Файл: Научноисследовательская работа Стресс это болезнь xxi века Автор Соболев Александр Дмитриевич бакалавр группы эднб201.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Субъективные причини.

К субъективным причинам относится: стрессовое напряжение; стрессовые ситуации, связанные с убеждениями идеальности личности и неадекватными установками, которые признаны обществом (несоответствие «новым стандартам общества»); непринятие своей внешности; несоответствие ожидаемой и реальной жизни. То есть человек его испытывает только из-за того, что ему навязано как должно быть, а не как он хотел бы или как у него всё есть на самом деле. Не умение управлять своим временем, например, на работе/учёбе.

  1. Объективные причины.

Объективные причины стрессов человека можно разбить на четыре группы.

  1. Общество, с которым взаимодействует личность и избежать которого невозможно

  2. Его условия жизни и работы, в которых он находится постоянно

  3. Факторы социальной среды, которые в большей степени не зависят от человека

  4. Чрезвычайные обстоятельства, например, как, автомобильная авария, пожар, ураган, землетрясение или наводнение.

1.4 Влияние стресса на жизнь человека

Как нам известно, стресс стал частью нашей повседневной жизни и может произойти в любой ситуации. У каждого из нас свой уровень стресса и свой уровень его преодоления. Но несмотря на то, что стресс мы воспринимаем как негативное влияние он может оказывать положительный эффект.

Как мы выяснили в первой главе, эустресс – это стресс в результате, которого человек испытывает положительные эмоции либо недолгий и легкий стресс, восстанавливающий силы организма. Такой стресс оказывает положительное влияние на организм человека и не опасен.

Влияние стресса на живой организм

Стресс имеет три фазы развития. Сразу же после воздействия на организм

какого-либо стрессора возникает реакция тревоги, она характеризуется резким снижением уровня сопротивляемости. Постепенно организм начинает

мобилизовать свои ресурсы: вырабатываются гормоны, антитела, т.е.

принимаются необходимые физиологические меры для нейтрализации

стрессора. Такая стадия может длиться несколько часов или суток. В том

случае, когда защитным силам организма удается справиться с возникающим

дисбалансом, начинается фаза адаптации. Уровень сопротивляемости

организма восстанавливается. Но при воздействии очень сильного стрессора в течение длительного времени может наступить необратимое истощение


организма, влекущее за собой смертельный исход.

«Почему же после стадии адаптации, когда организм приспособился к

изменившимся условиям, может наступить фаза истощения?» предложил объяснение: у всех живых существ имеется некий резерв адаптации– адаптационная энергия, из которого организм черпает силы для

приспособления к изменениям, эти силы не беспредельны. По его мнению,

запасы адаптационной энергии даются человеку от рождения и постепенно

расходуются. После каждого стресса адаптационная энергия восстанавливается, но не полностью, и, таким образом, каждый стресс в большей или меньшей степени опустошает запасы жизненных сил. «Старение – итог всех стрессов, которым подвергается организм в течение жизни», - полагал Г. Селье. После смерти ученого его последователи обнаружили, что не каждый стресс приводит к необратимому истощению резервов адаптации. Положительный физиологический стресс, который вызывают положительные эмоции, активные физическая и умственная нагрузки, необходим для нормального развития организма.

Практические выводы теории Ганса Селье о стрессе:

  • Стресс может оказывать и отрицательное, и положительное воздействие.

  • Положительный стресс, как правило, порождают положительные эмоции, регулярные физические и умственные нагрузки.

  • Отрицательный стресс вызывают отрицательные эмоции, нервное и физическое перенапряжение. «Стресс рухнувшей надежды, - говорил Ганс Селье, - со значительно большей вероятностью, чем стресс от чрезмерной мышечной работы, приводит к заболеваниям».

  • Нейтрализовать отрицательный стресс помогают условия, порождающие положительный стресс, например физические нагрузки.

Положительный стресс обычно более благотворно влияет на организм, чем полный покой. Известно, что лучший отдых – это смена деятельности. Например, если не решается задача, нужно сделать перерыв для физической нагрузки, которая вызовет положительный стресс. Он поможет восстановить силы и нейтрализовать действие отрицательного стресса. [6]

1.5 Методы борьбы со стрессом



рисунок 2.

1. Метод рационализации предстоящего события. Следует детально представить ситуацию, которая вас ожидает: где произойдет волнующее вас событие, что вы будете говорить, что будет говорить ваш собеседник. В результате у вас снизится уровень неопределенности и, как следствие, снизится повышенный уровень эмоций, мешающий работать.


2. Метод избирательной позитивной ретроспекции (полезен для тех, кто часто сомневается). Вспомните ситуацию, в которой вы решили свою проблему и можете гордиться собой и своими действиями. Запишите все комплименты, которые можете себе сделать.

3. Метод избирательной негативной ретроспекции. Запишите все свои провалы и проанализируйте их причины: нехватка ресурсов (если да, то каких), недостаточное планирование и т.п. Постарайтесь учесть выявленные ошибки при планировании своих действий в будущем.

4. Метод зеркала. В момент волнения отметьте, в какой позе находится ваше тело. Придайте ему позу уверенности. Изменение позы вызовет изменения на физиологическом уровне (организм станет вырабатывать меньше адреналина), и ваши негативные эмоции исчезнут или их уровень понизится.

5. Метод детальной визуализации неудачного исхода ситуации (предельное усиление). Представьте себе различные варианты исхода событий, вплоть до самого неблагоприятного. Подумайте, что вы будете делать, если реализуется наихудший для вас вариант развития событий. Аналогичным образом спланируйте свои действия при других исходах.

6. Ауторегуляция дыхания. Когда по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становится трудно дышать. Дыхание становится затрудненным и тяжелым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием использовать его для успокоения, для снятия напряжения

7. Релаксационные упражнения. Большинство из нас уже настолько привыкло к душевному и мышечному напряжению, что воспринимают его как естественное состояние, даже не осознавая, насколько это вредно. Следует четко уяснить, что освоив релаксацию, можно научиться это напряжение регулировать, приостанавливать и расслабляться по собственной воле, по своему желанию. Итак, выполнять упражнения релаксационной гимнастики желательно в отдельном помещении, без посторонних глаз. Целью упражнений является полное расслабление мышц.

Не забывайте также про общие рекомендации для снижения стресса:

  • сон не менее 8-9 часов в сутки

  • отказ от вредных привычек

  • физическая активность

  • правильное питание

Если выполнять хотя бы один из методов преодоления стресса, то через несколько его применений, вы сможете научиться его контролировать и не перейти с эустрасса на дистресс.


ГЛАВА 2

2.1 Проведение опроса

Мной был проведён опрос, состоящий из 10 вопросов. В нём приняли участие 13 девушек возрастом от 18 до 25 лет и 20 юношей возрастом от 17 до 21 года. В данной главе будут опубликованы результаты составленного мной опроса и сделаны выводы по каждому вопросу.

Опрос состоял из следующих вопросов:

1) Сколько Вам лет?

2) Укажите ваш пол;

3) Подвергаетесь ли Вы стрессу?

4) Что является причиной Вашего стресса?

5) Как стресс влияет на Вашу работоспособность?

6) На какие сферы Вашей жизни влияет стресс?

7) Получается ли у Вас самостоятельно справляться со стрессом?

8) Обращались ли Вы за помощью к профессионалам?

9) Влияет ли стресс на Ваше здоровье?

10) Как стресс влияет на Ваше здоровье?

2.2 Анализ результатов опроса

В результате обработки полученных данных было установлено, что 85% опрошенных студентов подвергаются стрессу, 9% не подвергаются стрессу и 6% затрудняются ответить.



Рисунок 3.

43% (14 человек) респондентов отвечают, что причиной их стресса является учёба. Остальная часть опрошенный, отвечая на этот вопрос, отметили следующие факты:

  • Работа - 12% (4 человека);

  • Недосып – 3% (1 человек);

  • Жизненные события – 18% (6 человек);

  • Затрудняются ответить – 24% (8 человек).



Рисунок 4.

Ответы на 5 вопрос, дают нам понять, что стресс влияет отрицательно на работоспособность респондентов. Так же выяснил что, если человек испытывает стресс у него меняет настроение, появляется раздражительность, проблемы с концентрацией, бессонница, частые головные боли.

Так же стресс влияет на наши сферы жизни, такие как:

  • Личная 32% (25 человек)

  • Учебная 32% (25 человек)

  • Общественная 22% (17 человек)

  • Спортивная 13% (10 человек)



Рисунок 5.

На вопрос «Получается ли у Вас справляться со стрессом?» 55% (18 человек) ответили «Да», 27% (9 человек) ответили «Затрудняюсь ответить» и 18% (6 человек) ответили, что «Нет».



Рисунок 6.

В результате опроса было выявлено, что 88% (29 человек) не обращались за помощью к профессионалам, а 12% (4 человека) были вынуждены обратиться к ним.



Рисунок 7.

По итогам опроса стало известно, что стресс влияет не только на наши жизненные сферы, но и на наше здоровье. 70% (23 человека) ответили – «Да», 18% (6 человек) ответили - «Нет» и 12% (4 человека) затрудняются ответить.




Рисунок 8.

Как нам стало известно, стресс отрицательно влияет на наше здоровье и пагубно влияет на него. Итак, несколько предложенных ответов респондентами.

73% (24 человека) ответили, что с появлением стресса у них появились проблемы со здоровьем. 12% (4 человека) испытывают частую головную боль, 3% (1 человек) подвергается паническим атакам и 12% (4 человека) заметили изменение в весе.



Рисунок 9.

Проведенный опрос позволил сделать вывод, что большая часть участников подвергается стрессу. Статистика показала, что самая часто встречаемая проблема стресса у респондентов - учёба. Стресс отрицательно влияет на всех опрошенных из-за чего появляются проблемы со здоровьем. У части респондентов получается самостоятельно справиться со стрессом, а остальные обращаются за помощью к профессионалам. Я считаю, что если Вы испытываете очень частый стресс и не можете с ним справиться, то необходимо обратиться за помощью к профессионалам, так как стресс влечёт за собой множество пагубных последствий.

Заключение

По итогам сделанной работы на тему стресса, можно сделать вывод, что стресс - это болезнь XXI века и чаще всего она оказывает отрицательное влияние на жизнь человека.

Стресс - совокупность неспецифических адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов-стрессоров.

Но также стресс имеет положительный и отрицательный характер. Есть две основных категории стресса – эустресс и дистресс.

Эустресс – это стресс в результате, которого человек испытывает положительные эмоции либо недолгий и легкий стресс, восстанавливающий силы организма. Такой стресс оказывает положительное влияние на организм человека и не опасен.

Дистресс – это стресс, результатом которого может быть возникновение хронического заболевания или смерть.

Стресс может возникать по множеству причин, начиная от волнения или трудностей и заканчивая будничными заботами. Всё это побуждает раздражение и тревогу, что в дальнейшем может привести к эмоциональному срыву.

Список литературы

[1] Селье Г. Что такое стресс? //Стресс жизни: сб. – 1994. – С. 329-333.(Дата обращения: 13.11.2021г.)