Файл: 2. Современные подходы к теории массовых коммуникаций.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эти расширения организма – не просто нейтральные инструменты. Они формируют мир, в котором мы живем.
Задача №3
В основе теории известного американского социолога-публициста, философа и футуролога Элвина Тоффлера — автора одной из самых известных футурологических концепций информационного общества. В развитии человечества он выделяет три «волны»: аграрную (до XVIII в.), индустриальную (до 1955 г.) и супериндустриальную — период, в котором ведущая роль переходит к электронным средствам связи, оказывающим свое воздействие на все сферы общества, образ жизни и сознание людей.
Раскройте характеристики всех трех «волн». Покажите возрастает ли роль массовых коммуникаций на третьем этапе.
Ответ:
Аграрная волна. При переходе к земледелию (до XVII века)
Это первая и самая продолжительная волна, насчитывающая несколько тысячелетий. Для нее характерны следующие основные черты:
-
основой экономики является земля; -
господствует простое разделение труда; -
место в жизни человека определяется его социальным происхождением; -
экономика является децентрализованной. На данной стадии преобладают добывающие виды хозяйственной деятельности — земледелие, рыболовство, добыча полезных ископаемых.
Подавляющее большинство населения (примерно 90 %) занято в сельском хозяйстве. Главная задача аграрного общества – производство пищевых продуктов с целью прокормить население. В наше время на данной стадии развития до сих пор находится целый ряд стран Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.
Индустриальная волна при переходе к классическому капитализму (до 1950-х годов)
Зарождается в XVII веке сначала в Европе, затем в Северной Америке и на других континентах, ее пик приходится на середину XX века. Основными особенностями данной волны являются следующие:
-
происходит централизация всех факторов производства на основе принципов стандартизации, специализации, концентрации; -
имеет место размывание семейных ценностей; -
место в жизни человека определяется его доходами; -
наступает эпоха господства массовых технологий и массовой культуры.
Формирование индустриального общества связано с распространением крупного машинного производства, урбанизацией (отток населения из деревень в города), утверждением рыночной экономики и возникновением социальных групп предпринимателей (буржуазия) и наемных работников (пролетариат). В качестве основных принципов данной волны Тоффлер выделяет: стандартизацию (в производстве, услугах, обучении, единицах измерения, ценах и т. д.), специализацию (в разделении труда), синхронизацию (труда во времени, обучения во времени, отдыха и т. д.), концентрацию (населения, трудовой деятельности, энергии, экономики, образования и т. д.), максимизацию (гигантомания в архитектуре, плановых показателях и т. д.), централизацию (экономики, управления государством).
Информационная волна при переходе к обществу, основанному на знаниях
Зарождается в последней трети XX века. В основе ее – бурный рост информационно-коммуникационных технологий. Некоторые особенности информационной волны уже отчетливо проявились в США и странах Северной Европы:
-
перемещение производства в бедные регионы; -
основа ВВП – услуги; -
возрастание роли знаний и инноваций в жизни общества; -
дерегуляция и децентрализация экономических процессов; -
атомизация социальной жизни.
Вызовы информационной волны затрагивают разные страны по-разному: некоторые из них пользуются до сих пор благами только сельскохозяйственной волны, многие – индустриальной и только немногие – информационной. Техника, используемая в производстве, все более усложняется, что вызывает потребность в квалифицированных кадрах и увеличивает ценность научного знания. Возрастает престиж образования, появляется целый слой квалифицированных специалистов, менеджеров, людей умственного труда. Сфера услуг, науки, образования постепенно начинает преобладать над промышленностью и сельским хозяйством, где тоже активно используются научные знания. В 1950−70-е годы становится очевидным, что человечество вступает в новую эпоху, в которой корпорации не только преследуют экономическую выгоду, но и ставят перед собой социальные цели.
Список литературы:
1. Зосименко, И.А. Социология массовых коммуникаций : учебник / И.А. Зосименко. – Ульяновск: УлГТУ, 2013. – 357 с.
2. Маршалл Маклюэн. Понимание медиа: внешние расширения человека / Understanding Media: The Extensions of Man. —М.: Кучково поле, 2007. — 464 с. — ISBN 978-5-901679-58-6.
3. Полуэхтова И.А. Социология массовой коммуникации. Часть 1 [Электронный ресурс]: курс лекций / Полуэхтова И.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский гуманитарный университет, 2012.— 96 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14530.html.— ЭБС «IPRbooks».
4. Тоффлер, Э. Третья волна М.: АСТ, 2010. — 784 с.
Задача № 2
Постиндустриа́льное о́бщество — общество, в экономике которого преобладает инновационный сектор с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний, с высокой долей в ВВП высококачественных и инновационных услуг, с конкуренцией во всех видах экономической и иной деятельности, а также более высокой долей населения, занятого в сфере услуг, нежели в промышленном производстве.
В постиндустриальном обществе эффективная инновационная промышленность насыщает потребности всех экономических агентов, потребителей и населения, постепенно снижая темпы своего роста и наращивая качественные, инновационные изменения.
Научные разработки становятся главной движущей силой экономики — базой индустрии знаний. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и творческий подход работника.
Главным интенсивным фактором развития постиндустриального общества является человеческий капитал — профессионалы, высокообразованные люди, наука и знания во всех видах экономической инновационной деятельности.