Файл: Татарченко Наталья Олеговна г. Пермь 2023 Практическое задание 3 Цель сформировать умение составлять логопедическое заключение по данным логопедической диагностики составлять конспект.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Уральский институт повышения квалификации и переподготовки
Программа профессиональной переподготовки
Логопедия. Содержание и организация коррекционно-педагогической работы по устранению различных нарушений речевой деятельности с дополнительной специализацией в области дошкольной дефектологии (1340)_new
Дисциплина: Заикание. Психолого-педагогические технологии коррекционной работы по нормализации темпо-ритмической организации речи
Практическое задание 3, Модуль 3. Технологии коррекции заикания
Выполнил:
слушатель Мурзина Ольга Викторовна
Преподаватель:
Татарченко Наталья Олеговна
г. Пермь - 2023
Практическое задание 3
Цель: сформировать умение составлять логопедическое заключение по данным логопедической диагностики; составлять конспект логопедического занятия.
Задание 1.
Изучите речевые карты из Приложения 1, Приложения 2. По данным речевых карт составьте логопедическое заключение. Для этого используйте Приложение 3
Заполните таблицу:
Речевая карта № | Логопедическое заключение |
1 | Заикание тоноклонического типа, артикуляторно – дыхательной формы средней степени тяжести. Неврозоподобная форма заикания, ФФНР, псевдобульбарная дизартрия. Рекомендуется: индивидуальный образовательный маршрут с психотерапевтом. Проведение комплексной терапии на фоне охранительного режима в доброжелательной психологической обстановке с исключением стрессовых воздействий. Оно должно в себя включать логопедический массаж, артикуляционную и дыхательную гимнастику, речевые тренинги, а также посещение музыкальных занятий. |
2 | Заикание тонического типа, дыхательной формы. Невротическая форма заикания средней степени тяжести. Течение – рецедивирующее. Рекомендуется: соблюдение точного режима дня, создание спокойной психологической обстановки, минимальное речевое общение. Также необходимо комплексное лечение – обязателен логопедический массаж, дыхательная гимнастика и музыкальные занятия. Нужны «речевые» зарядки, произношение гласных звуков и их сочетаний с согласными, отработка простых текстов в движении. |
Задание 2.
На основании логопедического заключения и данных речевой карты (по выбору 1,2 предыдущего задания) и используя Приложение 4, Приложение 5 составьте конспект логопедического занятия для заикающегося ребенка по следующей схеме:
1. Номер речевой карты.
2. Тема занятия.
3. Цель.
4. Задачи.
5. Оборудование.
6. Ход занятия: организационный момент; основная часть; заключительная часть.
Конспект логопедического занятия для детей с невротической формой заикания «Наступила осень!»
Номер речевой карты №2. Савельева А.
Тема: «Наступила осень!».
Цель: развитие плавности речи, коррекция заикания, воспитание личности.
Задачи:
-
Коррекционно-развивающие:
-
формирование умения регулировать напряжение и расслабление мышц своего тела; -
формирование длительность и плавность речевого выдоха; -
развитие диафрагмально-реберное дыхания; -
воспитание темпа, ритма и плавности речи; -
развитие вопросно-ответной, сопровождающей формы речи с помощью зрительной опоры; -
развитие подвижности артикуляционного аппарата; -
развитие чувства ритма; -
развитие координации речи с движением; -
развитие общей и мелкой моторики; -
развивать зрительное и слуховое внимание, восприятие, память логическое мышление.
-
Коррекционно-образовательные:
-
расширять и уточнять знания об осени, осенних явлениях, изменениях, происходящих в осенний период в природе с деревьями и животными; -
побуждать детей отвечать без заикания одним словом или коротким предложением на конкретные вопросы при наличии наглядного материала, внимательно слушать образцы речи логопеда, точно выполнять словесные задания; -
побуждать употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени, употреблять существительных во множественном числе, с уменьшительно-ласкательными суффиксами, употреблять относительные прилагательные употреблять предлоги с, на, под; -
закрепление навыка вопросно-ответной формы речи; -
закрепление навыка сопровождающей формы речи; -
развитие самостоятельной речи.
-
Коррекционно-воспитательные:
-
привитие навыков организованного поведения; -
воспитывать уверенность в своих силах; -
воспитывать бережное отношение к природе; -
формирование положительной мотивации к занятиям.
Оборудование: магнитофон, запись «Осенней песни» П.И. Чайковского, игрушка кукла «Осень», большая и маленькая корзины, поднос, тематические карточки «Погода», тазик с водой, легкий кораблик, осенние листья, полоска бумаги, одежда из фетра разного цвета (штанишки, шорты, маечки, платья, носки), веревка, прищепки, карточки «Веселая артикуляционная гимнастика» (автор Н. В. Нищева), карточки с изображением одежды, ведерко, дерево с грибами, призы (конфеты).
Ход занятия:
1. Организационный момент.
1. Савельева А. и логопед становятся друг напротив друга: «Давай с тобой пожелаем друг другу доброго утра!»
Валеологическая песенка-распевка с оздоровительным массажем «Доброе утро!»
Цель: активизировать защитные свойства организма и устойчивость к заболеваниям, задать позитивный тон.
-
Доброе утро! (разводят руки в стороны и слегка)
Улыбнись скорее! (кланяются друг другу)
И сегодня весь день ("пружинка")
Будет веселее (поднимают ручки вверх)
Мы погладим лобик (выполняют движения по тексту)
Носик и щечки.
Будем мы красивыми (наклоны головы к правому и левому)
Как в саду цветочки! (плечу поочередно)
-
Разотрем ладошки (движения по тексту) Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем.
Улыбнемся снова, будьте все здоровы! разводят руки в стороны
2. Логопед:
- Утром заглядывала ко мне наша знакомая бабушка Варвара. Она мне сказала, что сюда торопится очень необычная гостья. Откуда она узнала?
Бабушка добрая, никогда не сердится, если мы её показываем в игре «Любопытная Варвара». Садись на стул, давай покажем бабушку.
Логопед тихо говорит. Ребенок выполняет движения вместе с логопедом.
-Любопытная Варвара смотрит влево (медленный поворот головы влево),
Смотрит вправо (медленный поворот головы вправо),
А потом глядит вперёд (вперед).
И нечаянно заснёт.
Положи руки на животик. Надуваем шарик (медленный вдох), а теперь сдуваем: х-х-х-х-х… Ещё раз. Почувствуй, как руки движутся с животиком вперёд (вдох) и назад: х-х-х-х-х…
Закрой глаза, опусти голову, расслабься. Варвара спит.
(Логопед говорит очень медленно и тихо)
-Снится сон Варварушке:
Будто спит на травушке,
Будто солнышко печет,
Тихо реченька течет…
Один, два, три, четыре, пять,
Но пора уже вставать.
Потянись … и проснись. (Встает со стула).
2. Упражнение «Ветер»
Логопед:
- Слышишь, ветер шумит. Кто-то к нам в гости спешит.
Подними язычок вверх и пошуми, как ветер: ш-ш-ш… (Ребенок выполняет).
Садись за стол, будем встречать гостью.
2. Основная часть.
1. Сюрпризный момент.
Звучит музыка. Вносится большая кукла в осеннем наряде с корзинкой. Кукла плавно «танцует», кружится (на руках у логопеда).
Логопед:
- А вот и гостья, узнала, кто она?
Ребенок:
- Осень.
Логопед:
- Правильно. Осень пришла к нам под звуки чудесной музыки композитора Петра Ильича Чайковского «Осенняя песня».
Логопед:
- Пришла Осень, чтобы поговорить об изменениях в неживой и живой природе. (Ставит куклу на подставку перед ребенком на стол, корзинка рядом).
- Давай посмотрим, какая осенью бывает погода.
Посмотри, какая разная погода бывает осенью! (показываем карточки с изображением погоды)
Ребенок: дождик.
Л. : правильно, осенью бывает дождик.
2. Общая моторная зарядка.
Цель: Привитие умения регулировать напряжение и расслабление.
Упражнение Дождик (проводится после предварительного показа логопедом, совместно):
Дождик, дождик,
Лей, лей (руки вверху, движения кистями рук: вверх – вниз, тело и руки напряжены)
Земля, земля,
Пей, пей (постепенный наклон туловища вперед, голова опущена вниз, руки свободно повисают; обратить внимание на ощущение расслабления).
Смотри, какую лужу нам налил дождик (приносим таз с водой и ваткой).
3 Дыхательная гимнастика.
3.1. Упражнение «Кораблик»
Цель: развитие глубокого вдоха и длительного выдоха; выработка у ребенка умения правильно дышать в процессе речи.
Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой.
Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик.
Инструкция: «Давай подуем на кораблик плавно и длительно, чтобы он поплыл. При этом губы сложи трубочкой. Дуть будем на кораблик на одном выдохе».
Упражнение сопровождается рифмовкой (русской народной поговоркой):
Ветерок, ветерок, натяни парусок!
Кораблик гони до Волги-реки.
3.2. Упражнение «Подуем на листочки»
Цель: дальнейшая тренировка грудобрюшного дыхания и увеличение объема легких, выработка более глубокого вдоха и более длительного выдоха, активизация губных мышц.
Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые
, красные, оранжевые листочки; ведерко.
Логопед выкладывает на столе листочки, рассказывая про осень.
Инструкция: «Представь, что красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер - разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер - подуем на листья!»
Логопед вместе с ребенком дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы ребенок не переутомился.
«Все листики на земле... Давай соберем листочки в ведерко»
Педагог и ребенок собирают листочки.
Логопед:
- Дождик намочил нашу одежду. Давайте ее повесим сушиться.
3.3. Развитие мелкой моторики
Игра «Развесь бельё»
Цель: формировать понятия о помощи маме, закреплять знания о цвете и оттенках, помогает лучше запомнить названия предметов одежды, развивает мелкую моторику.
На веревку при помощи прищепок развешиваем предметы одежды.
Логопед:
- Что еще бывает осенью?
Ребенок: ветер.
Логопед:
- Давай, с тобой побудем ветерком.
3.4. Упражнение на дифференцирование дыхания.
Цель: обучение дифференцированного дыхания.
Используем для наглядности полоску бумаги (салфетки).
Выполняем по тексту.
- Вдох ртом, выдох ртом;
- Вдох ртом, выдох носом;
- Вдох носом, выдох ртом;
- Вдох носом, выдох носом.
3.5. Упражнение "Бегемотик".
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
4. Артикуляционная гимнастика.
Цель: развитие гибкости мышц, снятие лишнего напряжения в речевом аппарате, общее укрепление четкости произношения.
«Бегемотик»
Бегемотик рот открыл,
Подержал. Потом закрыл.
Подразним мы бегемота —
Подшутить над ним охота.
«Улыбка»
Улыбается щенок,
Зубки напоказ.
Я бы точно так же смог,
Вот, смотри. Сейчас.
«Хоботок»
Хоботок слоненок тянет,
Он вот-вот банан достанет.
Губки в трубочку сложи
И слоненку покажи.
«Хомячок»
Хомячок надует щечки,
У него зерно в мешочках.
Мы надуем щечки тоже,
Хомячку сейчас поможем.
«Лопатка»
Устала собачка и дышит устало.
И даже за кошкою бегать не стала.
Широкий язык отдохнет, полежит,