Файл: Педагогические условия совершенствования подготовки будущего учителя музыки к внеурочной музыкальнопросветительской деятельности Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. Анализ научно-методической литературы и существующей практики обучения студентов музыкально-педагогических факультетов различных вузов позволил установить, что проблема подготовки будущих учителей к внеурочной музыкально-просветительской деятельности является актуальной, требует теоретического обоснования и поиска путей практического решения. Обобщив изученный материал, мы определили внеурочную музыкально-просветительскую деятельность как социально обусловленную деятельность учителя, направленную на формирование эстетической культуры школьников, подразумевающей положительное эмоциональное отношение к искусству, потребности в общении с искусством, развитии художественно-творческих способностей, эстетического вкуса, и, в силу разнообразия возможностей внеурочных занятий, позволяющую более полно использовать потенциал различных видов искусства для формирования гармонично развитой личности. Внеурочная музыкально-просветительская деятельность дополняет процесс обучения на уроках музыки и осуществляется на единых дидактических музыкального воспитания, а также в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями школьников.

2. Подготовка к внеурочной музыкально-просветительской деятельности — одна из важнейших сторон подготовки современного учителя музыки. Являясь основой профессиональной деятельности педагога-музыканта, внеурочная просветительская работа должна находить соответствующее отражение в процессе обучения на музыкально-педагогическом факультете вуза. Анализ нормативных документов, опыта работы музыкально-педагогических факультетов ряда педагогических вузов России показал, что в силу специфики учебно-воспитательного процесса музыкально-педагогический факультет обладает большим потенциалом для подготовки студентов к внеурочной музыкально-просветительской деятельности. Задачи, связанные с подготовкой будущих учителей к музыкально-просветительской работе могут быть успешно реализованы в процессе изучения всех дисциплин, предусмотренных учебными планами, а также при участии студентов во внеаудиторной творческой деятельности. Несмотря на это, совершенствование подготовки будущих учителей к внеурочной музыкально-просветительской деятельности не будет осуществлено в полной мере без устранения некоторых существенных недостатков системы музыкально-педагогического образования, в частности, отсутствия специальной дисциплины, ориентирующей студентов на комплексное освоение специфики музыкально-просветительской работы.


3. Учитывая комплексный характер внеурочной деятельности учителя в области музыкального просвещения, подготовка к такой работе позитивно реализуется через осуществление межпредметных связей исполнительских, музыкально-теоретических дисциплин и методики музыкального воспитания в учебном процессе вуза.

4. Основными показателями готовности будущих учителей к внеурочной музыкально-просветительской деятельности являются:

— наличие устойчивого положительного эмоционально-ценностного отношения к внеурочной музыкально-просветительской деятельности учителя;

— владение системой специальных знаний в области теории и истории музыки в контексте мирового искусства, умение применять их во внеурочной музыкально-просветительской деятельности;

— сформированность и свободное владение системой методических умений, необходимых для планирования и организации внеурочной музыкально-просветительской деятельности, наличие организаторских способностей;

— владение арсеналом профессиональных умений, связанных с практическим осуществлением внеурочной музыкально-просветительской деятельности (музыкально-исполнительское мастерство, артистизм, образная, содержательная речь, коммуникативные умения и навыки, эмоциональная убедительность и Т.д.).

5. Изучение научно-методической литературы, опыта работы педагогических вузов, а также проведенная нами опытно-экспериментальная работа позволила выявить, теоретически и экспериментально обосновать необходимость создания определенных педагогических условий, а именно: последовательное и целенаправленное привлечение студентов к кон-цертно-исполнительской деятельности на всех этапах обучения в вузе, с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей;

— координация межпредметных связей исполнительских, музыкально-теоретических дисциплин и методики музыкального воспитания посредством спецкурса «Внеурочная музыкально-просветительская деятельность учителя музыки общеобразовательной школы»;

— усиление роли научно-исследовательской работы студентов путем интеграции знаний по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, а также углубления содержательной тематики, направленной на внеурочную музыкально-просветительскую деятельность учителя музыки в общеобразовательной школенаучно обоснованное включение в учебный план музыкально-педагогического факультета вуза спецкурса по подготовке студентов к внеурочной музыкально-просветительской деятельности.



Актуальность проведенного исследования оставляет большие возможности для дальнейших научных поисков. Данное исследование на исчерпывает всей проблемы совершенствования системы подготовки студентов музыкально-педагогического факультета к просветительской деятельности в школе. Перспектива дальнейших исследований предполагает поиск новых форм и методов музыкального просвещения, более совершенных технологий приобщения учащихся к подлинным ценностям музыкального искусства.