Файл: Педагогические условия совершенствования подготовки будущего учителя музыки к внеурочной музыкальнопросветительской деятельности Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


— научно обоснованное включение в учебный план музыкально-педагогического факультета вуза спецкурса «Внеурочная музыкально-просветительская деятельность учителя музыки общеобразовательной школы».

С учетом цели, а также в соответствии с предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность и содержание внеурочной музыкально-просветительской работы учителя музыки как одной из сторон его профессиональной деятельности.

2. Выявить особенности подготовки студентов к внеурочной музыкально-просветительской деятельности в процессе обучения на музыкально-педагогическом факультете вуза.

3. Рассмотреть специфику реализации межпредметных связей в подготовке учителя музыки к внеурочной музыкально-просветительской деятельности.

4. Определить показатели и уровни готовности будущих учителей музыки к внеурочной музыкально-просветительской деятельности в школе.

5. Теоретически выявить и экспериментально обосновать педагогические условия эффективности подготовки студентов музыкально-педагогического факультета к различным формам внеурочной музыкально-просветительской работы в общеобразовательной школе.

6. Разработать и апробировать авторский спецкурс «Внеурочная музыкально-просветительская деятельность учителя музыки общеобразовательной школы».

Методологической основой исследования являются философские положения о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений и предметов окружающего мирасистемный подход к исследованию процессов обучения и воспитанияиспользование идей гуманизации и индивидуализации образованияположения теории поэтапного формирования умственных действий (https://referat.bookap.info, 15).

Теоретической основой исследования стали: диалектически обоснованные принципы целостности и системности (И.В. Блауберг, В. Н. Садовский, Ю. П. Сокольников, Б.Г. Юдин) — принципы индивидуального подхода к обучению и воспитанию (Ю.К. Бабанский, В. И. Загвязинский, М.Е. Кузнецов) — положения теорий формирования личности учителя (О.А. Абдуллина, Ю. К. Бабанский, Ф. Н. Гоноболин, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, А.И. Щербаков), поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина) — идеи контекстного обучения (А.А. Вербицкий, Н.В. Кузьмина) — исследования по методологии и методике музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, О. А. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, JI.A. Рапацкая, Г. М. Цыпин).

Для решения поставленных задач, обобщения результатов исследования использовались следующие методы:


— теоретическое изучение и анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования;

— анализ современного состояния практической работы по изучаемой проблеме;

— методы эмпирического исследования (наблюдение, анализ педагогических ситуаций, беседа, опрос, анкетирование и др.);

— опытно-экспериментальная работа со студентами, включающая констатирующий, формирующий и контрольный этапы;

— метод статистической обработки данных эксперимента.

Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа.

Первый этап (1998 — 2001 гг.) — теоретическое изучение проблемы, анализ философской, психолого-педагогической литературы, определение теоретико-методологических основ исследования с целью выявления состояния исследуемой проблемы в педагогической науке и практикеопределение цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследованияпроведение констатирующего эксперимента для определения степени готовности студентов к внеурочной музыкально-просветительской работе в общеобразовательной школе.

Второй этап (2001 — 2003 гг.) — моделирование и проведение формирующего эксперимента, целью которого стала реализация педагогических условий, обеспечивающих эффективность подготовки будущих учителей музыки к внеурочной музыкально-просветительской деятельности на основе комплексного подхода к учебному процессу.

Третий этап (2003 г.) — систематизация и обобщение результатов исследования, текстовое оформление диссертационного материала.

Экспериментальной базой исследования стал музыкально-педагогический факультет Чувашского государственного педагогического университета им. И .Я. Яковлева. В исследовании приняли участие 50 преподавателей вузов гг. Абакана, Волгограда, Екатеринбурга, Чебоксар, 15 учителей музыки Чувашии, 120 студентов музыкально-педагогического факультета (в т.ч. 25 студентов экспериментальной и 25 студентов контрольной групп).

Научная новизна исследования заключается в следующем: определены показатели и уровни профессиональной готовности будущих учителей музыки к внеурочной музыкально-просветительской деятельности в школе;

— выявлены и научно обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность профессиональной подготовки будущего учителя музыки к внеурочной музыкально-просветительской деятельности в общеобразовательной школе.



Теоретическая значимость исследования заключается в том, что работа вносит реальный вклад в создание системы подготовки будущего учителя к I внеурочной музыкально-просветительской деятельности, раскрываются сущ-j ность и принципы организации внеурочной музыкально-просветительской раI боты учителя музыки в школе.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный автором спецкурс «Внеурочная музыкально-просветительская деятельность учителя музыки общеобразовательной школы» позволяет улучшить качество подготовки будущих учителей музыки к профессиональной деятельности. Комплекс предлагаемых педагогических условий, теоретические и практические материалы исследования могут быть использованы в среднем звене подготовки учителей музыки, а также методистами и учителями-практиками. Материалы диссертации могут послужить источником для дальнейших исследований в области методики профессиональной подготовки учителя музыки.

Достоверность и объективность результатов исследования базируются на методологической аргументированности исходных теоретических положенийнаучные положения, выводы и рекомендации, изложенные в диссертации, основываются на разнообразии методов исследования, адекватных целям и задачам, большом фактическом материале, полученном в ходе практической и опытно-экспериментальной работы. Достоверность результатов и выводов подтверждена репрезентативностью и качественным анализом полученных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы на базе музыкально-педагогического факультета ЧГПУ им. И .Я. Яковлева. Материалы исследования обсуждены на II Международной научно-практической конференции «Музыка и педагогика: проблемы профессиональной подготовки педагога-музыканта» (г. Казань, ноябрь 2002 г.), ежегодных научно-практических конференциях аспирантов и докторантов ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, на заседаниях ученого совета музыкально-педагогического факультета, кафедр фортепиано и хорового дирижирования, методологических семинарах кафедры ПНО, теоретических семинарах кафедры ТиММ. Результаты исследования нашли отражение в одиннадцати научных публикациях.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Показатели готовности будущих учителей к музыкально-просветительской деятельности:


— наличие устойчивого положительного эмоционально-ценностного отношения к внеурочной музыкально-просветительской деятельности учителя;

— владение системой специальных знаний в области теории и истории музыки в контексте мирового искусства, умение применять их во внеурочной музыкально-просветительской деятельности- •.

— сформированность и свободное владение системой методических умений, необходимых для планирования и организации внеурочной музыкально-просветительской деятельности, наличие организаторских способностей;

— владение арсеналом профессиональных умений, связанных с практическим осуществлением внеурочной музыкально-просветительской деятельности (музыкально-исполнительское мастерство, артистизм, образная, содержательная речь, коммуникативные умения и навыки, эмоциональная убедительность и Т.Д.).

2. Высокий уровень готовности студентов музыкально-педагогического факультета к внеурочной музыкально-просветительской деятельности достигается реализацией следующих основных педагогических условий:

— последовательного и целенаправленного привлечения студентов к кон-цертно-исполнительской деятельности на всех этапах обучения в вузе с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей;

— координации межпредметных связей исполнительских, музыкально-теоретических дисциплин и методики музыкального воспитания посредством спецкурса «Внеурочная музыкально-просветительская деятельность учителя музыки общеобразовательной школы»;

— усиления роли научно-исследовательской работы студентов путем интеграции знаний по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, а также углубления содержательной тематики, направленной на внеурочную музыкально-просветительскую деятельность учителя музыки в общеобразовательной школе;

— научно обоснованного включения в учебный план музыкально-педагогического факультета вуза спецкурса «Внеурочная музыкально-просветительская деятельность учителя музыки общеобразовательной школы».

Структура диссертации обусловлена логикой и задачами исследованияона состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений, имеющих отношение к технологии исследования.

Выводы по второй главе.

Педагогический эксперимент, предпринятый с целью проверки выдвинутой гипотезы на базе музыкально-педагогического факультета ЧГПУ им. И. Я. Яковлева с 2000 по 2003 гг., показал следующие результаты.


На констатирующем этапе эксперимента был изучен и обобщен педагогический опыт современной системы высшего музыкально-педагогического образования, а также передовой опыт учителей музыки общеобразовательных школ, что позволило говорить об актуальности проблемы совершенствования подготовки будущих учителей к внеурочной музыкально-просветительской деятельности.

Разработанная методика определения уровней готовности будущих учителей к внеурочной музыкально-просветительской деятельности в общеобразовательной школе выявила низкий уровень знаний и умений студентов по всем показателям. На этой основе был выделен комплекс педагогических условий, способствующих улучшению качества подготовки будущих учителей к внеурочной музыкально-просветительской деятельности.

На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы происходило внедрение в учебный процесс музыкально-педагогического факультета педагогических условий через обширную концертно-исполнительскую практику студентов, проведение различных форм музыкально-просветительской работы в школе, осуществление межпредметных связей дисциплин предметной подготовки, изучение спецкурса «Внеурочная музыкально-просветительская деятельность учителя музыки общеобразовательной школы», проведение исследовательских работ в рамках НИРС и научных конференций.

Таким образом, важность целенаправленной работы по совершенствованию подготовки студентов к просветительской работе в школе нашла практическое подтверждение, а опытно-экспериментальное исследование показало, что совокупность выявленных нами условий способствует эффективности профессиональной подготовки учителей музыки и может быть применена в педагогических образовательных учреждениях высшего и среднего звена.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В условиях переосмысления общечеловеческих ценностей значительные перемены происходят и в содержании отечественного образования. Реформирование этой важной социальной структуры связано прежде всего с изменением характера профессиональной подготовки будущих учителей. Учитель XXI века, в том числе учитель музыки, должен быть способен к адаптации в быстро изменяющейся общественно-культурной обстановке, вместе с тем должен помочь учащимся осознать непреложность вечных ценностей музыкального искусства.

Современной школе требуются специалисты, способные, наряду с профессиональной деятельностью на уроке музыки, решать задачи музыкального просвещения школьников в различных формах внеурочных занятий. В целях совершенствования подготовки учителей к внеурочной музыкально-просветительской деятельности нами было проведено исследование, полностью подтвердившее правомерность выдвинутой гипотезы и позволившее сделать следующие выводы: