информации, решать информационно-поисковые задачи по различным дисциплинам.
Основная направленность изучения информатики заключается не в рассмотрении информатики как простого продолжения математических дисциплин, отработки чисто компьютерных программистских или пользовательских навыков, а в обучении универсальным и эффективным методам работы с информацией в любой области знания и технологии, в том числе и при изучении любого школьного предмета. При этом компьютер рассматривается не как самоцель обучения, а лишь как средство усиления способности ученика к обработке информации, а так же как партнер в процессе информационного обмена.
На первой ступени начинается реализация программы по углубленному изучению информатики.
Основными целями обучения пропедевтического курса являются:
- формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней (в частности с использованием компьютера);
- формирование и развитие логического и алгоритмического мышления;
- подготовка к использованию компьютера в дальнейшей учебной деятельности.
Курс ориентирован на развитие навыков и практических приемов мыслительной деятельности ребенка; проводится с использованием компьютера как универсального инструмента для работы с информацией и средства навыков интеллектуальной деятельности ребенка.
На I этапе вырабатывается технология самостоятельного освоения программ, изучается графический редактор Paint Brush как прообраз всех Windows-программ.
Содержание обучения информатике в начальной школе:
-
Основные направления: информация в нашей жизни. -
Исполнение и разработка алгоритма. -
Работа с готовыми компьютерными программами. -
Решение логических задач. -
Первоначальные сведения о компьютерах.
Младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития рефлексии – это является основой для формирования алгоритмического стиля мышления.
На уроках информатики в начальной школе в условиях обычной классно-урочной системы успешно используются следующие методы и формы обучения: 1) диалоги; 2) работа в группах; 3) игровые методики; 4) информационные минутки; 5) эвристический подход.
Игровые методики при обучении информатике в младших классах выходит на первый план. Игра - это деятельность, мотив которой лежит в ней самой. Игры, использующиеся в обучении, делятся на ролевые, организационные и деловые.
1.2. Цели преподавания информатики в начальной школе
Практика показывает, что большинство детей легко овладевают элементарными навыками работы на компьютере, а теоретические знания даются им с трудом. Многие школы России имеют хорошее материальное обеспечение, и начальные классы школы в достаточной мере оснащены компьютерами, мультимедийными проекторами, интерактивными досками. Использование технических средств облегчает работу педагога, повышает качество его работы. Однако одной из главных задач информатизации современной российской школы является не только насыщение её новейшими компьютерами и подключение к Интернету, но и развитие способности учеников грамотно и эффективно использовать коммуникационные технологии в работе с информацией. Школьники должны уметь искать необходимые данные, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию, что стало наиболее актуально с внедрением в обучение ФГОС второго поколения.
Использование ИКТ позволяет сэкономить учебное время, внести разнообразие в процесс обобщения, повторения по теме, способствует развитию воображения учащихся, будит их фантазию, стремление творить. Представления учащихся обогащаются новыми чувствами, переживаниями. У детей возникает потребность выражать свои впечатления, эмоции в слове, рисунке. Они получают свежий импульс к самопознанию, к самообразованию. Дети искренне, непосредственно выражают свои мысли, им хочется поделиться своими размышлениями, они дают «неизбитые», нестандартные ответы. В этом и заключается ценность уроков с использованием ИКТ. Строя работу на таком уроке, учитель исходит в первую очередь из опыта, переживаний, ощущений и чувств детей. ИКТ помогает обеспечивать и личностно ориентированную направленность организации обучения в школе, повышает субъективную активность обучающихся, формирует их информационную грамотность.
Информационная грамотность –это умение формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и перерабатывать информацию, в каком бы виде она ни была. Информационная грамотность – это «технология» учёбы. Она складывается из умения человека
-
осознать личную потребность в информации для решения той или иной проблемы; -
выработать стратегию поиска, ставя значимые вопросы; -
найти информацию, соответствующую данной теме; -
оценить релевантность найденной информации, отсортировать, организовать, проанализировать её; -
оценить качество информации, её точность, авторитетность и достоверность; -
сформировать собственное отношение к этой информации; -
представить аудитории или самому себе свою точку зрения, новые знания и понимание или решение проблемы; -
доказать, что полученные знания оказали влияние на его личные позиции и поведение.
На уроках информатики ребёнок не только усваивает навыки работы на компьютере, но и учится понимать логику работы на нём, логику оперирования информационными моделями, т.е. у детей формируется логическое мышление, для развития которого, по мнению психологов, наиболее продуктивным является возраст обучения детей в начальной школе. Ведь главное – не научить ребёнка нажимать на клавиши клавиатуры, а своевременно сформировать у него основные мыслительные процессы.
Изучение информатики и информационных технологий в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие умений ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
- овладение практическими способами работы с информацией: поиск, анализ, преобразование, передача, хранение информации, ее использование в учебной деятельности и повседневной жизни;
- формирование начальной компьютерной грамотности и элементов информационной культуры;
- развитие умений, позволяющих обмениваться информацией, осуществлять коммуникации с помощью имеющихся технических средств (телефон, магнитофон, компьютер, телевизор и др.).
Целесообразно формировать у младших школьников не только элементы компьютерной грамотности, но и начальные знания основ информатики, осуществлять пропедевтику ее фундаментальных понятий и способов деятельности, т.е.
Формирование представлений о возможностях компьютера в области обработки информации (компьютер рисует, вычисляет, пишет...)
хранения информации (компьютер запоминает рисунки, числа, тексты)
передачи информации (от человека к компьютеру, от компьютера к компьютеру, от компьютера к человеку).
Формирование навыков работы с клавиатурой (набор текста, набор чисел, управление движением и фиксирование объектов на экране дисплея, выбор режимов работы по меню).
Освоение способов деятельности, отражающих специфические методы информатики: формализацию (описание условий и решений задач с ориентацией на их компьютерное исполнение), алгоритмизацию (запись для некоторого типа процедурных ответов простейшей структуры типа «ветвление», «выбор», «цикл»), решение практических задач с применением компьютера.
Цели школьного курса информатики и ИКТ можно сгруппировать в три основные общие цели:
• образовательная
• практическая
• воспитательная.
Эти цели обучения определяются с учетом места информатики в системе наук и жизни современного общества [7].
Образовательная цель обучения информатике – дать каждому школьнику начальные фундаментальные знания основ науки информатики, включая представления о процессах преобразования, передачи и использования информации, и на этой основе раскрыть значение информационных процессов в формировании научной картины мира, роль информационных технологий и компьютеров в развитии современного общества. Необходимо вооружить учащихся базовыми умениями и навыками для прочного усвоения этих знаний и основ других наук. Реализация образовательной цели в соответствии с законами дидактики способствует общему умственному развитию учащихся, развитию их мышления, умение решать развивающие задачи [3].
Практическая цель предполагает вклад в трудовую и технологическую подготовку учащихся, вооружение их знаниями, умениями и навыками, необходимыми для последующей трудовой деятельности. Учащихся следует не только знакомить с теоретическими основами информатики, но и обучать работе на компьютере и использованию средств современных информационных технологий; знакомить с профессиями, непосредственно связанными с ЭВМ.
Воспитательная цель реализуется мировоззренческим воздействием на ученика путем осознания им значения вычислительной техники и информационных технологий для развития цивилизации и общества. Важным является формирование представления об информации как одного из трех фундаментальных понятий науки: материи, энергии и информации [14].
Использование в обучении современных информационных технологий формирует культуру умственного труда. Изучение информатики требует от учащихся определенных умственных и волевых усилий, концентрации внимания, логики и воображения. В курсе информатики ученику следует учиться четко и педантично реализовывать алгоритм своих действий, уметь абсолютно точно записывать его на бумаге и безошибочно вводить в компьютер. Это постепенно отучает учеников от неточности, нечеткости, неконкретности, расплывчатости, небрежности и т.п.
Разумеется, все эти три цели взаимосвязаны и не могут реализовываться в отрыве друг от друга. Нельзя получить воспитательный эффект, игнорируя практическую сторону содержания обучения.