Файл: Курсовая работа по дисциплине Уголовное право Студент Дурноглазова Регина Сергеевна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





Факультет Юридический _



Кафедра Кафедра уголовного права и процесса _
Направление Подготовки/Специальность Юриспруденция _

КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине _ _Уголовное право _
Студент _ Дурноглазова Регина Сергеевна _

(фамилия, имя, отчество)
Тему: _ Право и справедливость _


Руководитель работы _ _

(ученая степень, звание, инициалы и фамилия)
г. Москва
ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Концепция социальной справедливости и её воплощение в российском уголовном праве 6

1.1. Общетеоретические положения о справедливости 6

1.2. Исторический аспект развития понятия справедливости в отечественном уголовном законодательстве 11

Глава 2. Уголовно-правовой аспект реализации справедливости в действующем российском законодательстве 15

2.1. Понятие, сущность справедливости и её признаки в уголовном праве 15

2.2. Справедливость в системе принципов современного российского уголовного права 21

2.3. Функции социальной справедливости в отечественном уголовном праве 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31


ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы исследования определена тем, что категория принципа справедливости признается одной из центральных в теории права. Принципы права служат ориентиром правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов. Их соблюдение обеспечивает нормальное и единообразное развитие и функционирование правовой системы. Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ в своих постановлениях весьма часто ссылаются на необходимость использования принципа справедливости. Принцип справедливости служит источником права при определенных обстоятельствах (например, в случае пробелов в праве).

Идеи о том, что справедливость должна быть имманентно (естественным образом) присуща праву и регулируемым им социальным отношениям, зарождаются уже на заре цивилизационного развития и содержатся в произведениях Гомера, Гесиода, Сократа, Платона, Аристотеля и многих других мыслителей древности.

Справедливость в ее взаимосвязи с правом толкуется сегодня исследователями различным образом: как общий принцип права, как непосредственно юридический принцип специального назначения, в
качестве неотъемлемого свойства права, как бинарная категория, сочетающая принцип и свойство права, как нравственно-правовой принцип; категория общественного сознания и общечеловеческая ценность, связанная с пониманием права.

Принцип справедливости является одним из фундаментальных принципов права. Именно он обеспечивает положительное восприятие закона и права гражданами, формирует уважение к праву в обществе. Помимо этого, данный принцип способствует эффективной реализации правоприменительной практики, поскольку в таком случае возникают равные для всех возможности.

В правовой плоскости справедливость необходимо рассматривать в двух смыслах – широком и узком. В широком смысле она представляет собой философскую категорию, характеризующую характер должного и необходимого взаимоотношения между людьми и государством, а в узком – как отражение в нормах права равноправных подходов к субъектам общественных отношений, не умалении в возможности реализации своих прав и свобод, а также законных интересов любых членов общества независимо от каких-либо характеристик.

Справедливость в праве реализуется и в таком не менее важном принципе цивилизованных общественных отношений, как равноправие.

Можно таким образом предположить, что справедливость в своей ипостаси в форме выражения социальных правоотношений выступает как мера воздаяния, мера требования и в качестве оценки правомерности поведения их участников. Отсутствие либо нарушение справедливости в акте законодательства препятствует признанию закона правовым с позиций приверженцев естественно-правовой доктрины и ставит под сомнение обязательность его соблюдения в обществе.

Отсутствие четких научных критериев понятия принципа справедливости (социальной справедливости) отразилось и в законодательстве. В федеральных законах эта категория используется в разных смыслах и контекстах. В УК РФ выделена отдельная статья 6 «Принцип справедливости», из которой следует, что наказание и иные меры уголовно-правового характера должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.


Объектом данного исследования является право и справедливость.

Предмет исследования составило изучение нормативно-правовых основ и механизма взаимодействия права и справедливости.

Целью настоящей работы является исследование справедливости как принципа уголовного права.

В соответствии с обозначенной целью перед автором встают следующие задачи:

- определить общетеоретические и методологические положения о справедливости и их реализация в праве;

- провести исторический аспект развития понятия справедливости в отечественном уголовном законодательстве, судебно-следственной практике и науке;

- рассмотреть понятие, сущность справедливости и её признаки в уголовном праве;

- исследовать справедливость в системе принципов современного российского уголовного права;

- выявить функции социальной справедливости в отечественном уголовном праве;

- охарактеризовать несправедливость и способы её устранения в уголовном праве и законодательстве РФ.

Методология методика исследования основывается на общенаучных методах таких как диалектический, исторический, логический, функциональный и частнонаучные методах: конкретно-социологический, сравнительно-правовой, формально-юридический.

Для написания данной работы автор использовал нормативно-правовые акты в области уголовного права, специальную литературу, учебные материалы, монографии и статьи на заданную тематику.

Структура данной работы состоит из введения, основной части – двух глав, подразделенные на параграфы, заключения и списка литературы.



Глава 1. Концепция социальной справедливости и её воплощение в российском уголовном праве

1.1. Общетеоретические положения о справедливости


Идеи о том, что справедливость должна быть имманентно (естественным образом) присуща праву и регулируемым им социальным отношениям, зарождаются уже на заре цивилизационного развития и содержатся в произведениях Гомера, Гесиода, Сократа, Платона, Аристотеля и многих других мыслителей древности. Как верно отмечено современным философом А.П. Козыревым, история человечества наполнена поиском все более дифференцированных форм борьбы с несправедливостью и устремлением «к какой-то предельной справедливости, которая должна осуществиться в конце времени»1.

Одним из первых понятие справедливости было рассмотрено Платоном (427-347 гг. до н.э.), а затем его учеником Аристотелем (384-322 гг. до н.э.). Справедливость, по Платону, состоит в том, чтобы каждый занимался своим делом и не вмешивался в чужие дела. Кроме того, справедливость представляет собой определенную иерархическую подчиненность, дабы достичь единства всех начал. Платон пишет: «заниматься каждому своим делом это, пожалуй, и будет справедливостью, справедливость состоит в том, чтобы каждый имел свое и исполнял тоже своё».2

По мнению Г.В. Драча, первым ранеегреческим философом, связавшим воедино традиционное религиозное представление о силе и власти богов с идеей справедливости, рассматриваемой как божественная сфера, был Гесиод (VIII-VII век до н.э.). «У Гесиода, – пишет Г.В. Драч, – понятие «дике» (справедливости) относится к сфере правовой и развивающейся государственной жизни, так же как договор и закон, фемис и диайта»3.

Справедливость в ее взаимосвязи с правом толкуется сегодня исследователями различным образом: как общий принцип права (О.И. Цыбулевская), как непосредственно юридический принцип специального назначения (М.Н. Марченко), в качестве неотъемлемого свойства права (Л.А. Морозова), как бинарная категория, сочетающая принцип и свойство пра-ва (А.И. Экимов), как нравственно-правовой принцип (Д.Л. Кондратюк); категория общественного сознания и общечеловеческая ценность, связанная с пониманием права (С.А. Иванова). На наш взгляд, следует вести речь не о сомнительной по утверждению О.В. Мартышина идее поглощения справедливости правом, а о том, что справедливость в демократическом правовом государстве должна предопределять (быть естественным первоисточником) сферы публичных и частных правоотношений
1.

Аристотель определяет справедливость следующим образом: «Итак, понятие справедливость и означает в одно и то же время как законное, так и равномерное, а несправедливость - противозаконное и неравномерное».

По мнению О.И. Цыбулевской и Т.В. Милушевой у пифагорейцев справедливость состоит в воздаянии равным за равное и люди в многообразных взаимоотношениях должны придерживаться соответствующего справедливости, а у софистов справедливость – это равенство всех людей2.

В контексте этих и других суждений ранних философов следует согласиться с выводом Председателя Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькина о том, что «выдвинутый еще древними мыслителями принцип справедливости и равенства составляет ядро всего современного права, в том числе социальных прав человека»3

Философское учение о праве и справедливости разрабатывал Цицерон (106-43 гг. до н.э.). Согласно ему, в основе права лежит присущая природе справедливость. Справедливость понимается как вечное и неизменное свойство человеческой природы и природы в целом. Главную задачу справедливости Цицерон видит в том, что « она воздает каждому свое и сохраняет равенство между ними». При этом он говорит именно о правовом равенстве, а не об уравниловке всех и вся в плане имущественного положения. Позиция Цицерона наиболее близка современному пониманию справедливости. Цицерон пошел гораздо дальше Аристотеля, рассматривающего права только в контексте собственности. В трактате «О законах» Цицерон сформулировал важное определение «Под действие закона должны попадать все». Эта важная правовая позиция является сейчас одной из главнейших основ социальной справедливости во всех отраслях права, прежде всего уголовной. Отсюда вытекает множество проблем , неразрешенных по сей день.1

Важной вехой становления концепции справедливости являются философско-правовые идеи Фрэнсиса Бэкона (1561-1626). Его работа «Великое восстановление наук» является одной из первых, вышедших за рамки схоластического мышления средневековья.

Вопрос «всеобщей справедливости» характеризуется Бэконом следующим образом: «В гражданском обществе господствует или закон, или насилие. Но насилие иногда принимает обличье закона, и иной закон больше говорит о насилии, чем о правовом равенстве. Таким образом, существуют три источника несправедливости: насилие, как таковое, злонамеренное коварство, прикрывающееся именем закона и жестокость самого закона». Из данного афоризма следует, что проблема правовой справедливости кроется гораздо глубже, чем просто равенство всех людей перед законом.