Файл: Татарченко Наталья Олеговна г. Пермь 2023 Практическое задание 3 Цель сформировать умение составлять логопедическое заключение по данным логопедической диагностики составлять конспект.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уральский институт повышения квалификации и переподготовки

Программа профессиональной переподготовки

Логопедия. Содержание и организация коррекционно-педагогической работы по устранению различных нарушений речевой деятельности с дополнительной специализацией в области дошкольной дефектологии (1340)_new

Дисциплина: Заикание. Психолого-педагогические технологии коррекционной работы по нормализации темпо-ритмической организации речи

Практическое задание 3, Модуль 3. Технологии коррекции заикания


Выполнил:

слушатель Мурзина Ольга Викторовна

Преподаватель:

Татарченко Наталья Олеговна

г. Пермь - 2023

Практическое задание 3
Цель: сформировать умение составлять логопедическое заключение по данным логопедической диагностики; составлять конспект логопедического занятия.
Задание 1.

Изучите речевые карты из Приложения 1, Приложения 2. По данным речевых карт составьте логопедическое заключение. Для этого используйте Приложение 3
Заполните таблицу:

Речевая карта №

Логопедическое заключение

1

Заикание тоноклонического типа, артикуляторно – дыхательной формы средней степени тяжести. Неврозоподобная форма заикания, ФФНР, псевдобульбарная дизартрия.

Рекомендуется: индивидуальный образовательный маршрут с психотерапевтом.

Проведение комплексной терапии на фоне охранительного режима в доброжелательной психологической обстановке с исключением стрессовых воздействий. Оно должно в себя включать логопедический массаж, артикуляционную и дыхательную гимнастику, речевые тренинги, а также посещение музыкальных занятий.

2

Заикание тонического типа, дыхательной формы. Невротическая форма заикания средней степени тяжести. Течение – рецедивирующее.

Рекомендуется: соблюдение точного режима дня, создание спокойной психологической обстановки, минимальное речевое общение. Также необходимо комплексное лечение – обязателен логопедический массаж, дыхательная гимнастика и музыкальные занятия. Нужны «речевые» зарядки, произношение гласных звуков и их сочетаний с согласными, отработка простых текстов в движении.



Задание 2.

На основании логопедического заключения и данных речевой карты (по выбору 1,2 предыдущего задания) и используя Приложение 4, Приложение 5 составьте конспект логопедического занятия для заикающегося ребенка по следующей схеме:
1. Номер речевой карты.

2. Тема занятия.

3. Цель.

4. Задачи.

5. Оборудование.

6. Ход занятия: организационный момент; основная часть; заключительная часть.
Конспект логопедического занятия для детей с невротической формой заикания «Наступила осень!»
Номер речевой карты №2. Савельева А.

Тема: «Наступила осень!».

Цель: развитие плавности речи, коррекция заикания, воспитание личности.

Задачи:

  • Коррекционно-развивающие:

  • формирование умения регулировать напряжение и расслабление мышц своего тела;

  • формирование длительность и плавность речевого выдоха;

  • развитие диафрагмально-реберное дыхания;

  • воспитание темпа, ритма и плавности речи;

  • развитие вопросно-ответной, сопровождающей формы речи с помощью зрительной опоры;

  • развитие подвижности артикуляционного аппарата;

  • развитие чувства ритма;

  • развитие координации речи с движением;

  • развитие общей и мелкой моторики;

  • развивать зрительное и слуховое внимание, восприятие, память логическое мышление.

  • Коррекционно-образовательные:

  • расширять и уточнять знания об осени, осенних явлениях, изменениях, происходящих в осенний период в природе с деревьями и животными;

  • побуждать детей отвечать без заикания одним словом или коротким предложением на конкретные вопросы при наличии наглядного материала, внимательно слушать образцы речи логопеда, точно выполнять словесные задания;

  • побуждать употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени, употреблять существительных во множественном числе, с уменьшительно-ласкательными суффиксами, употреблять относительные прилагательные употреблять предлоги с, на, под;

  • закрепление навыка вопросно-ответной формы речи;

  • закрепление навыка сопровождающей формы речи;

  • развитие самостоятельной речи.

  • Коррекционно-воспитательные:

  • привитие навыков организованного поведения;

  • воспитывать уверенность в своих силах;

  • воспитывать бережное отношение к природе;

  • формирование положительной мотивации к занятиям.


Оборудование: магнитофон, запись «Осенней песни» П.И. Чайковского, игрушка кукла «Осень», большая и маленькая корзины, поднос, тематические карточки «Погода», тазик с водой, легкий кораблик, осенние листья, полоска бумаги, одежда из фетра разного цвета (штанишки, шорты, маечки, платья, носки), веревка, прищепки, карточки «Веселая артикуляционная гимнастика» (автор Н. В. Нищева), карточки с изображением одежды, ведерко, дерево с грибами, призы (конфеты).

Ход занятия:

1. Организационный момент.

1. Савельева А. и логопед становятся друг напротив друга: «Давай с тобой пожелаем друг другу доброго утра!»

Валеологическая песенка-распевка с оздоровительным массажем «Доброе утро!»

Цель: активизировать защитные свойства организма и устойчивость к заболеваниям, задать позитивный тон.

  1. Доброе утро! (разводят руки в стороны и слегка)

Улыбнись скорее! (кланяются друг другу)

И сегодня весь день ("пружинка")

Будет веселее (поднимают ручки вверх)

Мы погладим лобик (выполняют движения по тексту)

Носик и щечки.

Будем мы красивыми (наклоны головы к правому и левому)

Как в саду цветочки! (плечу поочередно)

  1. Разотрем ладошки (движения по тексту) Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем Смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем.

Улыбнемся снова, будьте все здоровы! разводят руки в стороны

2. Логопед:

- Утром заглядывала ко мне наша знакомая бабушка Варвара. Она мне сказала, что сюда торопится очень необычная гостья. Откуда она узнала?

Бабушка добрая, никогда не сердится, если мы её показываем в игре «Любопытная Варвара». Садись на стул, давай покажем бабушку.

Логопед тихо говорит. Ребенок выполняет движения вместе с логопедом.

-Любопытная Варвара смотрит влево (медленный поворот головы влево),

Смотрит вправо (медленный поворот головы вправо),

А потом глядит вперёд (вперед).

И нечаянно заснёт.

Положи руки на животик. Надуваем шарик (медленный вдох), а теперь сдуваем: х-х-х-х-х… Ещё раз. Почувствуй, как руки движутся с животиком вперёд (вдох) и назад: х-х-х-х-х…

Закрой глаза, опусти голову, расслабься. Варвара спит.

(Логопед говорит очень медленно и тихо)

-Снится сон Варварушке:

Будто спит на травушке,

Будто солнышко печет,

Тихо реченька течет…

Один, два, три, четыре, пять,

Но пора уже вставать.


Потянись … и проснись. (Встает со стула).

2. Упражнение «Ветер»

Логопед:

- Слышишь, ветер шумит. Кто-то к нам в гости спешит.

Подними язычок вверх и пошуми, как ветер: ш-ш-ш… (Ребенок выполняет).

Садись за стол, будем встречать гостью.
2. Основная часть.

1. Сюрпризный момент.

Звучит музыка. Вносится большая кукла в осеннем наряде с корзинкой. Кукла плавно «танцует», кружится (на руках у логопеда).

Логопед:

- А вот и гостья, узнала, кто она?

Ребенок:

- Осень.

Логопед:

- Правильно. Осень пришла к нам под звуки чудесной музыки композитора Петра Ильича Чайковского «Осенняя песня».

Логопед:

- Пришла Осень, чтобы поговорить об изменениях в неживой и живой природе. (Ставит куклу на подставку перед ребенком на стол, корзинка рядом).

- Давай посмотрим, какая осенью бывает погода.

Посмотри, какая разная погода бывает осенью! (показываем карточки с изображением погоды)

Ребенок: дождик.

Л. : правильно, осенью бывает дождик.

2. Общая моторная зарядка.

Цель: Привитие умения регулировать напряжение и расслабление.

Упражнение Дождик (проводится после предварительного показа логопедом, совместно):

Дождик, дождик,

Лей, лей (руки вверху, движения кистями рук: вверх – вниз, тело и руки напряжены)

Земля, земля,

Пей, пей (постепенный наклон туловища вперед, голова опущена вниз, руки свободно повисают; обратить внимание на ощущение расслабления).

Смотри, какую лужу нам налил дождик (приносим таз с водой и ваткой).

3 Дыхательная гимнастика.

3.1. Упражнение «Кораблик»

Цель: развитие глубокого вдоха и длительного выдоха; выработка у ребенка умения правильно дышать в процессе речи.

Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой.

Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик.

Инструкция: «Давай подуем на кораблик плавно и длительно, чтобы он поплыл. При этом губы сложи трубочкой. Дуть будем на кораблик на одном выдохе».

Упражнение сопровождается рифмовкой (русской народной поговоркой):

Ветерок, ветерок, натяни парусок!

Кораблик гони до Волги-реки.

3.2. Упражнение «Подуем на листочки»

Цель: дальнейшая тренировка грудобрюшного дыхания и увеличение объема легких, выработка более глубокого вдоха и более длительного выдоха, активизация губных мышц.

Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые
, красные, оранжевые листочки; ведерко.

Логопед выкладывает на столе листочки, рассказывая про осень.

Инструкция: «Представь, что красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер - разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер - подуем на листья!»

Логопед вместе с ребенком дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы ребенок не переутомился.

«Все листики на земле... Давай соберем листочки в ведерко»

Педагог и ребенок собирают листочки.

Логопед:

- Дождик намочил нашу одежду. Давайте ее повесим сушиться.

3.3. Развитие мелкой моторики

Игра «Развесь бельё»

Цель: формировать понятия о помощи маме, закреплять знания о цвете и оттенках, помогает лучше запомнить названия предметов одежды, развивает мелкую моторику.

На веревку при помощи прищепок развешиваем предметы одежды.

Логопед:

- Что еще бывает осенью?

Ребенок: ветер.

Логопед:

- Давай, с тобой побудем ветерком.

3.4. Упражнение на дифференцирование дыхания.

Цель: обучение дифференцированного дыхания.

Используем для наглядности полоску бумаги (салфетки).

Выполняем по тексту.

- Вдох ртом, выдох ртом;

- Вдох ртом, выдох носом;

- Вдох носом, выдох ртом;

- Вдох носом, выдох носом.

3.5. Упражнение "Бегемотик".

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

4. Артикуляционная гимнастика.

Цель: развитие гибкости мышц, снятие лишнего напряжения в речевом аппарате, общее укрепление четкости произношения.

«Бегемотик»

Бегемотик рот открыл,

Подержал. Потом закрыл.

Подразним мы бегемота —

Подшутить над ним охота.

«Улыбка»

Улыбается щенок,

Зубки напоказ.

Я бы точно так же смог,

Вот, смотри. Сейчас.

«Хоботок»

Хоботок слоненок тянет,

Он вот-вот банан достанет.

Губки в трубочку сложи

И слоненку покажи.

«Хомячок»

Хомячок надует щечки,

У него зерно в мешочках.

Мы надуем щечки тоже,

Хомячку сейчас поможем.

«Лопатка»

Устала собачка и дышит устало.

И даже за кошкою бегать не стала.

Широкий язык отдохнет, полежит,