Файл: Педагогические условия совершенствования подготовки будущего учителя музыки к внеурочной музыкальнопросветительской деятельности Содержание.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Педагогические условия совершенствования подготовки будущего учителя музыки к внеурочной музыкально-просветительской деятельности
Содержание
-
Введение -
Глава 1.Теоретические основы подготовки будущего учителя к внеурочной музыкально-просветительской деятельности в общеобразовательной школе-
1. 1.Внеурочная музыкально-просветительская работа как одна из сторон профессиональной деятельности учителя музыки общеобразовательной школы -
1. 2.Анализ состояния подготовки студентов музыкально-педагогического факультета к внеурочной музыкально-просветительской работе в школе -
1. 3.Межпредметные связи как основа комплексного подхода в подготовке учителя музыки к внеурочной музыкально-просветительской деятельности в общеобразовательной школе
-
-
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по совершенствованию подготовки студентов музыкально-педагогического факультета к внеурочной музыкально-просветительской деятельности-
2. 1.Содержание и этапы опытно-экспериментальной работы -
2. 2.Педагогические условия совершенствования подготовки студентов к внеурочной музыкально-просветительской деятельности в общеобразовательной школе
-
Актуальность исследования. В современных условиях развития общества, обусловленных социально-экономическими изменениями, особо значимой становится задача формирования у школьников истинных человеческих ценностей и идеалов. В законе «Об образовании» подчеркивается, что целью образования является разностороннее и гармоничное развитие человека, и на этой основе наращивание нравственного и интеллектуального потенциала общества. Достижение этой цели невозможно без приобщения молодежи к высокохудожественным образцам музыкального искусства.
В данном контексте деятельность учителей музыки общеобразовательных школ приобретает особое значение. В сложившейся ситуации почти негативного отношения большей части молодежи к классическим музыкальным произведениям, активного распространения через средства массовой информации развлекательной и, зачастую, примитивной поп-музыки основным источником для полноценного духовного развития молодого поколения становится внеурочная музыкально-просветительская деятельность школьного учителя музыки.
Современная социокультурная ситуация, критически оцениваемая специалистами, требует качественно новых подходов к содержанию отечественного образования. В «Концепции модернизации Российского образования» на период до 2010 года подчеркивается, что одним из ее главных направлений является подготовка учителей широкого культурологического профиля. Специалист должен быть способен осуществлять свою деятельность на основе непрерывности и преемственности образования, интеграции художественных предметов, вариативности и индивидуализации просветительского процесса.
В связи с этим возникает необходимость в переосмыслении профессиональных и социальных функций учителя музыки. Содержание деятельности педагога-музыканта, основанное на глубокой базе музыкальной, психолого-педагогической и методической подготовки, должно быть прочно связано с задачами музыкального просвещения. В приобщении школьников к высокохудожественным образцам музыкального искусства велика роль внеурочной деятельности учителя и учеников.
Профессиональная подготовка учителя музыки за свою почти полувековую историю всегда являлась отражением социальных запросов общества. Содержание современного музыкально-педагогического образования направлено на формирование у будущих учителей глубоких социальных, нравственных, педагогических взглядов и убеждений. В настоящее время подготовка специалистов требует качественных изменений в аспекте формирования у студентов установки на будущую деятельность, заостряя ее социальный аспект, усиливая просветительское значение профессии.
Как известно, специфика профессии требует от учителя музыки некоторой универсальности, что диктуется необходимостью одновременно быть и исполнителем, и иллюстратором, умело руководить хором, знать особенности развития детского голоса, быть эрудитом в области музыкознания, наконец, иметь достаточную психолого-педагогическую подготовку и умение организовать воспитание своих учеников в единстве урочной и внеурочной деятельности. При этом учитель должен ясно видеть перед собой главную цель своего труда — воспитание у учащихся потребности в высокохудожественной, по-настоящему ценной музыке, а значит, и потребности в нравственно-личностном совершенствовании.
В связи с этим среди многообразных видов деятельности, которые являются основой профессии учителя музыки, особую значимость приобретает просветительское направление, предусматривающее не только применение разнообразных приемов решения просветительских задач на уроке музыки, но и организацию и проведение внеурочных форм работы музыкально-просветительского характера (музыкальные вечера, викторины, конкурсы, концерты, музыкально-театральные представления и др.). Это становится тем более актуальным в свете задач реформирования структуры и содержания образования, включающих повышение воспитательного потенциала образовательного процесса и обеспечение условий эффективной реализации воспитания в образовательном учреждении.
Совершенно очевидно, что осуществление внеурочной музыкально-просветительской работы в школе требует от педагога четкого представления о многообразии ее форм, наличия необходимых знаний и умений для ее успешного осуществления на практике, а также определенного рода способностей к подобной деятельности. В этой связи возникают вопросы: способен ли современный выпускник вуза справиться с реализацией поставленных задачдостаточно ли ориентирована существующая система музыкально-педагогического образования на подготовку будущих учителей к музыкально-просветительской деятельности? Анализ практики современной школы свидетельствует о том, что ответы на эти вопросы, отнюдь, не всегда положительны.
Это еще раз указывает на сложность внеурочной музыкально-просветительской работы и необходимость организации специальной подготовки к данному виду деятельности. Отдавая должное многим из имеющихся направлений оптимизации музыкально-педагогического образования, нельзя не признать, что внеурочной музыкально-просветительской деятельности учителя музыки не уделяется внимания, адекватного ее значимости в системе музыкального воспитания.
Изучению общетеоретических основ профессиональной подготовки будущих учителей посвящены труды О. А. Абдуллиной, Е. П. Белозерцева, Ф. Н. Гоноболина, В. П. Ковалева, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина, А. И. Щербакова и др. В их работах обосновываются цель, задачи, содержание и структура высшего педагогического образования, характеризуется система педагогической подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности.
Просветительские тенденции в деятельности педагога-музыканта имеют давние традиции, связанные с именами Б. В. Асафьева, В. Н. Шацкой, Б. Л. Яворского и др. Эти традиции нашли отражение в научной и практической деятельности О. А. Апраксиной, Э. Б. Абдуллина, Ю. Б. Алиева, Н. А. Ветлугиной, H.JI. Гродзенской, Д. Б. Кабалевского. Среди современных исследований внеурочной музыкально-просветительской работы учителя музыки можно назвать работы И. У. Аушевой, В. Г. Лысенко, JI.JI. Мельниковой, Е. Н. Михейченковой, Э. Н. Скуратовой, Г. А. Халиковой и др. Исследователи в области педагогики музыкального образования Л. Г. Арчажникова, Л. А. Рапацкая, Р. А. Тельчарова, Н. А. Терентьева, Н. М. Черноиваненко и др. называют музыкально-просветительскую деятельность одним из важнейших профессиональных качеств учителя музыки.
Кроме того, в рамках нашего исследования несомненный интерес представляют научные труды И. А. Медведевой, И. Н. Немыкиной, Г. Г. Тенюковой (профессиональная деятельность учителя музыки), С. Н. Арчажниковой, Л. В. Дмитрюковой, А. В. Дубининой, С. В. Илларионова (межпредметные связи в преподавании музыки).
Анализ современных музыкально-педагогических исследований свидетельствует об устойчивом интересе к проблеме подготовки учителя музыки, авторы единогласно признают музыкальное образование одним из мощных факторов гуманизации общества. Однако проблема подготовки учителя музыки к внеурочной музыкально-просветительской деятельности еще во многом не разрешена. В частности, нет работ, посвященных подготовке учителя музыки к внеурочной просветительской деятельности с позиций комплексного подхода, не нашли отражения особенности подготовки к разнообразным видам и формам внеурочной музыкальной работы, а также вопросы применения межпредметных связей в процессе подготовки будущих учителей музыки к просветительской работе.
Анализ методической и специальной литературы, а также проведенный нами опрос учителей-практиков подтвердил актуальность проблемы и необходимость специальной подготовки будущих учителей к музыкально-просветительской деятельности. Учителя музыки единогласно подтвердили важность внеурочной работы в современной школе. Ответы учителей позволили судить о различных видах и формах внеурочных занятий, которые должен уметь осуществлять учитель-музыкант — от традиционных классных часов и t, школьных праздников до организации творческой деятельность детей в школьных центрах художественно-эстетического воспитания. 93% опрошенных учителей подчеркнули, что успех в такой деятельности во многом определяется наличием специальной подготовки студентов к внеурочным видам работы.
Анализ состояния профессиональной подготовки будущих учителей музыки показал, что студенты музыкально-педагогического факультета имеют довольно поверхностные представления о специфике музыкально-просветительской деятельности учителя музыки, испытывают различные трудности в ее практическом воплощении. Так, лишь 9% опрошенных студентов выделяют внеурочную работу среди основных видов деятельность учителя музыки, а анализ мероприятий, проведенных студентами во время педагогической практики показал однообразие форм и методов внеурочной работы у большинства студентов.
В свою очередь, анализ деятельности преподавателей различных кафедр педагогических вузов говорит об отсутствии системы в подготовке студентов к данному виду деятельности и недостаточному вниманию к специфике такой подготовки.
Таким образом, возникают противоречия: с одной стороны, социально и научно обоснована необходимость в учительских кадрах, способных на высоком уровне осуществлять внеурочную музыкально-просветительскую деятельность в общеобразовательной школе, с другой стороны, в системе подготовки будущих учителей эта проблема не является объектом специального рассмотренияпроцесс обучения на музыкально-педагогическом факультете осуществляется в совместной работе нескольких кафедр, вместе с тем отсутствует центр, осуществляющий координацию между различными кафедрами в подготовке будущих учителей к внеурочной музыкально-просветительской деятельности.
Выявленные противоречия определили проблему нашего исследования: каковы педагогические условия совершенствования качества подготовки учителя музыки к внеурочной музыкально-просветительской деятельности в общеобразовательной школе? N.
Решение этой проблемы составляет цель нашего исследования.
Необходимость теоретического и практического разрешения данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Педагогические условия совершенствования подготовки будущего учителя музыки к внеурочной музыкально-просветительской деятельности».
Объект исследования — система профессиональной подготовки будущих учителей музыки на музыкально-педагогическом факультете.
Предмет исследования — педагогические условия подготовки будущих учителей музыки к внеурочной музыкально-просветительской деятельности в школе.
Гипотеза исследования: успешная подготовка будущих учителей музыки к внеурочной музыкально-просветительской деятельности в общеобразовательной школе может быть осуществлена, если будет реализована совокупность педагогических условий, включающая в себя:
— последовательное и целенаправленное привлечение студентов к кон-цертно-исполнительской деятельности на всех этапах обучения в вузе с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей;
— координацию межпредметных связей исполнительских, музыкально-теоретических дисциплин и методики музыкального воспитания посредством спецкурса «Внеурочная музыкально-просветительская деятельность учителя музыки общеобразовательной школы»;
— усиление роли научно-исследовательской работы студентов путем интеграции знаний по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, а также углубления содержательной тематики, направленной на внеурочную музыкально-просветительскую деятельность учителя музыки в общеобразовательной школе;