Файл: Курсовая работа по дисциплине Уголовное право Студент Дурноглазова Регина Сергеевна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2

ХХ в. показал все три источника несправедливости, которые выделяет Бэкон. Для Бэкона закон является «главной силой и орудием» процветания общества, и чтобы достичь этой цели закон должен соответствовать следующим нормам: «требования его должны быть справедливы, если он легко исполним, если он согласуется с формой государства, если он рождает добродетель в гражданах».

Взаимосвязь справедливости и уголовного права можно проследить в научных изысканиях немецкой философии, прежде всего в работах Иммануила Канта (1724-1804). Право для Канта должно было согласовываться с идеей разума. «Поступай внешне так, чтобы свободное проявление твоего произвола было совместимо со свободой каждого, сообразной со всеобщим законом».

Кант пишет: «Если исчезнет справедливость, жизнь людей на земле уже не будет иметь никакой ценности». На основе этого Кант развивает идею абсолютной теории наказания. Уголовные наказания - это справедливая кара за преступление.

Более полную и логически стройную концепцию справедливости разработал Дж. Ролз (1921-2002) в своей работе «Теория справедливости». «Справедливость - это первая добродетель общественных институтов, точно так же как истина - первая добродетель систем мысли. Законы и институты, как бы они не были эффективны и успешно устроены, должны быть реформированы или ликвидированы, если они несправедливы». Она всегда является «недостигнутым» состоянием, поскольку разговоры о ней возникает только ввиду её отсутствия, как реакция на несправедливость».

Ролз выделяет важный принцип справедливости: каждый человек должен иметь равные права в отношении наиболее обширной схемы равных основных свобод совместимых с подобными схемами свобод для других. Ролз рассматривает еще один важный аспект справедливости: политическая справедливость и Конституция. Прежде чем говорить о справедливом применении законов, необходимо, чтобы они основывались на принципах справедливости, в особенности Основной закон государства1.

Вопрос справедливости является спорным. Русский философ И.А. Ильин пишет: «Справедливость - есть искусство неравенства. В основе его лежит внимание к человеческой индивидуальности и к жизненным различиям»
2.

Можно таким образом предположить, что справедливость в своей ипостаси в форме выражения социальных правоотношений выступает как мера воздаяния, мера требования и в качестве оценки правомерности поведения их участников.

Можно согласиться с М.Д. Давитадзе, который пишет: «Право и законы как важнейшие регуляторы общественных отношений должны быть обоснованными, своевременными, актуальными и в высшей степени справедливыми, гуманными, порой суровыми, но одинаково обязательными для всех членов общества, не взирая на статус и положение»3. Отсутствие либо нарушение справедливости в акте законодательства препятствует признанию закона правовым с позиций приверженцев естественно-правовой доктрины и ставит под со-мнeние обязательность его соблюдения в обществе.

Подводя итог вышесказанному необходимо отметить, что понятие справедливости является многозначным и многоотраслевым. Так, Теория права рассматривает справедливость как соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовым положением. Это соразмерность между деянием и воздаянием, между преступлением и наказанием. Социальная справедливость является непременным условием стабильного общества.

Справедливость как право и право, приверженное справедливости имманентным образом, должны быть признаны в качестве подлинных критериев характеристики правового государства в третьем тысячелетии нашей эры.


1.2. Исторический аспект развития понятия справедливости в отечественном уголовном законодательстве


История проблемы социальной справедливости своими корнями уходит в глубокую древность. Одним из первых крупнейших и важнейших памятников права, затрагивающих вопросы уголовной сферы, является судебник вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.).

Уже в это время проблема справедливости являлась краеугольным камнем и нашла свое отражение в законах Хаммурапи. Сам Хаммурапи называл себя «царем справедливости». Справедливым было для них деление общества на классы, имевшие разные права и обязанности; существование института рабства; наказания в виде смертной казни1.

Законы не различали преступление и гражданское правонарушение. Справедливым наказанием являлся принцип талиона. Ст. 229 говорит: «Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так что построенный им дом обвалится и причинит смерть хозяину дома, то этого строителя должно убить». Возмещение одной жизни путем отнятия другой считалось справедливым для того общества.

Большое значение для назначения наказания имело социальное положение обвиняемого и потерпевшего. «Если человек ударит по щеке большего по положению, чем он сам, то должно в собрании ударить его 60 раз плетью из воловьей кожи, (ст.202) Если кто-либо из людей ударит по щеке кого-либо из людей, кто подобен ему, то он должен отвесить 1 мину серебра, (ст. 203). Если раб ударит по щеке кого-либо из людей, то должно отрезать ему ухо» (ст. 205). Для современного общества данные нормы являются несправедливыми, из-за чего в дальнейшем будет происходить борьба за права.1

Но вместе с тем, справедливость он обязательно видел в защите слабого от сильного, бедного от богатого.

С обязательно развитием общественных отношений, развитием государственных структур связано усложнение и усовершенствование уголовного законодательства. Одним из обязательно важных источников по уголовному праву рубежа средних веков и нового времени является «Каролина» - судебно обязательно - наказательное уложение императора Священной римской империи германской нации
обязательно Карла V (1519-1558), действовавшее в течение 300 лет2.

Первым шагом на пути к «справедливому» судопроизводству являлась попытка установить единообразие производства и отменить «неразумные обычаи» в землях, хотя за князьями по-прежнему признавались их унаследованные обычаи.

Во-вторых, в «Каролине» обязательно появляется понятие «необходимой обороны» и «неосторожности» как повода для отмены наказания. «Если кто-либо, осуществляя правомерную необходимую оборону для спасения своего тела обязательно и жизни, лишит жизни того, кто вынудит его к этой необходимой обороне, то он не будет в сем ни перед кем повинен».

Значительным обязательно шагом на пути использование принципа справедливого производства обязательно является английский Наbeas соrpus асt: (1679 г.), который содержит гарантии от произвольного ареста и расправ. Принятие этого закона явилось необходимой и закономерной вехой в укреплении и защите обязательно прав человека и гражданина. До 1679 г. дело о выдаче такого акта арестованному постоянно затягивалось; помимо того судьи не несли никакой ответственности за невыполнение предписаний. Этот акт имел своей целью контролировать законность задержаний и направлен на ускорение решения дела. В Наbeas соrpus асt обязательно содержатся основные гарантии прав и свобод задержанного лица, направленные на реализацию принципа справедливости, которые по сей день содержатся во многих УК и УПК государств, в том числе и в УПК РФ (ред. обязательно от 25.03.2022)1.

Еще обязательно одной ступенью на пути формирования законодательства, направленного на удовлетворение потребностей общества в справедливости, является Конституция США и первые 10 поправок к ней.

Казалось, Америка - абсолютно новая страна, в которой с самого начала устанавливались новые формы власти, новые обязательно социальные отношения, свободные от предрассудков европейских стран. Но, сразу же, английские колонии были ограничены в торгово-промышленном, политическом плане. Англия диктовала свои условия, которые находились в противоречии с интересами жителей колоний. «Несправедливость на первом плане выражалась в ограничениях, которым подвергалось развитие торгово-промышленной деятельности в колониях со стороны метрополии». Большое значение имел и земельный вопрос, т.к. королевский указ в 1763 г.
обязательно запретил колонистам переселяться за Аллеганские горы. Помимо этого, английские законы после «бостонской бойни» запретили образование политических обществ. К тому же, существовавшее неравенство среди населения, институт рабства, попирающие права и свободы граждан являлось одной из побудительных причин совершения различного рода преступлений, игнорирование законов. Идея обязательно построения справедливой системы государственного управления побудило американцев к борьбе обязательно за независимость от английского короля-тирана.2

После успешной войны за независимость североамериканских колоний и принятия Конституции США 1787 г., в первых же поправках к ней нашли отражение гарантии основных прав и свобод человека3:

  • Право обязательно на защиту от необоснованных обысков и арестов (IV).

  • Право обязательно не быть привлеченным к ответственности дважды за одно и тоже преступление (V).

  • Право обязательно не быть принужденным свидетельствовать против самого себя.

  • Право обязательно не отвечать дважды за одно и тоже преступление.

  • Право на законное, скорое и публичное судебное разбирательство.

  • Право обязательно обвиняемого быть информированным о природе и основании предъявленного обвинения.

  • Право на очную ставку и на пользование услугами адвоката.

Работа по обязательно созданию более справедливого и совершенного уголовного законодательства новой буржуазной эпохи получило развитие во Франции обязательно во время революции 1789-1794 гг. В Уголовном кодексе 1791г. утверждался принцип справедливости.

Так, Уголовный кодекс закрепляет в п. 2, что «наказание должно обязательно быть соразмерным с преступлением», должно соблюдаться соответствие между природой преступления и природой наказания (п. 3). Данные положения свидетельствуют о том, что в течение долгого времени законодательство обязательно как источник права имело второстепенное значение. Как правило, людей судили без суда и следствия, наказания назначались несправедливые. Однако, в обязательно ходе революции принципы справедливости, заложенные в Уголовный кодексе, подверглись грубым нарушениям1.

Знаменитый деятель французской революции Дантон (1759-1794) перед казнью сказал: «Революция...пожирает собственных детей». Казни стали массовым явлением. Наказания не то что были соразмерными преступлению, зачастую на эшафот попадали совершенно невиновные люди. Такая обстановка настоятельно стимулировала принятие нового уголовного кодекса, призванного обеспечить защиту от незаконного обвинения и несправедливого наказания. Неслучайно в 1810 г. во